ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(из опыта работы)
Краснодар
Г
Содержание
Содержание…………………………………………………………………….....2
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Проблемы, возникающие в процессе дистанционного обучения…………...4
1.1. Общие проблемы……………………………………………………………..5
1.2.Проблемы, характерные для разных категорий субъектов дистанционного обучения …………………………………………………………………………..7
2. Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения в процессе дистанционного обучения………………………………………………………..8
3. Содержание психолого-педагогического сопровождения…………………..9
4. Средства, методы и формы психолого-педагогического сопровождения процесса дистанционного обучения……………………………………………11
5. Заключение…………………………………………………………………….16
Введение
Необходимость организации психолого-педагогического сопровождения в процессе реализации дистанционного обучения связана с тем, что все субъекты дистанционного обучения: учащиеся, педагоги, разработчики учебных и методических материалов, родители, начинающие работать (взаимодействовать) в Интернет, нередко сталкиваются с трудностями психологического порядка.
В процессе дистанционного обучения отмечается большой дефицит социально-эмоционального контакта между субъектами процесса обучения. В современных условиях новые информационные технологии способствуют увеличению количественной стороны коммуникативной активности при дистанционном обучении, но при этом страдает качественная сторона взаимодействия между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися внутри учебной группы. Разработка и реализация различных механизмов компенсации социально-эмоциональной неудовлетворенности процессом взаимодействия в системе учитель-ученик и ученик-ученик может существенно повысить результативность дистанционного обучения.
|
Психолого-педагогическое сопровождение в процессе дистанционного обучения это: осознанный системный процесс взаимодействия субъектов дистанционного обучения в условиях информационно-образовательной среды, направленный на оказание психолого-педагогической помощи субъектам процесса дистанционного обучения (сетевым педагогам и сетевому ученику) в конструировании и реализации процесса дистанционного обучения.
Проблемы, возникающие в процессе дистанционного обучения
Анализируя процесс дистанционного обучения, можно выделить две категории: проблемы, общие для всех категорий субъектов процесса дистанционного обучения и проблемы, характерные для отдельных категорий субъектов процесса обучения.
Общие проблемы
Основной психологической проблемой дистанционного обучения на сегодняшний день выступает отсутствие непосредственного контакта между субъектами процесса обучения: учителем и учащимися, учителем и родителем.
Традиционное общение "лицом к лицу" достаточно сильно отличается от общения, опосредованного современными информационными и коммуникационными технологиями.
К числу основных ограничений в системе дистанционного обучения относятся:
|
· отсутствие невербальных компонентов коммуникации;
· непривычная форма общения и скорость обмена сообщениями;
· эмоциональная обедненность контактов и некоторые другие особенности.
Проблемой дистанционного обучения является увеличение времени между вопросом и ответом в процессе организации диалога, а также ограничением средств его организации. Диалог в системе дистанционного обучения носит пролонгированный характер: реплики диалога отстоят друг от друга во времени, отсутствует непосредственная (мгновенная) реакция собеседников на реплики диалога.
Однако следует заметить, что у общения в процессе дистанционного обучения в связи с этим есть и положительная сторона: отсроченность ответа дает возможность обдумать реплику, справиться с эмоциями, отредактировать стиль.
Особой проблемой дистанционного обучения является знание и соблюдение норм сетевого этикета, что оказывает существенное влияние на создание обстановки психологического комфорта в обучающей среде. Все участники процесса дистанционного обучения должны постоянно помнить о заповедях сетевого этикета, чтобы случайным или необдуманным словом не обидеть «собеседника». Особенно важно это становится в условиях общения сетевого учителя и сетевого ученика, когда учитель должен поддержать интерес к обучению даже при условии отсутствия заметного продвижения в обучении. Доброжелательные комментарии учителя к выполненному заданию («Ты неплохо справился с заданием, однако...», «Ты правильно сформулировал..., однако...»), отражающие его неподдельное желание помочь ученику справиться с трудностями, его побуждения к корректному выражению учениками своей позиции в дискуссии в немалой степени помогут повысить мотивацию и продуктивность обучения.
|
Следует заметить, что для организации эффективного взаимодействия в среде дистанционного обучения любому члену виртуального коллектива надо уметь:
· пользоваться средствами ИКТ;
· общаться в виртуальной среде;
· находить и обрабатывать информацию;
· строить эффективные взаимоотношения в коллективе, что предполагает в условиях отсутствия визуального контакта сформированности умений:
v входить в коллектив, представляться и демонстрировать лучшие свои качества, пользуясь невербальными и вербальными средствами;
v демонстрировать заинтересованность в других членах коллектива;
v быстро выяснять стиль работы других членов команды и соответственно корректировать свой собственный;
v улаживать возникающие разногласия и конфликтные ситуации;
v продуктивно участвовать в решении проблем.
Таким образом, анализируя деятельность субъектов дистанционного обучения можно сделать вывод о том, что общими проблемами взаимодействия в среде дистанционного обучения являются:
v трудности с установлением межличностных контактов между участниками процесса обучения в условиях отсутствия визуального контакта;
v соблюдение норм и правил действующего в Интернет телекоммуникационного этикета;
v трудности, связанные с выражением собственных мыслей в условиях пролонгированного диалога и ограниченности средств его организации.
Проблемы, характерные для разных категорий субъектов дистанционного обучения
Сетевые ученики.
Кроме обозначенных выше проблем, характерных для всего процесса дистанционного обучения в целом, сетевые ученики сталкиваются со следующими проблемами:
· неумение установление контакта с другими субъектами процесса обучения;
· неумение вести себя на сетевой дискуссии (молчание, агрессивное поведение, неумение отстаивать свое мнение, лаконично и уверенно выступать и пр.);
· сложности в личном общении с преподавателем по электронной почте;
· трудности восприятия содержания учебного курса;
· неумение самоорганизоваться и рационально спланировать самостоятельную работу с учебными материалами и пр.
Сетевой педагог
Сетевой педагог сталкивается с большим количеством сложностей, а именно:
· сложности в организации деятельности сетевых учащихся;
· трудности в выборе стиля общения с отдельными учащимися;
· трудности в определении индивидуальных особенностей учащихся;
· проблемы формирования эффективно работающих малых учебных групп; ·
· проблемы повышение мотивации обучения; ·
· создание благоприятного психологического климата при проведении обучения;
· адекватность поведения самого преподавателя выбранным для дистанционного обучения методике и педагогической технологии.
Для того чтобы решить описанные выше проблемы и успешно наладить контакт со всеми обучаемыми и плодотворно сотрудничать с ними на протяжении всего срока обучения, сетевому учителю необходима информация об индивидуальных особенностях личности обучаемых (уровень тревожности, самооценка, характер мотивации и пр.), которую может дать ему психолог. Располагая сведениями такого рода, учитель будет иметь возможность определить стиль общения с каждым из обучаемых, а также разработать оптимальные пути разрешения возможных конфликтных ситуаций, если таковые возникнут в процессе обучения, методы оказания поддержки и помощи обучаемым в случае каких-либо затруднений.
Разработчики учебных материалов
Авторы и разработчики дистанционных курсов также должны взаимодействовать с психологами на всех этапах работы над курсом в целях повышения его эффективности.
Проблемы, возникающие у разработчиков дистанционных курсов:
· необходимость учета индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся;
· выбор оптимальных способов представления информации в соответствии со спецификой учебного предмета и психологическими особенностями учащихся определенного возраста;
· выбор оптимальных средств и форм контроля.
Родители
В процессе дистанционного обучения у родителей возникают следующие особые проблемы:
· установление контакта с сетевым учителем в случае возникновения вопросов и проблем;
· контроль за результатами деятельности сетевых учащихся.