Происхождение языков – факты, мифы, догмы, табу, парадигмы.




Филологи изучают историю возникновения языков, опираясь на определённые сходства и различия между существующими языками, что принято называть компаративистикой, а также на дошедшие до нас письменные источники об исторических фактах и мифах, связанных с ними. Строительство вавилонской башни - исторический факт, подтверждённый археологами, а повествование о едином языке для всех живущих на земле до начала строительства башни и гнев бога на гордыню строителей, желавших добраться до неба и наказание их, в результате чего они перестали понимать друг друга, так как заговорили на разных языках – миф. Что почерпнули для себя филологи из этого библейского повествования и взяли на вооружение? Это, прежде всего представление о существовании в далёком прошлом единого языка и преобразования его в другие путем дивергенции, то есть отклонений от материнской основы - праязыка.

Праязыком вначале было предложено считать древнееврейский язык, затем древнеиндийский санскрит, но в последующем, когда выяснилось, что санскрит не первый язык на Земле, изобрели гипотетический праиндоевропейский язык, который был положен в основу гипотетического языкового древа, на котором выросли индоевропейские языки в результате дивергенции. Возникновение языков от одного праязыка назвали моногенезом, а процессы, происходящие при этом – теорией (а вернее -гипотезой) моногенеза, которая, как оказалось, не в состоянии объяснить появление языков не поместившиеся на языковом древе, поэтому некоторые ученые предлагали моногенетическую теорию, основанную на мифе, заменить на теорию полигенеза, признав, что языки, независимо друг от друга, создавались во многих местах. Но в 1865г. французское лингвистическое общество и затем и французская академия запретили принимать на рассмотрение гипотезы о происхождении языка. Результатом наложенного табу, исследования по этой проблеме практически прекратились, а в лингвистической науке возобладали воззрения, основанные на мифологии и признании роли всемогущего творца в создании языка. В это время создаётся учение о фонеме (звуке), которая не имеет своего собственного значения. Не делается никаких попыток объяснить, почему добавление одного звука к существующему понятию кардинально его меняет. Так звук А, присоединявшийся к слову симметрия в качестве приставки, превращает его в асимметрию, то есть нарушение симметрии. Если понятие бил, то есть наносил удары, получает дополнительный звук в качестве приставки С, или В, или У, то новые понятия сбил, вбил, убил приобретают дополнительную информацию, к той, что содержится в слове бил. Следовательно, утверждение об отсутствии в звуках информационного содержания не обосновано.

Но главным камнем преткновения для гипотезы моногенеза являются процессы становления языка: то ли люди получили этот язык в качестве подарка от всевышнего или инопланетян и заговорили, забыв начисто свои природные средства коммуникации, то ли произошла какая-то мутация, сразу оторвавшая их от прежнего способа общения. Других вариантов происхождения языкового общения лингвисты стараются не рассматривать, так как коммуникативные средства общения гоминид (далеких человекообразных предков человека) и современных человекообразных обезьян совершенно не похожи на современные языки: в них нет постоянных именований объектов и явлений, а есть только ситуативные звуковые сигналы, отсутствует синтаксис, а поэтому животную коммуникацию нельзя ставить в один ряд с языком. Аудиовизуальная коммуникация приматов, как претендент на место предшественника языкового общения человека всерьёз не рассматривалась и, как правило, отбрасывалась. Одна из основных причин такого отношения к историческим корням своего существования является религия и связанные с нею социально-политические взгляды и убеждения.

Мозг человека способен отражать все процессы, происходящие в мире. Наиболее важными для существования индивидов сообщества являются процессы и способы взаимодействия человека с различными объектами. Некоторые из них хорошо известны математикам и логикам – это соединение (конъюнкция), и отделение (дизъюнкция). Они лежат в основе программирования компьютерных программ.

Нашим мозгом эти процессы выражаются в форме звуков: соединение - звуком И (в русском языке служит соединительным союзом), отделение – звуком О (в испанском языке используется как разделительный союз). Но если нам известна информация, выраженная в этих звуках, то надо предположить наличие информации и в других звуках и попытаться её выявить. Ученые языковеды не стали себя затруднять исследованиями и предложили считать, что звуки, заимствованные у антропоидов и использованные при формировании языков в качестве фонем, потеряли свое информационное содержание, но сохранили форму. Хотя это предложение противоречит философским установкам о неразрывности формы и содержания, в лингвистике оно прижилось. И если древнегреческие философы – Платон, Сократ и другие пытались раскрыть содержание звука, то современные лингвисты, остаются верными апологетами своей науки, своей парадигме (системе гипотез, теорий и научных взглядов на изучаемое явление, бытующих в обществе) построенной на мифологической основе. Неудивительно, что многие из них не хотят ничего слышать об информационном содержании звуков.

Не прекращающиеся антропологические исследования и археологические находки смогли снять запреты на осмысление процессов становления человека, доказав эволюционное развитие мозга и зон, связанных с речью у наших предшественников. Однако говорить об эволюции первой сигнальной образно-звуковой коммуникативной системы наших далеких предков во вторую понятийно-образную систему общения (языки человечества) среди лингвистов считается дурным тоном, так как это противоречит установившейся системе взглядов и убеждений, то есть их парадигме, основанной на мифе, табу и признании творца. Несмотря на огромные достижения лингвистической науки в области компаративистики, нельзя не видеть её слабостей из-за неверных установок. Остается только пожелать лингвистам провести ревизию своих убеждений и двигаться вперёд семимильными шагами.

Переход от первой образно-звуковой коммуникативной сигнальной системы ко второй понятийно-образной системе общения (языку) происходил в палеолите и неолите, то есть длился миллионы лет. Естественно, что он связан с изготовлением и использованием охотничьих орудий, применением огня для обогрева и приготовления пищи, о чём свидетельствуют археологические находки, изготовлением посуды для продуктов питания, совершенствованием технологии охоты на различных животных, изготовлением одежды, сооружением надежных жилищ. Всё это становилось возможным при условии общения и передаче опыта освоения природы своим подрастающим соплеменникам. Любое новое приобретение, улучшающее существование сообщества, отмечалось рефлекторно-издаваемым звуком, одним из тех звуков, которыми антропоиды пользовались на охоте и в быту. Звук вызывал ответную рефлекторную реакцию у реципиентов, подготавливал их к определенным действиям, ассоциировался с новым объектом, явлением, действием, и при неоднократном применении откладывался в долговременной памяти. В то время односложные сочетания звуков (или одного звука) могли обозначать самые разнообразные явления. Эта многозначность – древние омонимы. Подобное наблюдается в наше время у детей, ещё не научившихся говорить. Дети в краткой и сжатой форме в период своего развития (в онтогенезе) проходят этапы исторического развития вида (филогенез). В другом месте и в других условиях рефлекторная реакция на что-то новое была иной. В контактирующих сообществах одно и то же явление могло приобретать разные звуковые обозначения, что можно рассматривать как древние синонимы. Вероятно, первоначальные синонимы одного и того объекта (явления, действия) могли соединяться в одно первоначальное слово, понятное контактирующим индивидам, которое более определённо относилось к проименованному объекту. Превращение первоначальных омонимов при контактах с другим сообществом в синонимы, а синонимов в первоначальные слова - таков путь создания первоначальных понятий. Умножение способов воздействия на материальную среду обитания в контактирующих сообществах, приводило к возрастанию первоначальных понятий, к созданию первичных тезаурусов, в основе которых лежали звуки, их информационные содержания, которые выявлялись по действиям соплеменников на звуковые сигналы-знаки, и соответствующие им ситуативные картины мира. Первичные тезаурусы состояли из односложных понятий и из понятий, выраженных лишь одним звуком. Следующий этап развития тезаурусов связан с созданием новых составных понятий из элементов первичных тезаурусов. В односложных словах -понятиях увеличивается число звуков (два и более), появляются двухсложные слова. У детей этот процесс обычно наблюдается в возрасте 2-3 лет, а в филогенезе на этот процесс потребовались сотни тысячелетий



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: