Проблемы, характерные для разных категорий субъектов дистанционного обучения




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(из опыта работы)

 

Краснодар

Г


Содержание

 

Содержание…………………………………………………………………….....2

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Проблемы, возникающие в процессе дистанционного обучения…………...4

1.1. Общие проблемы……………………………………………………………..5

1.2.Проблемы, характерные для разных категорий субъектов дистанционного обучения …………………………………………………………………………..7

2. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения в процессе дистанционного обучения………………………………………………………..8

3. Содержание психолого-педагогического сопровождения…………………..9

4. Средства, методы и формы психолого-педагогического сопровождения процесса дистанционного обучения……………………………………………11

5. Заключение…………………………………………………………………….16

 

Введение

Необходимость организации психолого-педагогического сопровождения в процессе реализации дистанционного обучения связана с тем, что все субъекты дистанционного обучения: учащиеся, педагоги, разработчики учебных и методических материалов, родители, начинающие работать (взаимодействовать) в Интернет, нередко сталкиваются с трудностями психологического порядка.

В процессе дистанционного обучения отмечается большой дефицит социально-эмоционального контакта между субъектами процесса обучения. В современных условиях новые информационные технологии способствуют увеличению количественной стороны коммуникативной активности при дистанционном обучении, но при этом страдает качественная сторона взаимодействия между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися внутри учебной группы. Разработка и реализация различных механизмов компенсации социально-эмоциональной неудовлетворенности процессом взаимодействия в системе учитель-ученик и ученик-ученик может существенно повысить результативность дистанционного обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение в процессе дистанционного обучения это: осознанный системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психолого-педагогической помощи субъектам процесса дистанционного обучения (сетевым педагогам и сетевому ученику) в конструировании и реализации процесса дистанционного обучения.

 

Проблемы, возникающие в процессе дистанционного обучения

 

Анализируя процесс дистанционного обучения, можно выделить две категории: проблемы, общие для всех категорий субъектов процесса дистанционного обучения и проблемы, характерные для отдельных категорий субъектов процесса обучения.

Общие проблемы

 

Основной психологической проблемой дистанционного обучения на сегодняшний день выступает отсутствие непосредственного контакта между субъектами процесса обучения: учителем и учащимися, учителем и родителем.

Традиционное общение "лицом к лицу" достаточно сильно отличается от общения, опосредованного современными информационными и коммуникационными технологиями.

К числу основных ограничений в системе дистанционного обучения относятся:

· отсутствие невербальных компонентов коммуникации;

· непривычная форма общения и скорость обмена сообщениями;

· эмоциональная обедненность контактов и некоторые другие особенности.

Проблемой дистанционного обучения является увеличение времени между вопросом и ответом в процессе организации диалога, а также ограничением средств его организации. Диалог в системе дистанционного обучения носит пролонгированный характер: реплики диалога отстоят друг от друга во времени, отсутствует непосредственная (мгновенная) реакция собеседников на реплики диалога.

Однако следует заметить, что у общения в процессе дистанционного обучения в связи с этим есть и положительная сторона: отсроченность ответа дает возможность обдумать реплику, справиться с эмоциями, отредактировать стиль.

Особой проблемой дистанционного обучения является знание и соблюдение норм сетевого этикета, что оказывает существенное влияние на создание обстановки психологического комфорта в обучающей среде. Все участники процесса дистанционного обучения должны постоянно помнить о заповедях сетевого этикета, чтобы случайным или необдуманным словом не обидеть «собеседника». Особенно важно это становится в условиях общения сетевого учителя и сетевого ученика, когда учитель должен поддержать интерес к обучению даже при условии отсутствия заметного продвижения в обучении. Доброжелательные комментарии учителя к выполненному заданию («Ты неплохо справился с заданием, однако...», «Ты правильно сформулировал..., однако...»), отражающие его неподдельное желание помочь ученику справиться с трудностями, его побуждения к корректному выражению учениками своей позиции в дискуссии в немалой степени помогут повысить мотивацию и продуктивность обучения.

Следует заметить, что для организации эффективного взаимодействия в среде дистанционного обучения любому члену виртуального коллектива надо уметь:

· пользоваться средствами ИКТ;

· общаться в виртуальной среде;

· находить и обрабатывать информацию;

· строить эффективные взаимоотношения в коллективе, что предполагает в условиях отсутствия визуального контакта сформированности умений:

 

v входить в коллектив, представляться и демонстрировать лучшие свои качества, пользуясь невербальными и вербальными средствами;

v демонстрировать заинтересованность в других членах коллектива;

v быстро выяснять стиль работы других членов команды и соответственно корректировать свой собственный;

v улаживать возникающие разногласия и конфликтные ситуации;

v продуктивно участвовать в решении проблем.

Таким образом, анализируя деятельность субъектов дистанционного обучения можно сделать вывод о том, что общими проблемами взаимодействия в среде дистанционного обучения являются:

v трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения в условиях отсутствия визуального контакта;

v соблюдение норм и правил действующего в Интернет телекоммуникационного этикета;

v трудности, связанные с выражением собственных мыслей в условиях пролонгированного диалога и ограниченности средств его организации.

 

 

Проблемы, характерные для разных категорий субъектов дистанционного обучения

 

Сетевые ученики.

Кроме обозначенных выше проблем, характерных для всего процесса дистанционного обучения в целом, сетевые ученики сталкиваются со следующими проблемами:

· неумение установление контакта с другими субъектами процесса обучения;

· неумение вести себя на сетевой дискуссии (молчание, агрессивное поведение, неумение отстаивать свое мнение, лаконично и уверенно выступать и пр.);

· сложности в личном общении с преподавателем по электронной почте;

· трудности восприятия содержания учебного курса;

· неумение самоорганизоваться и рационально спланировать самостоятельную работу с учебными материалами и пр.

 

Сетевой педагог

Сетевой педагог сталкивается с большим количеством сложностей, а именно:

· сложности в организации деятельности сетевых учащихся;

· трудности в выборе стиля общения с отдельными учащимися;

· трудности в определении индивидуальных особенностей учащихся;

· проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп; ·

· проблемы повышение мотивации обучения; ·

· создание благоприятного психологического климата при проведении обучения;

· адекватность поведения самого преподавателя выбранным для дистанционного обучения методике и педагогической технологии.

Для того чтобы решить описанные выше проблемы и успешно наладить контакт со всеми обучаемыми и плодотворно сотрудничать с ними на протяжении всего срока обучения, сетевому учителю необходима информация об индивидуальных особенностях личности обучаемых (уровень тревожности, самооценка, характер мотивации и пр.), которую может дать ему психолог. Располагая сведениями такого рода, учитель будет иметь возможность определить стиль общения с каждым из обучаемых, а также разработать оптимальные пути разрешения возможных конфликтных ситуаций, если таковые возникнут в процессе обучения, методы оказания поддержки и помощи обучаемым в случае каких-либо затруднений.

 

Разработчики учебных материалов

Авторы и разработчики дистанционных курсов также должны взаимодействовать с психологами на всех этапах работы над курсом в целях повышения его эффективности.

Проблемы, возникающие у разработчиков дистанционных курсов:

· необходимость учета индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся;

· выбор оптимальных способов представления информации в соответствии со спецификой учебного предмета и психологическими особенностями учащихся определенного возраста;

· выбор оптимальных средств и форм контроля.

 

Родители

В процессе дистанционного обучения у родителей возникают следующие особые проблемы:

· установление контакта с сетевым учителем в случае возникновения вопросов и проблем;

· контроль за результатами деятельности сетевых учащихся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: