Средства, методы и формы психолого-педагогического сопровождения процесса дистанционного обучения




 

В качестве основных средств выступают:

· средства информационно-образовательной среды;

· рекомендации для различных категорий субъектов дистанционного обучения.

Среди рекомендаций, которые являются необходимым средством в системе психолого-педагогического сопровождения, можно выделить следующие:

1. Для учащихся:

· по организации взаимодействия с сетевым учителем, учениками виртуального класса (выбору стиля общения, поведению во время уроков в режиме реального времени, соблюдению норм сетевого этикета и т.д.);

· по конструированию индивидуального образовательного маршрута (выбору курсов, модулей, форм контроля и т.д.), в том числе по конструированию индивидуального маршрута освоения содержания конкретных учебных курсов;

· по самоорганизации (выбору оптимального режима работы, распределению времени и т.д.);

· по преодолению трудностей, связанных с восприятием учебного содержания в условиях компьютерной обучающей среды.

2. Для сетевых учителей:

· по организации взаимодействия с сетевыми учениками – индивидуально и в группе, коллегами, психологами,, родителями (выбору стиля общения, определению периодичности взаимодействия, выбору оптимальных форм взаимодействия и т.д.);

· по конструированию методики обучения в рамках дистанционного курса в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся виртуальной учебной группы (выбору форм и числа занятий, проводимых в режиме реального времени, выбору форм контроля, целесообразности организации исследовательской и проектной деятельности, выбору методов обучения и т.д.);

· по конструированию индивидуального маршрута освоения содержания учебного предмета отдельными учащимися.

4. Для куратора:

· по организации взаимодействия с сетевыми учителями (выбору средств оказания методической помощи, определению оптимального режима взаимодействия и т.д.);

 

Основными методами системы психолого-педагогического сопровождения выступают:

· психологическое Интернет-тестирование;

· психологические тренинги (психолог – сетевой учитель, психолог – сетевой ученик, психолог – куратор в режимах on-line и off-line;

· консультирование в режимах on-line и off-line и т.д.

Заметим, что консультирование также целесообразно организовывать в соответствии с определенными направлениями, а именно:

1. Деятельность психолога в отношении сетевых учащихся направлена на:

· диагностику личностной, интеллектуальной и мотивационной сфер учащегося для обеспечения индивидуального подхода в обучении, основанного на особенностях конкретного субъекта;

· индивидуальное консультирование учащихся (по вопросам мотивации, самооценки, особенностей когнитивной сферы, самоорганизации, профессиональной направленности и т.д.) для определения индивидуальной траектории обучения;

· помощь в преодолении специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации и др.;

· помощь в овладении навыками виртуального общения (индивидуальное и групповое обучение и консультирование);

· помощь в разрешении конфликтных ситуаций, связанных с общением в процессе обучения.

 

2. Деятельность психолога в отношении сетевых педагогов направлена на:

· разработку рекомендаций по вопросам психологической поддержки участников дистанционного обучения (обеспечение необходимой теоретической информацией, результатами исследований и т.д.);

· помощь в решении индивидуальных проблем участников дистанционного обучения;

· поддержка мотивации собственной деятельности сетевых учителей;

· помощь в отслеживании и поддержке мотивации учения у учащихся;

· помощь в организации и проведении мониторинга взаимодействия участников дистанционного обучения (анкетирование, тесты, наблюдение и др.);

· помощь в формировании учебных процессов – дает прогноз совместимости и результативности;

· помощь в отслеживании динамики;

· помощь в организации и осуществлении прямых и обратных связей.

 

3. Деятельность психолога в отношении родителей направлена на:

· помощь в овладении навыками виртуального общения;

· оказание помощи в отслеживании и поддержке мотивации учения у учащихся;

· разработку рекомендаций по вопросам психологической поддержки детей при возникновении затруднений в процессе дистанционного обучения.

Консультирование в Интернет носит преимущественно интерактивный характер (но не исключает прямого взаимодействия с психологами!) и может иметь несколько вариантов проведения в зависимости от поставленной преподавателем или учащимся проблемы:

· индивидуальное консультирование по переписке и в диалоговом режиме (чат или прямой контакт, если это необходимо);

· консультирование в режиме группового обсуждения («дискуссионный клуб») проводится по заявленной проблеме в любой из форм дистанционного обучения: телеконференция, чаты для минигрупп, конференции в режиме реального времени;

· тренинговые формы групповой работы, адаптированные к условиям взаимодействия в Интернет (помощь в самораскрытии, самопрезентации, выработка коммуникативных навыков) и опирающиеся на возможности современных компьютерных технологий.

 

В качестве основных форм, используемых в системе психолого-педагогического сопровождения целесообразно использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы:

· индивидуальные и групповые консультации, тренинги, дискуссии в режимах on-line и off-line;

· мастер – классы;

· открытые уроки в режиме реального времени;

· семинары, конференции и телеконференции по обмену опытом и т.д.

 

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях дистанционного обучения имеет ряд отличий, в первую очередь определяемых спецификой данного вида обучения. Результатом отличий является появление дополнительных трудностей в организации и реализации процесса обучения, на решение которых и должно быть направленно психолого-педагогическое сопровождение. Так среди трудностей можно выделить не только общие для всех участников процесса, но и специфичные для каждой из групп (учеников, сетевых педагогов и т.д.), то деятельность психолога, должна быть адекватной целям сопровождения каждого конкретного участника процесса.

 

Заключение.

Проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране весьма актуальны и являются частью государственной политики. Инклюзивные процессы в системе общего образования приобретают широкие возможности и воплощаются в новые формы и технологии обучения. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) использование информационных технологий обучения непосредственно связано с конституционным правом на получение полноценного образования.

В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» во многих регионах Российской Федерации начала складывать совершенно новая педагогическая практика со своей дидактикой, педагогикой и психологией процесса обучения и взаимодействия его участников. Практика, в которой обучение, образование приходит к ученику в дом, в среду его жизнедеятельности и общения. Появившись в системе профессионального и высшего образования, дистанционная образовательная практика уверенно становится технологией обучения детей в системе основного школьного образования. Дистанционная образовательная практика наиболее широко представлена в трёх основных областях основного образования: домашнее обучение, интегрированное обучение, и дополнительное образование.

Психологической основой дистанционного обучения является бихевиористический подход (Б.Ф.Скиннер) и когнитивная психология. Проблемное обучение и личностно-ориентированный подход эффективно синтезированы в дистанционной образовательной практике.

В основу системы психологического сопровождения в нашей школе субъектов образовательного процесса положены психолого-педагогические особенности дистанционного образования:

· приоритетность самостоятельной работы ученика

· индивидуальный подход к обучению

· мотивация как базовое условие обучения

· связь обучения с жизненными проблемами ученика

· интенсификация процесса обучения (у каждого свой темп)

· одновременная мобилизация различных способов восприятия (слухового, зрительного, осязательного)

· структурные изменения учебной деятельности (появление новых видов и форм).

Дистанционных форма работы: учитель - ученик – родитель- психолог.

В центре процесса дистанционного обучения находится самостоятельная познавательная деятельность ученика. Формирование и развитие учебной мотивации становится одной из важнейших психолого-педагогических задач.

Самостоятельное приобретение знаний не носить пассивный характер, напротив, наши ученики с самого начала вовлечены в интерактивную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, а непременно предусматривающую их постоянное использование.

Для этого эффективно используются в нашей работе интерактивные формы: совместные проектные и исследовательские работы, скайпбеседы по проблемам.

Основные образовательные задачи реализуются за счёт создания системы индивидуализации обучения, начиная с начальной ступени образования. При этом учитывается индивидуальный темп образовательной деятельности ученика, разный способ восприятия и освоения учебного материала, планируется индивидуальная глубина и объём изучаемого материала, подбирается эмоционально комфортный для ученика, «свой» учитель. Индивидуализация обучения обеспечивается посредством разработки целой системы, ориентированной на конкретного ученика. Учебный процесс строится путём составления индивидуального учебного расписания ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями с учётом активности и периода работоспособности ребёнка. Индивидуальный учебный прогресс обеспечивается постоянной корректировкой индивидуальной образовательной программы и учебного плана каждого учащегося и мониторингом его учебных успехов и достижений. В течение учебного года и всего периода обучения составляется портфолио ученика, которое позволяет отмечать достижения, устанавливать критерии, посредством которых возможно видеть индивидуальный прогресс отдельного ученика.

Система психологического сопровождения ученика опирается на принципы индивидуального подхода в обучении и включает в себя технологию построения индивидуальной образовательной траектории ученика. Эта работа предполагает несколько этапов:

1. Индивидуальное консультирование при приёме в школу

2. Индивидуальное диагностическое обследование ученика на школьном консилиуме

3. Составление пакета рекомендаций по обучению ребёнка (исходя из заключения медиков, психологов, дефектологов, сурдопедагогов, пожелания родителей и самого ученика)

4. Составление индивидуальной программы, которая содержит в себе общие сведения об ученике, заключение и рекомендации консилиума, индивидуальный учебный план, необходимые коррекционные занятия и блок достижений ребёнка.

5. Создание индивидуального электронного портфолио ученика, которое является материалом для анализа учебной деятельности и социализации учащегося.

Специфика психолого-педагогического сопровождения ребенка в школе, содержит в себе две основные особенности, которые и определяют основные формы и виды сопровождения.

Первая особенность – это разнообразие состава контингента учеников, имеющих различные типы и степень нарушения в развитии. Второе, это разнообразие форм и технологий сопровождения, которое определяется степенью и типами ограничений и возможностей ребенка. Третье, это индивидуально-дифференцированный подход к изучению предметного материала. Вся система сопровождения и программа индивидуальных коррекционных занятий обязательно входит в индивидуальную образовательную программу ученика. Помощь по коррекционно-развивающей работе синхронизируется со всем остальным объемом учебной нагрузки ребенка. Часто психолог работает с учителем вместе на уроке, ассистируя ему при работе с учеником. Нужно заметить, что психологи, как и школьные специалисты сопровождения, владеют дистанционными технологиями и необходимыми навыками интерактивной коммуникации. Один раз в полгода проводится очный психолого-медико-педагогический консилиум по динамике обучения и развития каждого ученика, целью которого является учёт всех трудностей и успехов ребёнка и корректировка индивидуальной образовательной программы. Школьный консилиум решает достаточно традиционные для работы консилиумов в российском образовании вопросы - осуществление дифференцированной диагностики, формирования рекомендаций по обучению, определение стратегии коррекционно-педагогического сопровождения и оценка индивидуальный динамики развития.

Важнейшей задачей индивидуализации процесса обучения является адаптация учебных материалов под возможности и ограничения конкретного ребёнка. В школе учатся дети с нарушением слуха или потерей слуха, основные диагнозы отягощены сопутствующими (различными видами нарушений в развитии). Это требует разработки пакета индивидуализированных диагностических средств, создания учебных модулей с учётом психологических и эмоциональных особенностей ученика, темпа его когнитивной деятельности, стиля восприятия и глубины усвоения учебного материала. Для создания таких индивидуальных программных модулей по учебным курсам требуется высокий профессионализм педагога, хорошо знающего свой предмет и умеющего видеть главное в его освоении. Несмотря на богатство учебных материалов, ориентированных на все каналы восприятия, визуальный канал является ведущим для дистанционной коммуникации.

Возможности электронной среды богаты для построения учебной коммуникации между учителем и учеником. Дистанционный формат общения снимает ролевые предпочтения и организует общение «на равных». Этот педагогический феномен помогает ученикам не испытывать эмоциональных проблем в общении с учителем, снимает страхи и способствует открытому диалогу и дискуссии. Организация учебной off-line и on-line коммуникации является одним из важнейших факторов интеграции ребёнка в учебный процесс.

Интересным психологическим преимуществом дистанционного off-line контакта перед учебным взаимодействием учителя и ученика в классе является то, что у ученика всегда есть «пауза во времени» (условия асинхронной коммуникации дают ему эту возможность). Работа в чате помогает уже адаптированному к дистанционному контакту ученику научиться реагировать на реплику учителя, строить высказывание, держать логику мысли. Интерактивный характер дистанционного контакта позволяет ученику вступать в эмоционально комфортную и удобную на данный момент коммуникацию с учителем.

Отдельным направлением психологического сопровождения учебного процесса является работа с учителями. Основная работа педагогического коллектива заключается в том, чтобы оказывать качественные образовательные услуги. Специфика заключается в том, что эти услуги оказываются детям со специальными образовательными нуждами в разных видах учебного взаимодействия (очном и дистанционном). Учителя находят и накапливают свой профессиональный опыт в такой работе, постоянно находясь в творческой позиции. Следовательно, психологи должны постоянно обсуждать принципиальные проблемы, с которыми сталкивается учитель в таком необычном диалоге с учеником, искать эффективные стилевые характеристики учебного взаимодействия с детьми с разными типами нарушений в развитии, индивидуальные особенности и успехи каждого учителя. Характер такого само и взаимообучения, очевидно, должен быть достаточно неформальным, чтобы своим опытом мог поделиться не только авторитетный педагог с большим стажем, но и молодой специалист, первичность ощущений которого иногда представляет большой практический интерес.

Эффективной формой работы с учителями, недавно пришедшими в дистанционную образовательную практику работы с детьми с ОВЗ, является адаптационный тренинг, целью которого является работа с психологическими «барьерами», превенция эмоционального отчуждения и профессиональной фрустрации. Индивидуальное консультирование является опытной площадкой для понимания междисциплинарного диалога педагога и психолога.

Работа с детьми со сложными дефектами определяет спектр вопросов, с которыми учитель должен уметь встретиться в своей педагогической работе. Наряду с очными формами психологической работы с учителями дистанционной школы, можно активно использовать возможности интерактивной среды и её коммуникационных программ.

Эффективность образовательной интеграции во многом зависит от взаимодействия школы с родителями. В школьном образовательном пространстве родители играют существенную роль: они активно соучаствуют в организации школьных праздников и фестивалей, выездных мероприятий, походах и спектаклях, большая часть которых проходит при их непосредственном участии. Родители напрямую включены в разработку индивидуальной образовательной программы ученика, участвуют в обсуждении основных решений школы, в проведении школьных мероприятий и образовательных проектов.

Психологическая палитра вопросов специалистов в работе с родителями разнообразна – это и личные переживания и тревоги родителей, вопросы отношений со своими взрослеющими детьми, учебные трудности, отношения с учителями, трудные жизненные ситуации и их преодоление. Психологическое сопровождение родителей и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это особенная проблема, требующая разработки специальных программ. Семейное консультирование иногда становится единственным способом включения ребёнка в учебную деятельность, повышения его мотивации. Особенности работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья требует от психологов специальных знаний и профессиональных консультационных и терапевтических умений.

Одной из важных психологических задач является повышение мотивации учеников к школьному обучению в целом, поддержка их активности в дистанционном учебном контакте с учителем. Наши учителя и психологи находят такие формы учебной деятельности ребёнка, в которых он смог бы почувствовать себя успешным и включённым в жизнь всей школы.

Ориентируясь на разработанные рекомендации, психолог сможет разработать и реализовать эффективное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.

 

 

Руководитель ЦДО _____________ М.В.Шабанова

 

Педагоги-психологи ____________ Е.В.Утятникова

 

____________ Ж.Е.Угольская

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: