Я «-» О «-» негативистическая направленность личности




 

Необходимо особо подчеркнуть, что психологический феномен направленности как сформированного устойчивого отношения личности к самой себе и к обществу применим в данном случае несколько условно. Отношение личности, характеризующееся как Я «-» О «-», не может быть достаточно устойчивым и ведёт человека либо к постепенному (или скачкообразному) изменению его отношения к себе и другим, либо к невротическим состояниям личности, в крайнем особо тяжелом варианте – к суициду.

Человек не приемлет ни себя, ни других. Эти люди зачастую тонко чувствующие, глубоко переживающие. Переживания по поводу крушения идеалов (неких идеальных образов, реальных людей, убеждений, мировоззренческих позиций и т.п.), проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, в семье; фрустрированные ведущие возрастные потребности чаще всего и приводят человека к таком отношению к себе и к обществу.

Подросток ощущает полную свою несостоятельность как личности. Ни в себе, ни в окружающих он не видит того, за что можно было бы уважать и себя, и их. И сам человек и окружающие, их поступки, мысли, желания, стремления кажутся ему мелкими, ничтожными, бессмысленными, лживыми.

В школе обычно такой подросток «отбывает время». Ему не нравится учёба, не нравятся дела, которыми увлекаются его сверстники, безынтересно и то, чем занимается он сам (зачастую вынужденно), его занятия не приносят ему удовлетворения. Он не верит в то, что своей деятельностью (к примеру, учебой) он может существенно повлиять на свою будущую жизнь. Само будущее рисуется ему в серых, мрачных красках. Он, безусловно, желает изменений к лучшему, но не хочет (не может) что-либо предпринять, чтобы это «лучшее» наступило, поэтому любые изменения, любые «новые» требования воспринимаются им негативно.

Чаще всего одноклассники и учителя оценивают его отрицательно. Соглашаясь с такой оценкой, принимая её, вместе с тем подросток чувствует несправедливость окружающих. Он не удовлетворён тем местом, которое он занимает в коллективе, хотел бы занять другое, но не стремится к повышению своего социального статуса, его желания не подкреплены реальными действиями, направленными на их осуществление. Ни успехи, которые бывают достаточно редко, ни поражения не оказывают на него существенного влияния.

В свои взаимоотношения с одноклассниками, учителями он может оценивать как плохие, но при этом он не видит и не ищет пути их улучшения.

Его жизнь проходит под знаком «-». Чувства, стремления, потребности, интересы, внутренне состояние одноклассников, по сути дела, его мало интересуют, и окружающие, безусловно не могут не чувствовать это безразличие и платят ему как минимум тем же.

Внешне такое состояние человека может периодически проявляться в бурных вспышках гнева, отчаяния, вызванных крайне дискомфортным внутренним состоянием. Чаще всего человек находится в подавленном состоянии.

Отношение к своему прошлому, а также к прошлому своего народа, страны отрицательное, но, по сравнению с сегодняшним днём, своим и других людей кажется, что прошлое было все-таки менее отвратительным, тяжелым, страшным, чем сегодняшний день и, тем более, завтрашний.

Негативистическая направленность с мизантропической акцентуацией. Ярко выраженное отрицательное отношение к другим. Окружающие могут вызывать отвращение, злобу, ненависть. Человек кажется себе ничтожным, безнравственным, но люди, которые рядом, - ещё более отвратительными.

Их взгляды, интересы, убеждения кажутся ему мелкими, ничтожными, не заслуживающими внимания, свои же – если не столь ничтожными, то такими, которые невозможно воплотить в жизнь или следовать им в силу, как ему кажется, независящих от него обстоятельств. Он видит, сколь несовершенен он сам, как далеки от идеала окружающие. И самое главное, он считает, что ни ситуацию, ни самого себя, ни людей, ни их отношение к нему и т.д. не возможно изменить вообще. Это вызывает в нём гнев, раздражение, разочарование, отчаяние, что может приводить к бурным эмоциональным вспышкам, но чаще всего он не идёт на открытое противостояние кому бы то ни было, он – в «массе», как правило, в массе недовольных.

Негативистическая направленность с самоуничижительной акцентуацией. При данном типе акцентуации при оценке подростком окружающих и себя отрицательные черты приобретают гипертрофированный вид, положительные же замечаются крайне редко, как исключение из общего правила. Его рассуждения зачастую бывают таковыми: чем хуже, тем лучше.

Очень тяжелое эмоциональное состояние: гнев, отчаяние, стыд, чувство вины. Самый опасный тип акцентуации. Ни в других, ни в себе человек не видит ничего положительного, никаких светлых перспектив, подростку не за что «зацепиться»: его отношение к себе ещё хуже, чем к другим. Если подростку во время не прийти на помощь, то ситуация, в которой он оказался, может закончиться трагически.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: