Жесты позитивные и негативные




Лобарева Л. А.

Педагогическая академия последипломного образования

Свойство и назначение жеста

В жизни есть немало случаев, когда жест бывает красноречивее слов, а мимика в кратчайшую долю секунды доказывает то, на что потребовались бы монологи. Да и вряд ли был бы эффект, равный достигнутому. Там, где порой нужно всего лишь мимолетное движение души, самые задушевные слова порой бывают лишними. Зачастую жест и поза бывает более “говорящими”, чем слова.

Обращали ли вы внимание, что жесты дополняют речь, опережают ее, иллюстрируют сказанное, помогают донести информацию? Попробуйте провести небольшое исследование, наблюдая за собеседниками или оценивая свои невербальные (неречевые) возможности.

В создании имиджа участвует не только лицо, но и тело, жест, внешность человека. Одним из слагаемых внешней привлекательности человека является постановка элегантных манер, выразительность мимики, жестов, поз и осанки.

Велика роль языка телодвижений (кинесики) в “подаче себя”, в обеспечении эффекта визуальной презентации.

 

История и современность

Предметом изучения кинесики стал “язык” тела, вся совокупность коммуникативных движений. Основы изучения этой области заложены в 50-х годах работами шведского ученого Р. Бердвистелла.

Многие наши соотечественники хорошо знакомы с работами по бессловесному общению Антона Штангля, Генри Калеро, Аллана Пиза и Дж. Ниренберга и других зарубежных авторов, изданных в России. В этих работах проанализированы основы невербального общения человека западноевропейского и американского типа.

Кинесика - (от анл. kinesics, греч. kinesis) - наука, изучающая отражение поведения человека в его внешних проявлениях. Внешне эмоции проявляются в выразительных движениях. Различаются мимические и пантомимические движения. Кинесика, в широком понимании, изучает различные движения тела, а в более узком - движения лица и рук.

Кинесика - теоретико-прикладной тезаурус самопрезентации.

Под жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. А также жесты неразрывно связаны с фрагментарностью кинесики нашего тела, то есть с манерами поведения, которые выражают отношения кого-то к кому-то. Жесты являются (по меткому наблюдению В.М.Шепеля) “своеобразной аранжировкой манер поведения” человека.

По физической природе жесты можно разделить на две большие группы: головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты выполняются одной или обеими руками, они делятся на подгруппы: пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные.

Особую роль в жесте играет кисть руки. Р. Славский в книге “Искусство пантомимы” писал: ”Кисть руки - душа жеста. Кисть зовет, манит, приглашает, отталкивает, дает, берет, укоряет, рассказывает, ласкает, карает, спрашивает, провожает, в кисти, равно как и во всей руки, необходимо выработать живость и пластическую мягкость”.

Язык рук

Язык жестов - один из самых древних языков, с его помощью могут понять друг друга люди, говорящие на разных языках. Человек использует жесты, чтобы передать информацию и выразить свое отношение к сказанному. Вот почему так велика роль жеста.

Еще две тысячи лет назад великий Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать, а первый словарь жестов видимо принадлежал римскому ритору Квинталиону, который жил в первом веке до нашей эры.

Предметом изучения кинесики стал “язык” тела, вся совокупность коммуникативных движений. Основы изучения этой области заложены в 50-х годах работами шведского ученого Р. Бердвистелла.

Многие наши соотечественники хорошо знакомы с работами по бессловесному общению Антона Штангля, Генри Калеро, Аллана Пиза, Дж. Ниренберга и других зарубежных авторов, изданных в России, Дж. Фаста и Э. Холла, Х. Рюкле. Их работы, изданные в 90-х годах, посвящены роли телодвижений в человеческой коммуникации и специфике сигналов тела в американской культуре, в них проанализированы основы невербального общения человека западноевропейского типа.

Российский «язык тела», присущая россиянам мимика, телодвижения во многом специфичны, нуждаются в самостоятельном анализе и описании. Издавна сложились свои стереотипы поведения, язык поз и жестов, походка и мимика.

В нашей стране исследования кинетических средств человеческого общения было начато в 60-х годах в работах Б. Успенского и Т.М. Николаевой, затем

В. А. Лабунской и А. А. Леонтьева, Е. Петровой и многих других ученых.

Наряду с мимикой жесты, позы и другие движения тела - важные компоненты дополнительной кинестетической системы общения.

Жест и речь

Жесты и позы много значат для общего впечатления, которое мы производим. Они столь же индивидуальны, как автограф, почерк или речь. Они могут притягивать внимание, если изящны и уместны.

Жест - явление сугубо индивидуальное, самобытное. Он неразрывно связан с ходом мыслей и движением чувств человека, с его речью. Жесты обычно сопровождают те отрезки речи, в которых мысль достигает кульминации.

Информацию в общении несет не только речь, но и различные невербальные средства. Жест, мимика, взгляд подчас оказываются более выразительными и действенными, чем слова. Так существуют данные о том, что в течение первых 12 секунд общения при знакомстве на долю невербальных сигналов приходится примерно 92% всего объема принимаемой информации. По мнению американского психолога Ф. Селже при разговоре значимость слов составляет лишь 7%, интонация 38%, а на жесты и мимику приходится 55%.

Выразительные движения - язык подсознания и говорят они больше, чем слова. “ Говорить человек может, что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова ” - считает Ален Брассер.

Психологами установлено, что в процесс взаимодействия людей от 60% до 80% (по утверждению Аллана Пиза) информация передается за счет невербальных средств выражения, и только 20 - 40% - с помощью вербальных.

Вне общения нет жестов. Благодаря жесту семантика (смысл) слов предстает зрительно, что делает мысли говорящего образно понятными.

Жест возникает как дополнение к речи, к вербальному ряду. В общении одновременно воспринимаются, выражение лица, жест, поза. Причем реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. В каждой ситуации общения жесты могут быть доминантным, дополнительным или малозначительным нюансом коммуникации.

Следует различать жест значительный и жест бессмысленный. Жест усиливает воздействие, формирует определенное эмоциональное настроение в аудитории, является показателем собственного отношения говорящего к излагаемому материалу, выступает важным компонентов обратной связи со слушателями. Вот почему важно овладеть всеми средствам воздействия, всеми невербальными компонентами коммуникативной техники.

Тесная связь жеста с речью наложила на них ряд национальных, социальных и индивидуальных ограничений.

Национальный характер многих жестов подтверждают факты. Например, англичане, итальянцы и русские по-разному машут рукой при прощании. Восточные народы, в отличие от европейцев, при приветствии складывают ладони перед грудью, а конголезцы - дуют на ладони.

Культурными нормативами определяется сила и частота жестикуляции. Английский психолог Майкл Арчил, изучая язык жестов во время своего кругосветного путешествия, установил, что в среднем на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец - 80, француз - 120, а мексиканец - 180. Русские, по наблюдению Е. П. Петровой, отличаются относительной сдержанностью и употребляют примерно 40 жестов в час. Язык французов и латиноамериканцев наиболее экспрессивен и жестикулируют они двумя руками.

Один и тот же жест или выразительное движение у разных народов означает разные вещи. Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак удовольствия и успеха. У славян, когда поворачивают указательным пальцем у виска, подразумевают глупость, в Голландии этот жест означает остроумную фразу. В Болгарии кивок головой вниз означает “нет”, у русских - “да”.

В США “ноль” (о кей), образованный большим и указательным пальцем, говорит “все в порядке”, в Японии означает деньги, если вы просите, стоя у телефона-автомата, монету, чтобы позвонить кому-то.

Жесты неискренности связаны с левой рукой. На Востоке, если протянуть еду, деньги или подарок левой рукой, можно нанести оскорбление собеседнику, так как левая рука у тех, кто исповедует ислам, считается нечистой”. Левой рукой управляет “интуитивное”, “правдивое” правое полушарие (у правшей). Правая рука делает то, что надо, а левая то, что хочет, выдавая тайные чувства владельца. Поэтому, если в разговоре с вами собеседник часто жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему, (если он не левша).

 

Жест – язык подсознания

Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому гораздо труднее поддаются внутреннему контролю, нежели речь. Жест - сигнал стихийный, спонтанный, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче надеть более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.

Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова, он призван усилить речь, помочь убедить.

Жест - некий знак, который можно прочесть. Жест воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста, в котором он находится. Контекст включает позу, мимику, внешность, одежду, роль жестикулируемого. Жест может подчеркивать либо подтверждать информацию, вычитываемую из контекста, либо контрастировать с данной информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса (пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и мимика - наглядное пособие проявления мысли. Это знаки своеобразного языка чувств.

 

Разновидности жестов

Жесты могут быть ритуальные и эмоциональные. Ритуальные жесты делятся на две культурные стадии: жесты средневековья и эпохи Нового времени. Жесты, рожденные в ту эпоху, мы воспроизводим, не задумываясь, от чего они произошли. Эти жесты рождены нашей генетической памятью /поцелуй, рукопожатие, вручение подарков/. Жесты, возникшие в феодальные времена, отражали личную преданность вассала своему сеньору. Вассалу полагалось самоотверженно служить своему покровителю либо прекрасной даме.

К этому периоду рыцарства относятся жесты:

• легкий удар сеньора рукой по плечу своего вассала или касание мечом плеча воина, посвящаемого в рыцарство, что означало принятие человека под свое покровительство; вассал при встрече и прощании вкладывает свои обе руки в руки покровителя, а тот обнимает и целует его;

• подданный в знак преданности вручает сеньору свою перчатку, тот в знак тесной дружбы надевает ему кольцо, однако разрыв отношений был связан с тем, что перчатку и кольцо швыряли друг в друга соперники и враги. Некоторые ритуальные жесты средневековья сохранились и сейчас. Они показывают, что два человека находятся в некой сцепке, их связь сложно нарушить. Так при официальном публичном общении, подчеркивая личные, тесные узы, многие политические деятели обмениваются рукопожатиями, объятиями и поцелуями /так поцелуи Брежнева с соратниками - это знак абсолютной преданности /. Подобного рода жесты не всегда уместны в современном деловом мире.

Однако многие ритуальные жесты между мужчиной и женщиной, принятые в ту куртизанскую эпоху служения прекрасной даме, сохранились. Мужчина подает руку даме, когда она выходит из транспорта, как знак уважения к красоте, целует руку и преклоняет колено в знак преклонения и уважения существу, которая его достойна. Эти жесты выражали тесный физический контакт, это знаки галантности, придуманные мужчинами, отражали и отражают личную преданность и желание служить женщине.

Вторая стадия ритуальной жестикуляции связана с эпохой развития предпринимательства, когда основной ценностью была провозглашена независимость личности. В эпоху равенства исчезают жесты сверху вниз. Партнеры при общении не заключают в объятия друг друга, не похлопывают по плечу, а прикасаются к руке, к локтю, похлопывают с боку, что обозначает некий баланс, как знак равенства, партнерства. В этом контакте участвуют только кисти руки, человек имеет возможность лавировать. Используются жесты не по вертикали, а по горизонтали. Если культура средневековья проявляет некоторую сцепленность, контакт тел и рук, то эпоха равенства демонстрирует партнерские отношения. Идея равенства людей и равенства полов в эпоху Нового времени ограничивает зону физического контакта, подчеркивает автономность каждой личности. Поэтому возникают жесты, которые не требуют физического контакта:

• мужчина прижимает руку к сердцу - клятва верности и уважения как делу, так и лицам /этот жест остался при иноугурации американского президента, что выражает преданность своему народу и желание служить ему /;

• обе руки прижимаются к груди - этот жест более эмоциональный, чем прикладывание правой руки к сердцу является выражением искренности;

• преклонение на одно колено - служение человеку, обладающему большими достоинствами; /в отличие от позы в русской культуре - встать на оба колена - поза поверженного, наличие некоторого дискомфорта/;

• встреча и прощание скрепляются простым рукопожатием, что обозначает плодотворное сотрудничество в общем деле, а не только личные симпатии;

• согнутая в локте, сжатая в кулак рука - означает сплоченность и твердость в отстаивании своих позиций - традиционный жест демократических лидеров, призывающий к борьбе.

Многие ритуальные жесты затем выносятся в сферу личных контактов, демонстрируют некоторую дружескую дистанцию, что подчеркивает партнерство либо определенную иерархию.

Ритуальные жесты принятые еще со времен гладиаторских боев сохранились и сегодня. Когда спортсмен кланяется публике, он делает кивок головой и разводит руки, что обозначает, что он особо любит зрителей. Это позитивный жест. Тоже можно сказать об актерах, которые посылают воздушный поцелуй и низко кланяются аплодирующему зрительному залу.

Эмоциональные жесты. Мимика и жесты - знаки своеобразного языка чувств. Они отражают состояния и отношения людей, “выдают” истинное о человеке, поскольку имеют рефлекторную природу.

Любой жестикулирующий человек выражает с помощью жестов свое внутреннее состояние. Отсюда следует, что жест - это демонстрация своих эмоций либо принятие на себя внешнего мира.

Известный русский государственный деятель начала прошлого века М. М. Сперанский прямо связал жест с эмоциями: ” Рука только тогда должна действовать, когда нужно дополнять понятия. Холодный разум не имеет права к ней прикасаться, рука может двигаться тогда только, когда ударит в нее сердце”.

Жесты - телесное проявление эмоций и мыслей. Велик их информационный эффект. Эмоциональные жесты (их еще называют экспрессивными или модальными) выражают чувства, необходимые в общении людей, так как усиливают значение сказанного, как бы указывая путь мыслям и чувствам. Жесты являются отражением нашего душевного пульса, /например, человек барабанит по крышке стола/. Жестикуляция и мимика тесно связаны с эмоциональными состояниями. Очень удачно продемонстрировал роль рук в коммуникации.

Однако говорящий должен соотносить проявление собственных чувств, эмоциональную окраску изложения материала с манерой жестово-выразительной демонстрации. Это позволит избежать несоответствия эмоционального накала и излагаемого материала. Чтобы не получилось так, как описал Н.В. Гоголь поведение учителя истории в комедии “Ревизор”: “ Он ученая голова - это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покаместь говорил об ассириянах и вавилонянах - еще ничего, как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?”

К эмоциональным жестам относятся патетические жесты. Так жест - в положении стоя одна или обе руки на уровне плеч, руки слегка согнутые в локтях - рожден в эпоху театральности, античности. Этот публичный жест означает, что оратор предъявляет себя миру и заявляет о своей любви к окружающим его людям. Этот жест употребляется в момент, когда градус страстей достигает своего эпогея, а жест мобилизует всех окружающих.

Жест сверху с трибуны, рука несколько выше головы /всем известный жест Ленина/ - жест разворачивается в бесконечность и адресован множеству людей.

Жесты можно использовать не только для выражения своего внутреннего состояния, но и для сокрытия истинных эмоций. Существует двоякая зависимость демонстрации эмоций при помощи жестов. Беспокойный человек чаще всего суетлив и излишне жестикулирует. Чтобы жест был гармоничным, ему надо успокоиться. Жест как бы “выворачивает на изнанку”.

 

Жесты позитивные и негативные

Жест - это некий энергетический посыл, направленный во внешний мир. Энергия может идти как положительная, так и отрицательная. Поэтому различаются жесты позитивные, негативные и колебания.

Позитивные жесты. Это жесты раскрытыми руками, жесты внимательного слушания, ношение документов под мышкой, а не прижатыми к груди. Эти жесты выражают положительные состояния: восторг, восхищения, радость, внимание, одобрение, согласие, благодарность.

Негативные жесты. Это жесты - симптомы, выражающие негативное состояние (растерянность, смятение, досаду, недовольство, возмущение, испуг, страх) и модальные жесты (неодобрение, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление, угрозу). Так руки согнутые в локтях и сжатые в кулаки, а голова при этом поднята вверх - обозначает месть. Руки разведены и сжаты внизу в кулаки - жест бессилия, который обозначает, что человек хочет отомстить за нанесенное оскорбление, но не может этого сделать.

Жест прощания - человек “шлет свое пока” - рука согнута в локте и поднята вверх, производит движение маятника по горизонтали /жест Натальи Дарьяловой/ - жест разделяющий. Этот жест себя скомпрометировал, когда его стали использовать члены правительства, стоя на Мавзолее, приветствуют им проходящих мимо людей. Этим жестом они отделяют себя от толпы, как бы идут в разные стороны, так как данный жест - это некое отрицание, стремление отъединиться от толпы.

Жест закрытости - “машинальное прикрытие рта рукой”

(Е.М. Примаков сидит на совещаниях, положив локти на стол и прикрыв рот двумя кулаками, а иногда и переплетенными пальцами).

У жеста присутствует некоторая векторность: по вертикали и по горизонтали, направлен к себе и от себя. Жесты по горизонтали - жесты отрицания, жесты маятника. Жесты по вертикали проецируют некое утверждение.

 

 

Классификация жестов

Существует масса классификаций жестов. Е. Петрова предлагает следующую к лассификация жестов обыденного общения:

1. Жесты - симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражающие состояние, процессы, модальные /выражающие оценку субъектом чего-либо/.

2.Жесты - регуляторы, реализующие регулятивно-коммуникативную функцию, воздействия на партнера.

3. Жесты – информаторы, выполняющие информативно- коммуникативную функцию, для передачи информации.

Для повышения своей коммуникативной компетенции можно и нужно сознательно осваивать язык жестов. Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие различные позиции человека в процессе общения, различные внутренние состояния партнеров по общению.

Жесты - прикосновения составляют особую группу. Их принято относить к такесике - физическому контакту людей (поцелуй, поглаживание, рукопожатие, объятие, потирание кончика носа и прочие).

На выбор жестов - прикосновений влияет статус партнера, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к определенной культуре. Например, рукопожатие чаще используется в общении мужчин, в ситуации приветствия у немцев и русских, чем у англичан и американцев.

Жесты приветствия - рукопожатие - имеют большое значение в деловом общении.

Жест - прикосновение “похлопывание по спине и плечу” возможен только при социальном равенстве партнеров.

Жесты - паразиты. Такие жесты, как и слова - паразиты, нежелательно использовать в общении (крутить пуговицы, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т.п.).

Жесты должны быть органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны округлые жесты и скупая жестикуляция.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: