У учащихся старшего школьного возраста различия в отношении к изучению иностранного языка, по сравнению с учащимися младшего школьного возраста определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в иностранном языке, возникает стремление к самообразованию [Хекхаузен Х.Н., 1986, с. 28].
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. В связи с необходимостью сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов по иностранному языку, у школьников возникает потребность в детальном и осознанном изучении предмета. Наличие такой потребности стимулирует учащихся к постоянному стремлению к расширению и углублению знаний, в частности увеличению словарного запаса.
Мышление у старших школьников приобретает личностный эмоциональный характер. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно-логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, появляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность [Немов Р.С., 2007, с. 54].
И.А. Зимняя также подчеркивает, что у подростков совершенствуются все речевые механизмы - память, мышление, вероятностное прогнозирование. В этом возрасте у человека складывается умение рассуждать гипотетико-дедуктивно, самостоятельно творчески мыслить, делать обобщения и выводы, вскрывать причинно-следственные связи, строить доказательства, спорить. Учащиеся начинают сознательно пользоваться такими мыслительными операциями, как сравнение, анализ абстрагирование, индукция и др. Мышление подростка становится все более самостоятельным, творческим, активным, формируются критичность мышления, а затем и самокритичность [Зимняя И.А., 1991, с. 136].
|
В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем - процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любое действие, что помогает в большей степени контролировать любое действие, что помогает в большей степени контролировать свои ошибки.
Подростковый и ранний юношеский возраст являются достаточно сенситивными для развития комплекса разнообразных способностей, и степень практического использования имеющихся здесь возможностей изучения иностранного языка влияет на индивидуальные различия, которые к концу этого возраста, как правило, увеличиваются. Из-за неоднородности знаний учащихся, индивидуальные знания каждого отдельного учащегося в процессе обучения увеличиваются, трансформируются и благодаря чему возрастает общий уровень приобретенных знаний [Кон И.С., 1980, с. 34].
На основании вышесказанного мы приходим к выводу о том, что у учащихся старшего школьного возраста появляется потребность в самостоятельном изучении иностранных языков, благодаря этому расширяется возможность приобретения новой иноязычной лексики. Развитие таких речевых механизмов, как память и мышление, создают благоприятные условия для лучшего усвоения и запоминания новых лексических единиц. В целом психологические особенности учащихся на старшем этапе обучения создают благоприятные условия для изучения иностранного языка.
|
Заключение
В данной работе была рассмотрена проблема введения и закрепления лексики на уроках английского языка на старшем этапе обучения. В рамках данной проблемы были рассмотрены следующие вопросы:
· принципы отбора содержания обучения лексики
· этапы работы над лексическим материалом;
· способы семантизации;
· различные способы и приемы введения и закрепления лексики;
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
· Работа над новой лексикой состоит из нескольких этапов начальным и чрезвычайно важным является презентация лексики. Хотя презентация лексики обычно не занимает много времени на уроке, это сложный процесс, состоящий из нескольких подэтапов и включающий работу над формой, значением и употреблением слова с целью создания четких звуко-моторных образов и сохранения данного слова в долговременной памяти учащихся.
· Огромное значение имеет правильный выбор способа семантизации, т.е. раскрытие значения слова, в соответствии с особенностями данного слова (качественной характеристикой слова и принадлежностью к активному или пассивному словарю), уровнем знаний учащихся и местом проведения данной работы.
|
· В настоящее время широко используются беспереводные способы семантизации, что позволяет повысить заинтересованность и активность учащихся на уроках английского языка. На старшем этапе обучения целесообразно использовать вербальные способы семантизации (использование дефиниций, антонимов и синонимов, примеров составляющих, иллюстрирующих ситуаций и т.д.). Вербальные способы позволяют объяснять более абстрактные понятия и развивать языковые способности учащихся.
· Упражнения играют очень важную роль при обучении лексике. Существует множество разных классификаций упражнений. Различные типы упражнений должны вместить в себя все стороны обучения иноязычной лексике. Многообразие классификаций и типов упражнений должно помогать учителю в правильном подборе лексических упражнений. Правильное и рациональное использование лексических упражнений ведет к пополнению лексического минимума учащихся.
Список использованной литературы
1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О.С. Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 2005. - 606 с.
. Большая советская энциклопедия [Текст]: Н.К. Байбаков, А.А. Благонравов, Б.Е. Быховский [и др.]; под ред. А.М. Прохорова - 3-е изд., 14 т. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - 623 с.
. Бронская, В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников [Электронный ресурс]: СИСП. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-formirovaniya-i-razvitiya-leksicheskih-navykov-u-shkolnikov (29.05.2014).
5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 336 с.
. Зенович, Е.С. Словарь иностранных слов и выражений [Текст] / Е.С. Зенович. - М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательств АСТ», 1998. - 608 с.
. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам [Текст] / Г.А. Китайгородская. - М., 1998, - 176 с.
. Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. - М., 1980. - 264 с.
. Кувшинов, В.И. О работе с лексикой на уроке английского языка [Текст] / В.И. Кувшинов // Иностр. яз. в школе. - 1995. - №5. - С. 20-24.
. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения французскому языку [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. институтов / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Просвещение, 1990. - 112 с.
. Миролюбов, А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность [Текст] / Под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Текст]: справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько [и др.]. - Минск: Вышэйшая школа, 1996. - 109 с.
. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 312 с.
. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Рус. яз., 1989. - 276 с.
. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина [и др.]; под ред. В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.
. Ривлина, А.А. Теоретическая грамматика английского языка [Текст]: учеб. пособие / А.А. Ривлина. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2009. - 251 с.
. Скалкин, В.Л. К вопросу функциональной единицы лексико-фразеолгического минимума [Текст] / В.Л. Скалкин, Н.В. Варешкина // Иностр. яз. в школе. - 1991. - №5. - С. 38-42.
. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст]: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. 3-е изд. - М.: ACT: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 238 с.
. Хекхаузен, Х.С. Мотивация и деятельность [Текст]: / Под ред. Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986. - 227 с.
. Шамов, А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучаемых [Текст] / А.Н. Шамов // Иностр. яз. в школе. - 2007. - №4. - С. 19-25.
. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. институтов / С.Ф. Шатилов. - М.: Высшая школа, 1986. - 212 с.