ОПИСАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ




 

Направленность понимается как система доминирующих отношений личности, проявляющихся в двух позициях: отношение к себе и её отношение к другим.

Проведенное исследование дало возможность выделить 4 основных типа личностной направленности и 8 подтипов – акцентуаций (см.: Графическое представление типов направленности).

При всей противоречивости отношения человека к самому себе (Я) и другим, обществу (О), удалось выделить некоторые тенденции связанные с преимущественно положительным (Я «+», О «+») или преимущественно отрицательным отношением (Я «-», О «-»).

 

Я «+», О «+» - гуманистическая направленность

 

Гуманистическая направленность – это такая направленность при которой личность не стремится к автономии, но признаёт при этом право каждого, и своё в том числе, на свободное самоопределение как индивидуально, так и в рамках коллектива (группы).

Главная ценность для человека с такой направленностью – личность. Я, Он, Она - конкретный человек и конкретное общество, состоящее из конкретных Я, а не из абстрактных «других».

Положительное отношение человека к себе и другим людям выражается в первую очередь в принятии личностью себя как целого в принятии других такими, какие они есть. При этом человек осознаёт и свои достоинства, и свои недостатки. Он вполне допускает, что другие, во многом отличающиеся от него, имеют право быть такими, какими они хотят быть, имеют право быть другими. И это не вызывает в нём раздражения, неприязнь, отвержения.

Он с уважением относится к своим мнениям, интересам, убеждениям, позициям, а также к интересам, мнениям и т.д. своих приятелей, одноклассников, взрослых, даже если они противоречат его собственным.

Человек удовлетворён тем местом, которое он занимает в коллективе, т.е. со стороны окружающих он получает внимания, уважения, интереса, симпатии столько, насколько он рассчитывает. Но даже в том случае, когда его ожидания не оправдываются, это не вызывает негативного отношения к ним, поскольку для человека является вполне допустимым не просто абстрактное отличие других от него самого, но также совершенно естественным является то, что в представлении окружающих он может быть самым различным, соответственно и отношение к нему может быть самым разным.

Такой человек всегда находит нечто положительное в том, чем он занимается. Результаты его труда, даже если они сами по себе не удовлетворяют его, не вызывают в нём отчаяния, а скорее являются стимулом для продолжения работы. Он уважительно относится и к деятельности других людей.

Поведение человека определяется стремлением к самореализации, причем ориентация личности на принципы справедливости, человечности, уважения к интересам, убеждениям, позициям каждого позволяет личности реализовать это стремление без ущерба для других.

Если его желания входят в противоречие с желаниями других людей, он не подчиняется слепо другим и не стремится подчинить кого-то себе, чаще всего он старается найти компромисс, удовлетворяющий «обе стороны».

Он доброжелателен, открыт для контактов с людьми. Он стремится понять людей, помочь им, стремится увидеть в каждом человеке в первую очередь нечто положительное.

При неудачах такой человек не склонен обвинять в них окружающих, обстоятельства и т.д. Не склонен он и к самобичеванию, как правило, он находит меру своей ответственности, сохраняя к себе и другим в целом положительное отношение, веру в свои силы, способности, возможности, а также веру в осуществимость того, что является желаемым для других.

Для такого человека характерно также терпимое, в целом положительное отношение к своему прошлому и прошлому других людей, своей страны.

В данном типе выделились дополнительные подтипы направленности: с преимущественно положительным отношением к себе (Я) – гуманистическая направленность в индивидуалистической акцентуацией и с преимущественно положительным отношением к другим – гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией.

 

Гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией – это такой подтип гуманистической направленности, при котором центральным мотивом поведения и критерием нравственной оценки является безусловно положительное отношение подростка к другим людям. Подросток с такой направленностью готов бескорыстно жертвовать на благо своих приятелей, взрослых, класса, группы собственными интересами. Такой тип направленности личности традиционно назывался коллективистическим. На первый взгляд кажется, что такая направленность является в высшей степени положительным явлением. Однако наше отношение к данному типу направленности не столь однозначно. Личность с альтруистической направленностью несколько обесценивает себя, что при определённых условиях может привести к изменению отношения личности к самой себе с Я «+» на Я «-», к проявлению конформизма как качества личности и, в итоге, - к формированию социоцентрической направленности.

На координатной плоскости область, соответствующую гуманистической направленности с альтруистической акцентуацией, можно условно расположить между осью О «+» и биссектрисой 1 квадранта.

Область, располагающаяся между осью Я «+» и биссектрисой 1 квадранта, соответствует гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией.

Гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией личности – это такая направленность, при которой личность стремится занять позицию относительной автономии, стремится к признанию обществом её значительных прав в нём, его личной ценности. Большей ценностью для личности с такой направленностью является она сама, её потребности, интересы. Её поведение определяет стремление к самореализации и самоутверждению в самых различных социальных ролях и социальных ситуациях. Личность не игнорирует общество, напротив, общество для неё является очень значимым, так как именно в нём она стремится занять позицию, соответствующую её уровню притязаний. Для личности с таким типом направленности очень важно признание обществом её личной значимости, ценности, неповторимости. Самоутвердиться она стремится через деятельность, через её результаты, ценные для неё самой и для других людей.

 


Я «+» О «-» - эгоцентрическая направленность личности

 

Эгоцентрическая направленность – это такой тип направленности, при котором личность находится в центре внимания самой себя, вся её активность сосредоточена на самой себе, собственных интересах, проблемах. Личность стремится к признанию обществом её абсолютных прав в нём, её особой ценности для него.

Основной ценностью для подростка с такой направленностью является он сам – его мысли, суждения, интересы, деятельность, результаты его труда. Человек, принимая себя, часто недостаточно критично оценивает особенности своей личности. Свои взгляды, интересы, убеждения, личностные качества он считает достойными уважения, однако при этом он убеждён, что далеко не каждый из окружающих достоин такого же отношения. Особенно это может проявляться по отношению к взрослым. Все интересы, потребности личности направлены на саму себя. Она стремится брать, и как можно больше, от общества, игнорируя потребности, интересы других людей.

Человек с данным типом направленности очень требовательно подходит к оценке другого, принимая в целом его настолько, насколько он похож на него самого, на сколько другой согласен с его мнениями, насколько разделяет его симпатии и антипатии, насколько близки другому его убеждения. Подросток с таким типом направленности зачастую не понимает, что возможно существование иных точек зрения, отличных его собственной. «Непохожесть» человека вызывает отрицательное к нему отношение: раздражение, неприязнь, отвержение. Стиль взаимоотношений с одноклассниками (особенно если подросток находится на «руководящих постах») – авторитарный. От друзей, приятелей такой подросток требует подчинения, выполнения его решений, требований; считает, что друг, если он настоящий, должен пожертвовать ради него и своими взглядами, и своими интересами, сам же он на такие жертвы способен редко.

Вообще окружающие не игнорируются, но интересуют его постольку, поскольку он желает утвердиться как личность в его глазах, хочет, чтобы они признали его ценность, особую значимость, по сравнению с ними. Однако тот социальный статус, который он имеет, чаще всего не удовлетворяет его. Ему кажется, что его недооценивают, что он достоин более высокого положения, чем то, которое ему отвели окружающие.

Его не всегда удовлетворяет то, чем он занимается, а также результаты его труда, но почти всегда он считает и своё дело, и его результаты гораздо более значительными и важными, чем дело и результаты труда окружающих. Однако сама деятельность и его результаты важны не столько, сколько цель – самоутвердиться за счет кого и чего угодно. Он может быть уверен, что ему всё удастся. Однако его уверенность в собственных силах может переходить зачастую в самоуверенность, в их переоценку. Нередко его постигают неудачи, поражения. Но и в случае полной уверенности в своих силах и при осознании своего бессилия человек склонен в своих неудачах и проблемах обвинять окружающих, что ещё более усиливает его отрицательное отношение к ним.

Уважительное отношение к окружающим зачастую прямо пропорционально уважительному уважению окружающим к человеку с данным типом направленности.

В целом он удовлетворён своими поступками, манерой поведения, по крайней мере он считает, что ведёт себя так, как того заслуживают окружающие. Большинство тех, с кем он общается, кажется ему излишне требовательными, неоправданно критичными, несправедливыми к нему.

Проблемы, интересы, суждения других, по большому счёту, ему безразличны, но он остро переживает подобное безразличие по отношению к себе самому. Он не стремится понять людей, помочь им. В окружающих он, в первую очередь старается увидеть то, что может угрожать его личности, или что поможет ему самоутвердиться.

В связи с этим, особо сложные конфликтными отношения складываются у таких подростков со взрослыми.

К своему прошлому они относятся достаточно терпимо, однако отношение их к прошлому других людей, своего народа, страны чаще всего отрицательное.

Эгоцентрическая направленность с индивидуалистической акцентуацией. Основой характеристики данного подтипа является общая характеристика эгоцентрической направленности, однако, отношение личности к обществу характеризуется меньшей жестокостью и нетерпимостью. Нельзя сказать, что личности безынтересно общество, что она абсолютно отвергает его ценность, пренебрегает им, но для неё важнее она само, возможность проявить, выделить себя, при этом ценность общества определяется тем, насколько оно может дать возможность личности проявить свои способности, насколько оно способствует её самоутверждению.

Можно увидеть некую связь, найти нечто общее между характеристикой гуманистического типа направленности с индивидуалистической акцентуацией и эгоцентрического типа с индивидуалистической акцентуацией: при одинаковом в том и другом подтипе отношения личности к самой себе (Я «+») отношение к обществу различное. Личность при эгоцентрическом типе с индивидуалистической акцентуацией относится к нему более требовательно, более пристрастно, менее терпимо. Однако между ней и обществом нет пропасти.

Эгоцентрическая направленность с эгоистической акцентуацией. В дополнение к характеристике эгоцентрической направленности, данной выше, следует добавить, что личность с таким подтипом направленности полностью центрируется на себе. Она не просто более критично и требовательно подходит к оценке окружающих, их интересов, поступков, суждений, убеждений и т.д., она, считая свои мнения, убеждения, интересы единственными заслуживающими внимания, зачастую просто не понимает, что возможно существование других точек зрения, отличных от её собственной и т.д. Отсюда и нетерпимое отношение к окружающим, стремление самоутвердиться любыми средствами, не считаясь с их мнениями, желаниями и т.д. важно то, что самоутверждение личности происходит не за счет повышения собственной значимости (абсолютная величина Я «+» всегда ниже абсолютного значения О «-»), а за счёт снижения ценности и значимости других.

При неблагоприятных условиях, когда личность не находит условий для самоутверждения и её отношение к обществу становится всё более и более отрицательным, а отношение к себе менее и менее положительным, данный подтип может перейти в негативистическую направленность, т.е. привести к существенным отрицательным изменениям личности.

 


Я «-» О «+» – социоцентрическая направленность личности

 

Главная особенность такой направленности в том, что личность не приемлет себя. Однако нельзя сказать, что личность с данным типом направленности приемлет людей такими, какие они есть. Сравнивая себя с ними, человек неизменно находит нечто положительное у них и отсутствие этого или нечто отрицательное у себя. В любом случае, это сравнение оказывается не в пользу личности. По отношению к себе это вызывает скорее досаду, или самоуничижительные чувства, по отношению к окружающим – зависть и пиетет.

Одноклассники могут вызывать зависть и злость потому, что у него нет «таких возможностей», «таких родителей». Однако в его поведении с ними зачастую может проявляться заискивающая позиция. Его отношение к каким-либо вопросам может изменяться в зависимости от позиции окружающих. Это безусловно, не может вызывать уважения, особенно со стороны одноклассников.

Такой человек зачастую неудовлетворен тем делом, которым он занимается, а также и результатами своего труда. Ему кажется более значительной, по сравнению с ним, деятельность других людей, а также те результаты, которых они добиваются. Его часто постигают неудачи, в которых он винит себя, свою судьбу, но восприятие происходящего как некой «нормы» редко заставляет приложить серьёзные усилия, чтобы разобраться в истинных причинах своих неудач и предпринимать попытки для достижения действительно чего-либо значительного.

Он бывает доволен своими взаимоотношениями с окружающими, своими поступками, манерой поведения настолько, насколько ему удаётся соответствовать их «нормам», «вписываться» в их «правила». Поэтому в контактах чаще всего он осторожен, боится открыться, боится оказаться в смешном, нелепом положении (это относится не только к одноклассникам, но и к взрослым), поскольку в его представлении окружающие превосходят его по многим «показателям». Он стремится к контактам, но не потому, что ему интересны люди, их проблемы, интересы, а потому что ему неинтересны, кажутся мелкими, ничтожными, глупыми свои собственные. Он хочет утвердиться среди окружающих, но утверждается он «пристраиваясь» к ним.

Со стороны окружающих он не получает должного внимания, интереса, уважения, но может считать это вполне заслуженным. Человек не верит в свои силы, не верит, что ему самостоятельно удастся то, чего он желал бы достигнуть. При этом он уверен, что другие достигнут желаемого с легкостью, по крайней мере, гораздо проще, чем он.

Для человека с данным типом направленности характерно отрицательное отношение к своему прошлому. Как и в настоящем, он находит в своём прошлом в основном то, за что ему бывает стыдно, что ему неприятно, о чем он сожалеет и т.д. В отношении прошлого окружающих, своего народа, страны преобладают скорее положительные эмоции, но приблизительно такого характера: раньше всё было хорошо, раньше люди были лучше, добрее, внимательнее, и подросткам жилось проще и лучше и т.д.

Социоцентрическая направленность с конформистской акцентуацией. Чувство собственной незначительности как личности для себя самого и окружающих при этом типе акцентуации чаще всего проявляется в конформистской позиции личности (от злобно завидующего «тихушника» до апологета «масс», руководства и т.д.). Человек подстраивается под позицию большинства или референтной группы, изменяет в соответствии с ними, первоначально иные собственные позиции и установки. Далеко не всегда это «подстраивание» и «изменение» носит внутренний характер: зачастую подросток принимает позицию окружающих, внутренне не соглашаясь с ней, не оценивая её как более обоснованную и объективную, чем его собственная. Он идёт на это с целью разрешения осознанного конфликта между личным и групповым мнением. В любом случае ценность собственной личности, по сравнению с другими – значительно ниже.

Социоцентрическая направленность с самоуничижительной акцентуацией. Осознание своей незначительности как личности приобретает характер самоуничижительный. Собственная ничтожность в глазах подростка, соответствующее отношение сверстников могут быть крайне мучительны для него, но изменить ситуацию, отношение к себе окружающих невероятно сложно, в первую очередь потому, что сам подросток относится к себе без уважения, без внимания, без любви. В поведении – все та же конформистская позиция, но при этом типе она приобретает уродливые, порой гротескные формы. В компании с ними не считаются, порой их вообще не считают «за людей».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: