Первичное закрепление лексики обеспечивают различного типа упражнения, которые должны входить в общую систему упражнений, предназначенных для развития умений и навыков использования лексического материала в слушании, говорении, чтении и письме.
Для них характерны следующие особенности:
) они должны составлять неотъемлемую часть объяснения, выполняя иллюстративную, разъясняющую и контролирующую функции;
) новые лексические единицы следует предъявлять в знакомом лексическом окружении и на усвоенном грамматическом материале;
) в упражнениях должны предусматриваться не только элементарные операции, но и сложные умственные действия, развивающие творческие возможности учащихся и позволяющие им уже на этапе первичного закрепления использовать вновь введенный материал во всех формах речевого общения [Гальскова Н.Д., 2005, с. 195].
За этапом введения лексической единицы следует этап закрепления. Для этого в отечественной методике принято использовать следующую систему упражнений подготовительные упражнения (языковые и условно-речевые), речевые и контролирующие.
Подготовительные языковые упражнения.
1. Упражнения на имитацию. Инструкция может звучать следующим образом: прослушайте и повторите за диктором данные слова. Данная работа может проводиться в парах, хором или индивидуально.
. Упражнения на идентификацию и дифференциацию. Инструкции к данному типу упражнения, как правило, разнообразны. Они обычно звучат следующим образом: Найдите, подчеркните, выберите, закрасьте нужное слово, подберите синонимы / антонимы из предложенного списка к данным словам, выберите однокоренные слова в тексте, сопоставьте дефиниции и слова, найдите лишнее слово в строчке и т.д.
|
. Упражнения на подстановку. Данный тип упражнения чаще всего представлен следующими заданиями: Прочитайте текст, вставьте в пропущенные места нижеследующие слова или словосочетания, данные в рамках.
. Упражнения на трансформацию. Задания могут формулироваться так: Заполните таблицу, образуя из глаголов существительные и наоборот. Образуйте из прилагательных существительные. Добавьте отрицательные приставки к следующим прилагательным.
. Конструктивные упражнения. Самым простым видом упражнений данного типа является составление слов из букв, составление словосочетаний из предложенных слов, составление предложений из слов и словосочетаний [Миролюбов А.А., 2010, с. 172].
Подготовительные условно-речевые упражнения
Е.И. Пассов разделяет условно-речевые упражнения по способу выполнения на:
) имитативные, при выполнении которых, учащийся для выполнения определенной мысли находит языковые формы в реплике учителя, и использует их, не изменяя;
) подстановочные, характеризуются тем, что в них происходит подстановка лексических единиц в структуру данной грамматической формы;
) трансформационные, которые предполагают определенную трансформацию реплики учителя, что выражается в изменении порядка слов, лица и времени глагола, падежа или числа существительного и т.п.;
) репродуктивные, которые предполагают воспроизведение (самостоятельную репродукцию) в репликах учащихся тех форм, которые усвоены в предыдущих упражнениях, в условно-речевых упражнениях [Пассов Е.И., 1989, с. 84].
|
Инструкции к таким упражнениям обычно формулируются следующим образом: Ответьте на вопросы. Перескажите текст, используя ключевые слова и словосочетания. Выучите диалоги и разыграйте их. Найдите в письме четыре орфографические ошибки и исправьте их. Замените подчеркнутые слова подходящими идиомами и перескажите текст. Прочитайте заголовки статей. Скажите, какие слова и словосочетания могут использоваться в текстах данных статей. Объясните, почему вы так решили [Миролюбов А.А., 2010, с. 173].
Речевые упражнения
Данный тип упражнений должен носить коммуникативный характер. Приведем некоторые примеры формулировки инструкций.
У феи живут дома животные. Посмотри на картинки и скажи какие. Узнай, какие животные живут у твоих друзей. Посмотри на картинку и скажи, сколько рыбок живет в аквариуме у Пети и какого они цвета. Прочитай текст и скажи, что Энн купила в подарок своим подругам. Прослушай текст и скажи, что едят англичане на завтрак. Расскажи о своем необычном хобби. Узнай у друзей, какими видами спорта они занимаются, скажи, каким бы видом спорта ты хотел заняться [см. там же, с. 173].
Е.И. Пассов разделяет речевые упражнения на три группы:
) упражнения, в которых передается, пересказывается услышанное или прочитанное;
) упражнения, в которых осуществляется описание события, факта;
) упражнения, в которых выражается отношение к факту, событию, их оценка [Пассов Е.И., 1989, с. 86].