В процессе выполнения упражнений в речи учащихся неизбежны разного рода ошибки, в том числе лексические. Они выявляются в процессе обучения. Сформированность лексических навыков проверяется разными способами и формами проверки. Учитель определяет объекты контроля и какие способы и формы проверки целесообразнее использовать на разных этапах работы над словом с учетом особенностей употребления лексики в продуктивных и рецептивных видах деятельности
К контролирующим упражнениям, прежде всего, относятся лексические диктанты. Содержание лексических диктантов зависит от изучаемого материала. Как правило, в него включаются задания на перевод слов и словосочетаний с иностранного языка на родной, а затем опять на иностранный, В контрольные работы или тесты включают задания на трансформацию слов в контексте с использованием словообразовательных элементов, задания на подстановку, изложение, описание картинок с употреблением изученных лексических единиц, сочинения и т.д. [Миролюбов А.А., 2010, с. 173].
Подготовительные упражнения предназначены для формирования лексического навыка. Речевые упражнения предназначены для формирования коммуникативных умений. Закрепление лексического материала происходит через серию подготовительных языковых упражнений. Дальнейшее формирование лексических навыков должно осуществляться так же через серию языковых и речевых упражнений на базе слова, словосочетания, предложения, сверхфразового единства и текста [Бронская В.С., 2011].
Е.Н. Соловова рассматривает систему лексических упражнений по принципу «от простого к сложному», т.е. от уровня слова, словосочетания, предложения до уровня сверхфразового единства.
|
Упражнения на уровне слова:
. Выразить то же самое с помощью одного слова. (Say in one word.)
Здесь можно давать различные дефиниции одних и тех же слов. Иногда целью данного упражнения является не название слова учащимися, а понимание собственно дефиниции, где могут употребляться довольно сложные слова.
. Подобрать синонимы / антонимы к данному слову.
Здесь, как и в других упражнениях на выбор, учащиеся могут выбирать слова по памяти или из списка предложенных учителем слов.
. Выбрать слова с наиболее общим значением.
Такие упражнения, помимо установления синонимических связей слова, учат обобщать понятия.
. Расположить слова по определённому принципу или признаку.
Например:
* по степени нарастания чувств (от ненависти до обожествления);
* по степени надёжности (комфорта);
* по скорости передвижения (существительные или глаголы).
. Определить слово, которое не подходит к данной группе. (Choose the odd man out.)
6. Образовать как можно больше однокоренных слов.
Упражнения на уровне словосочетания.
. Составить / подобрать словосочетания к предложенным словам.
. Добавить / подобрать к существительным 3-4 определения (к глаголам - 3-4 наречия).
. Соединить разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения / пословицы / поговорки.
Упражнения на уровне предложения и сверхфразового единства.
. Ответить на вопросы.
. Поставить вопросы к выделенным словам / написать вопросы, ответами на которые могут быть данные слова или выражения.
. Закончить следующие предложения.
. Соединить разрозненные части предложений в связный текст.
|
. Подобрать или придумать заголовок к картинке.
. Дать свою дефиницию слова.
. Прокомментировать пословицу.
. Сравнить героев, животных, басни, сказки, города, страны.
. Составить рассказ с данными словами.
. Описать картинку.
[Соловова Е.Н., 2010, с. 56]
Лексические упражнения можно классифицировать по видам речевой деятельности (рецептивные и продуктивные), по тому, направлено ли упражнение на работу с отдельным словом или со словосочетанием или предложением (неконтекстные и контекстные, неречевые и речевые; последние, в свою очередь, монологические и диалогические).
Развитие рецептивных лексических навыков осуществляется с опорой на внешние зрительные и слуховые признаки лексических единиц (произношение, структура и грамматическое оформление). Упражнения должны выделять графические, акустические структурные признаки, которые необходимы, чтобы распознать префиксы, суффиксы и основы, окончания, ударения, и т.д. всевозможные группы лексических единиц в соответствии с семантическими классами, реконструкцию и воспроизведение лексических единиц, пропущенных в речевом образце.
Это дает возможность выработать словесный стереотип, обеспечивающий полноценное восприятие и воспроизведение целостного явления, на основе части составляющих его символов.
Репродуктивные лексические навыки развиваются в ходе выполнения следующих упражнений:
а) называние предметов, качеств, явлений, состояний и качеств на иностранном языке при демонстрации предметов;
б) перевод слов с родного языка на иностранный;
|
в) выбор подходящего значения лексической единицы для данного контекста и подбор сочетаний к ключевому слову;
г) дифференцирование синонимов и употребление нужного варианта;
д) выбор одного слова из группы слов, которое подходит по смыслу ключевому слову;
е) все варианты подстановочных действий [Китайгородская Г.А., 1986, с. 64].
Неконтекстные упражнения включают заучивание, номинацию предметов, группировку слов по данным признакам, перевод слов с одного языка на другой. Ниже даны примеры некоторых неконтекстных упражнений.
1. Упражнение на подбор эпитетов, сравнений, определений, характеристик предмета. Так, для характеристики предметов / объектов (опираясь на соответствующие изображения) могут быть предложены следующие слова: windfarm(off-shore, on-shore, powerful, efficient, large, small). Перед описанием и характеристикой предметов / объектов целесообразно выполнить упражнения на узнавание предметов, о которых идет речь. Опираясь на слова-определения или характеристики, учащиеся должны узнать объект, который характеризуется данными словами.
2. Составить синонимические пары / ряды:
to deal with, to cope with, to handle.
3. Подобрать антонимы, составить антонимические пары:
а) слова-определения (признаки): safe - dangerous; regular - irregular;
б) слова-наименования: refrigeration - heating; в) глаголы: to destroy - to create; to increase - to decrease;
4. Упражнения на развитие словообразовательной догадки (например: определить значение незнакомых слов, которые были образованы от определенных корней и аффиксов);
5. Все виды упражнений на эквивалентные замены. Например, заменить подчеркнутые слова синонимами или антонимами, слова иностранного происхождения синонимическими понятиями.
Существует огромное разнообразие видов контекстных упражнений:
1. Дополнить предложения подходящим по смыслу словом;
2. Составить словосочетание из двух данных слов и найти его в тексте или придумать с ним предложение;
. Составить предложения, используя данные слова, поставить их в правильной последовательности;
. Различные упражнения на расширение и сокращение предложений (генерализацию и конкретизацию смысла). Например, упражнения на расширение или сокращение предложения по образцу или расширение описания с опорой на картинку и вербальные опоры.
Так студенты вначале упражняются в составлении фраз-высказываний и усваивают определенные языковые (лексические, синтаксические) средства построения речевых высказываний. В результате у них формируются установки на активное употребление фразовой речи, концентрируется внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Это - основа для перехода к овладению различными видами монологических высказываний (пересказ, рассказ-описание, рассказ с опорой на картинки).
Монологические речевые упражнения могут включать сообщение на тему, объяснение событий или действий, комментирование серии картин, упражнения на имитацию с преобразованием (повторить предложение, закончить реплики, учитывая содержание первого предложения), сочинение монологического текста по теме, сравнение содержания двух текстов с обязательным употреблением изучаемых слов. Сюда также подходят упражнения на развитие контекстуальной догадки. Вот примерные задания: прослушать или прочитать предложения, догадаться о значении интернациональных слов, сходных с семантическими эквивалентами родного языка, дополнить предложения по следующим образцам, прочитать следующий текст, обратить внимание на значение определенной лексической единицы, придумать примеры с этими словами.
Диалогические упражнения включают составление вопросов к тексту с обязательным использованием изучаемой лексики, вопросы по отгадыванию задуманного слова или ответы на вопросы преподавателя словом / сочетанием. Это также могут быть ответы на вопросы по определенному образцу, составление микро-диалогов различного типа или диалогов по типовым ситуациям, и т.д. [Пассов Е.И., 1989, с. 95].
Существует множество классификаций упражнений и разные авторы разделяют упражнения на основе разных критериев, так как с точки зрения методики неверно классифицировать упражнения основываясь лишь на одном критерии.