Макиавеллизм (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс)




Правящая элита

Понятие элиты, и ее типология

 

Политические отношения какого-либо общества, за исключением первобытного, являют собой пирамиду, на разных уровнях которой размещены определенные общественные группы (политические субъекты). Высота политической пирамиды изменялась в зависимости от исторической эпохи и страны (от плавной и плоской на ранних ступенях цивилизации до высокой и крутой в кастовых системах, в феодальных обществах). Но неизменным оставалось состояние, при котором группа, которая находилась на вершине пирамиды, концентрировала в своих руках властные функции, осуществляла политический контроль над обществом в целом. Эта иерархическая структура властных систем является универсальным фактом человеческой истории, а раздел общества на правящую элиту и на всю остальную массу констатируется всеми политологическими школами.

Начало систематических исследований проблемы правящих элит было положено работами итальянских социологов В. Парето (1848-1923), Г. Моски (1856-1936), а также немецкого политолога Р. Михельса (1876-1936). Проблема элиты не оставляла равнодушными О. Конта, М. Вебера, других признанных авторитетов политической науки. Интерес к этому вопросу не снижается и в современной политологии. Литература об элитах насчитывает десятки серьезных исследований и множество журнальных статей.

С момента появления серьезных разработок этого вопроса в социологической и политологической литературе не было единства в подходе к вопросу типологии элит, их сущности, критериев и границ.

Разнобой в подходах к анализу элит сохраняется и в современной политологии. В основе типологии элит находятся разные принципы: личных качеств, тип влияния, формы управления, стили управления и т.д.

Среди многих направлений и школ выделяется несколько наиболее влиятельных:

Макиавеллизм (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс)

 

Теоретические построения авторов макиавеллизма восходят к взглядам Н. Макиавелли, который разделял правителей - в зависимости от методов осуществления ими власти - на "львов" (сторонников грубой силы, неприкрытого насилия) и "лис" (сторонников гибких методов управления, мастеров лжи, лавирования).

Основные идеи сторонников этой школы таковы:

Элита - это более или менее объединенная группа, которая владеет особенными духовными, социальными и политическими качествами. Она сознает себя как привилегированный и доминирующий слой и воспринимается как таковой. При изменении общества и типов господства сохраняются определенные отношения власти и формы ее проявления, изменения приводят только к персональным перестановкам. Для сторонников этого направления аксиомой является разделение общества на всемогущую властвующую элиту и пассивную массу, которая покоряется ей. Неминуемость такого разделения исходит из неравенства индивидуальных способностей людей. История человечества выступает у макиавеллистов как история развития и падения элит, как процесс их кругооборота.

Циркуляция элит - результат стремления общества к равновесию, утверждает В. Парето. Главные типы элит - "львы" и "лисы" - имеют свои преимущества и недостатки и постоянно сменяют друг друга у власти. Каждый из них отвечает определенному общественному состоянию. Стабильному обществу нужны "львы" с их прямолинейно силовыми методами управления. Нестабильная система - время "лис", мыслящих прагматично, ловких, энергичных деятелей, которые не боятся риска, умеют "подобно всем нормальным героям всегда идти в обход". Исчерпав свои положительные свойства, элита перестает отвечать потребностям общества и не может выдержать натиска контрэлиты, которая опирается на поддержку масс. При этом последние ничего не выигрывают. Просто элита, находящаяся у власти, настолько устарела, что не в состоянии противостоять противнику, который, используя массы, пробивает ограду, защищающую старые порядки. Укрепив свои позиции, новая элита загоняет массы в стойло, и нередко экономический и политический гнет становится еще более жестоким.

В рамках данного направления выделяется концепция Р. Михельса, разрабатывавшего "железный закон олигархии". Неизбежность деления общества на правящее меньшинство и пассивное большинство Р. Михельс выводит из "олигархических тенденций", присущих массовым политическим организациям, партиям, профсоюзам. В своей главной работе "Политические партии. Очерк об олигархических тенденциях демократии" Р. Михельс доказывает принципиальную невозможность существования демократии, вытекающую из-за:

1) сущности самого человека (политическая индифферентность масс, их некомпетентность, почитание лидеров);

2) из-за сущности политической борьбы и политических организаций, которые неизбежно перерождаются, меняя местами "массу" и лидеров. В любой организации, утверждает Р. Михельс, профессиональное руководство отрывается от руководимых масс, образуя более или менее замкнутый круг, в руках у которого и сосредоточивается со временем власть. В структуре господствующего класса Р. Михельс выделяет три элемента: политический, экономический, интеллектуальный. В разных ситуациях реальную власть осуществляет одна из названных групп. В 20-е годы олицетворением волевого политического класса стал для Р. Михельса итальянский фашизм во главе с Б. Муссолини. Не случайно авторитет ученого был высок в правящих кругах фашистских Италии и Германии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: