Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс.
Главными целями психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения в системе общего образования являются:
· оказание помощи учащимся в разработке и реализации индивидуальной образовательной траектории в процессе дистанционного обучения;
· обеспечение психологической комфортности всех субъектов дистанционного обучения.
Для достижения поставленных целей при организации психолого-педагогического сопровождения учащихся в процессе дистанционного обучения необходимо решение следующих задач:
· изучение индивидуальных личностных особенностей, уровня развития психических свойств и качеств, особенностей межличностных отношений участников дистанционного обучения, имеющих значение для обеспечения эффективности процесса обучения;
· изучение среды (коммуникативной, и среды как совокупности индивидуальных особенностей участников), реальных ресурсов (психологических) дистанционного обучения;
· популяризация и последующая передача участникам дистанционного обучения значимой информации по психологической тематике;
· создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых качеств учащегося и преподавателя, и полноценной адаптации конкретного индивида к условиям обучения;
· обеспечение индивидуально–дифференцированного подхода в обучении, основывающегося на индивидуальных психологических особенностях конкретного индивида.
Содержание психолого-педагогического сопровождения
В связи с тем, что психолого-педагогическое сопровождение предполагает оказание комплексной помощи всем субъектам дистанционного обучения, при организации службы психолого-педагогического сопровождения необходимо обратить внимание на решение нескольких групп задач.
|
1. Особенности конструирования процесса взаимодействия в системах: сетевой учитель – сетевой ученик, сетевой учитель – куратор, сетевой учитель - сетевой психолог, сетевой ученик – сетевой учитель, сетевой ученик – сетевой психолог.
В рамках этой группы задач выделяются следующие подзадачи:
· определение наиболее эффективных форм взаимодействия субъектов процесса дистанционного обучения;
· определение условий эффективной реализации той или иной формы взаимодействия в выделенных системах.
С учетом того, что психолого-педагогическое сопровождение может рассматриваться и как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление, выделение задач данной группы обусловлено особенностями дистанционного обучения, связанными со спецификой учебно-образовательной среды, в которой осуществляется процесс обучения и, как следствие, изменением условий успешности взаимодействия в новых специфических условиях.
2. Особенности протекания когнитивных процессов в дистанционном обучении и влияние этой формы обучения на познавательную деятельность учащихся.
Выделение этой группы задач обусловлено:
· спецификой представления информации в условиях дистанционного обучения, ориентированного преимущественно на визуальное восприятие, и, как следствие уменьшение комфортности обучения для учащихся-аудиалов и учащихся-кинестетиков;
|
· особенностями организации деятельности учащихся, носящей преимущественно самостоятельный характер, либо деятельности при минимальном руководстве учителя.
В то же время, более свободный по сравнению с традиционным очным обучением график работы учащихся может способствовать выбору оптимального для учащегося режима работы, что оказывает положительное влияние на его познавательную деятельность.
Содержание психолого-педагогического сопровождения процесса дистанционного обучения предполагает несколько направлений работы:
· аналитико-диагностическое, которое предполагает: изучение индивидуальных особенностей личности учащихся, выявление познавательных интересов, определение индивидуального стиля познавательной деятельности и т. д.; осуществление мониторинга дистанционных курсов и мониторинга взаимодействия субъектов образовательного процесса.
· просветительское, которое включает различные мероприятия, направленные на повышение общей психологической грамотности участников обучения, работающих в Интернет;
· консультативное, направленное на взаимодействие психологов с различными группами участников дистанционного обучения;
· методическое, предполагающее взаимодействие психолога с автором дистанционного курса и сетевым учителем, направленное на конструирование психологической компоненты курса. Речь идет об определённых психологических механизмах, обеспечивающих высокий уровень мотивации и индивидуально–дифференцированный подход к обучению.
Таким образом, содержанием системы психолого-педагогического сопровождения является:
· система знаний о способах и формах взаимодействия субъектов дистанционного обучения;
· система знаний о нормах сетевого этикета;
· система знаний о психологических особенностях учащихся;
· система знаний о способах восприятия, переработки и усвоения информации, представленной в различных видах, в условиях специализированной информационно-образовательной среды;
· система способов и методов формирования положительной мотивации учащихся в условиях дистанционного обучения, в том числе система методов поощрения.