Сущность, границы и виды элит




 

Политические школы и направления, о которых шла речь выше, не исчерпывают всего разнообразия суждений политологов по вопросам об элите. Однако независимо от принадлежности к этой или другой школе, все исследователи согласны с тем, что правящая элита - это активное меньшинство, имеющее доступ к инструментам власти.

Итак, меньшинство. Но каковы его размеры, где грань, что отделяет его от остального господствующего класса? И можно ли отождествлять элиту со всем этим классом? Иначе говоря, в какой мере политическая стратификация общества совпадает с экономической?

Для большинства политологов несомненно, что весь экономически господствующий класс не может осуществлять свою волю в совокупности. Его интерес осознается и выражается, прежде всего, наиболее активной его частью, авангардом. Именно эта часть господствующего класса и выступает как элита.

Отношения между элитой и общественными группами, которые обладают гегемонией на социально-экономическом уровне, достаточно сложны. В некоторых случаях элита может представлять интересы, прежде всего, определенной части господствующих слоев общества, не удовлетворяя ожиданий других его групп.

Хотя в глазах всего общества элита выглядит как единая группа, ее структура достаточно сложна, и взаимоотношения между ее элементами далеки от гармоничных.

Первую скрипку в оркестре власти играет политическая элита, то есть высшее политическое руководство страны, включая верхушку функционеров политических организаций, интеллектуалов, которые разрабатывают политическую идеологию, то есть людей, принимающих политические решения.

Народная мудрость гласит: кто платит, тот и заказывает музыку. Верно ли это относительно общества, относительно наиболее богатых его слоев, из состава которых формируется экономическая элита? Кто составляет ее? Без сомнения, владельцы крупной собственности, руководители фирм, концернов, высшие слои менеджеров. Владея основными богатствами своих стран, способна ли экономическая элита подчинить все общество своей воле? Вовсе нет, ибо она являет собой единое целое только на первый взгляд. Хотя современный капитал в западных странах - в отличие от периода первоначального накопления - ведет джентльменскую игру, противоречия между отдельными группами собственников глубоки, а подчас и непримиримы. Это внутреннее соперничество спонтанно ограничивает влияние крупных собственников на общество. Кроме того, власть экономической элиты ограничивается и другими факторами: концентрацией экономического могущества, мерой единства господствующей верхушки, силой (или слабостью) сил, ей противостоящих, в первую очередь наемных рабочих и их организаций.

По отношению к политической элите экономическая выступает как группа давления. Ее влияние на политическую власть осуществляется через политические партии, пользующиеся ее финансовой поддержкой, через парламент, а на парламент - через разветвленную систему лоббизма.

XX столетие вывело на видное место в правящих кругах военную элиту. В современном обществе состояние военной техники, ее убойная сила, ее стоимость, размеры военного ведомства, увеличение армии преобразовали военную элиту в странах с развитым военно-промышленным комплексом в самостоятельную силу. Например, в кайзеровской Германии военная клика, которая рекрутировалась из дворянства, в значительной мере определяла внешнюю политику. В современных услови ях высокая степень милитаризации в США обусловливает значительное влияние на общественную жизнь военной верхушки. Это влияние реализуется и в политической, и в экономической сферах. В политике военная элита выступает как группа давления, на экономику она осуществляет влияние непосредственно. Масштабы военного бюджета и возрастание стоимости военной техники преобразовали военное ведомство в огромного государственного заказчика, что вызвало сближение интересов военного командования и частных монополий, которые работают на армейские потребности.

Неотъемлемым элементом правящей элиты современного общества является бюрократическая элита, выполняющая роль посредника между верхушкой и подножием политической пирамиды. Изменяются исторические эпохи и политические системы, но постоянным условием функционирования власти остается аппарат чиновников, на который возложена ответственность за управление повседневными делами. "Бюрократический вакуум" - отсутствие административного аппарата для какой-либо политической системы смертельно.

Свое влияние, на общество бюрократическая элита осуществляет двумя путями. Во-первых, ее представители имеют полномочия для принятия важных решений в той сфере, какой они руководят. Во-вторых, от них зависит воплощение принятых решений в жизнь. В их власти ускорить или замедлить исполнение закона, постановления, указа. История многих стран, в том числе и нашей, знает немало примеров, когда политические или экономические решения не были реализованы из-за саботажа чиновников.

Во всех политических системах бюрократический аппарат стремится обособиться от остального общества, достичь известной автономности и осуществлять разработанный курс без учета общественных интересов.

И хотя бюрократия стремится стать воплощением общих интересов, но на практике она вырабатывает свои собственные, претендуя при этом на право принятия политических решений.

Именно поэтому бюрократия, ее место в правящей элите, методы борьбы с тенденцией подмены общественных интересов интересами государства и преобразованием государственной цели в личную цель чиновника, в гонку за чинами, в деланье карьеры стали важной проблемой не только политологии, но практическим заданием любого общества XX столетия.

Итак, подводя итог сказанному, отметим, что элита, являя собой целостный социальный организм, имеет сложную структуру, каждый элемент которой имеет свое общественное предназначение. Каждая из элит исполняет свою партию в оркестре власти. Но кто дирижер? Кто держит в руках дирижерскую палочку, покоряясь которой разные голоса сливаются в одну мелодию? Не ищите его, его нет. Поведение элиты - следствие столкновения, совпадения, компромиссов между составными частями, а также результат влияния на нее остального общества.

Пути формирования элит

 

Как формируется элита? Какой механизм отбора в нее? Какие социальные прослойки поставляют рекрутов в ее ряды? Эти вопросы занимают важное место в исследовании данной проблемы. От того, как формируется элита, зависит ее состав, а соответственно, и социальное содержание системы властвования. Многочисленные исследования только подтвердили то, что давно было известно "здравому смыслу". В обществах, разделенных на слои и классы, те социальные группы, которым принадлежит гегемония в социально-экономической сфере, определяют состав правящей элиты. Тем не менее стремление к самозамыканию, свойственное правящим классам, никогда не было абсолютным. Даже рабовладельческая олигархия, хотя и с трудом, но принимала в свои ряды наиболее выдающихся представителей других групп. Ряды феодального дворянства, включая высшую аристократию, частично пополнялись за счет низших социальных слоев. Чем больше способен правящий класс принимать в свою среду наиболее выдающихся людей из угнетенных классов, тем крепче и безопаснее его правление, отмечал К. Маркс.

Принципы формирования правящих элит различаются от эпохи к эпохе. В феодальном обществе критерием отбора в нее выступала родовитость ("элита крови"); в традиционно-буржуазном - размеры собственности ("элита богатства"), в современных постиндустриальных странах, как утверждает западная политология, - личные достижения, результативность ("элита знаний"). Конечно, в чистом виде перечисленные принципы существуют только абстрактно, в теоретических моделях. На практике они соединяются, и в настоящее время социальное происхождение, имущественное положение облегчают претендентам в элиту путь вверх. В политических системах разница между элитой и остальным обществом проявляется четко. Среди этого остального общества всегда есть группы и индивиды, которые стремятся попасть в круг избранных. Легко ли это? В некоторых обществах элиты подобны крепостям в осаде, которые наглухо закрывают аутсайдерам вход в свои ряды. В других системах двери храмов для избранных открыты или хотя бы полуоткрыты для некоторых претендентов из других социальных групп. В политологии эти виды элит называют "закрытой" и "открытой".

"Закрытые" элиты отгораживаются от остального общества нормативными актами, которые допускают занятие высоких должностей представителями только определенных социальных групп (в российской империи до 1917 г. офицерами могли быть только дворяне), и нередко исключительно титульной нации. Самозамыкание элиты неминуемо - рано или поздно - ведет к ее вырождению. Обновление руководителей происходит медленно, элита тяжело приспосабливается к изменившейся обстановке. Позиции ее подрываются, изолированность от общества усиливается, власть теряет эффективность, и устаревшим руководителям приходится уступать место контрэлите, которая имеет более тесную связь с обществом.

Напротив, элита, вход в которую открыт для выходцев из других социальных слоев, укрепляет себя и препятствует формированию контрэлиты. В конце концов, важно не социальное происхождение представителей элиты, а те интересы, которые они выражают в своей политической деятельности. К тому же только что принятые в ряды избранных быстро усваивают ценности господствующих групп и под влиянием "комплекса неполноценности" из-за "низкого" социального происхождения более ревностно служат господствующим интересам, нежели представители привилегированных социальных слоев. Открытость элит облегчает процесс их обновления и делает поведение их членов в новых непредвиденных условиях более гибким. Внутреннее обновление элиты является необходимым условием их стабильности.

Западная политология относит к открытым элитам современную правящую элиту демократических стран, утверждая, что главным критерием отбора в нее являются личные достижения (результативность). Безусловно, заинтересованность господствующих слоев в эффективности правящей элиты, в ее компетентности, так же как и более высокий уровень требований, которым должны отвечать их представители, облегчает продвижение вверх людям с качествами "прирожденных правителей", даже если они и не принадлежат к привилегированным общественным группам. Тем не менее исследования, проведенные в ФРГ, показали, что для успешной карьеры, ведущей в правящую элиту, необходимы следующие условия:

социальное происхождение родителей должно быть достаточно высоким; чем выше статус родителей, тем больше шансов у претендента;

определенный тип воспитания в соединении с университетским образованием;

кандидат в элиту должен принадлежать к одной из основных религий;

иметь профессию, которая дает большие шансы на продвижение.

Обязательным условием восхождения на вершину политической пирамиды в современном западном обществе является качество образования. Исследования, проведенные политологами СССР в 1980-е годы, показали, что во всех элитах США, ФРГ, Англии - политической, экономической, военной, бюрократической - процент их представителей, имеющих образование в объеме 2 университетов и выше, колебался от 1/3 до половины. Школа, таким образом, преобразовалась ныне в один из основных лифтов современного общества, который поднимает претендентов на разные этажи политического небоскреба. Однако очень наивно было бы представить себе, что тот, кто вошел в лифт, одним только нажатием кнопки сразу же поднимется на необходимый этаж. "Путь вверх" - путь долгий и тяжелый. Это может быть медленное продвижение по служебной лестнице, начиная с самого скромного чиновничьего места в общегосударственных или муниципальных органах власти. Переход к политической деятельности осуществляется в этом случае приблизительно в середине карьеры. Другой вариант: культурная, научная, юридическая или педагогическая деятельность, дополненная активным участием в различных добровольных, в том числе политических, объединениях. Продвижение "вверх" в этом случае осуществляется не столько в профессиональной, сколько в общественной среде. Именно такой путь привел Б. Клинтона к президентскому креслу. Он охотно баллотировался на выборные посты в школе, так успешно собирал голоса избирателей-однолеток, что школьная администрация пересмотрела свои правила и сократила количество выборных должностей, которые одновременно мог бы занимать один и тот же ученик.

Итак, подводя итоги сказанному, отметим, что во всех вертикально стратифицированных обществах правящая элита представляет собой активное меньшинство, которое монополизирует власть в системе. Она - важнейший субъект политического процесса, политической жизни.

Элита тоталитаризма

 

XX столетие, которое вывело на авансцену политического театра тоталитаризм, познакомило мир со специфическим типом элиты, свойственным только этому обществу. Ее своеобразие заключается в объеме властных полномочий, которыми эта элита располагает, в ее взаимоотношениях с остальным обществом, в истории ее происхождения и становления. Ни родовитость, ни богатство, ни знания не могут служить критерием отбора в это правящее меньшинство. Оно формируется по другим, чем остальные элиты, признакам, и власть его в обществе неограниченна. Как разновидность бюрократической элиты, правящая группа тоталитарных систем делает реальностью вечное стремление чиновника отождествлять общество с государством, а государство - с самим собой. Если в западных демократиях бюрократия выступает проводником государственности в среде гражданского общества, осуществляя профессиональную связь между четко очерченными и структурированными частями общественного организма, то в тоталитарных системах она становится воплощением самой власти.

В тоталитарных системах XX столетия, особенно в ее советском варианте, где государство не просто регулирует экономику, но само становится важнейшим агентом общественного производства, бюрократия выступает не только как организатор и управляющий общественным хозяйством, не только как ее распорядитель, но и как фактический собственник. Место упраздненных экономических и социальных связей занимает чиновник, который отождествляет свои должностные (или личные) задачи с задачами государства и других политических структур. В классическом виде процесс становления правящего меньшинства советского типа протекал в СССР. Он был проанализирован в работах М. Джиласа "Новый класс" и М. Воеленского "Номенклатура".

Возникнув как историческое продолжение организации профессиональных революционеров, номенклатура, заменив власть собственника властью распорядителя, создала в своих странах режим "бюрократического абсолютизма" со свойственной ему системой ленов и строгим распределением ролей между сюзеренами и вассалами. С каждым новым поколением номенклатуры вход в правящую элиту становился для непосвященных все более трудным, пока, наконец, двери в нее не закрылись перед остальным обществом окончательно. Став классическим образцом "закрытой элиты", номенклатура социалистических стран разделила их судьбу. Отгораживая свои ряды от посторонних частоколом писаных и неписаных правил, номенклатура все больше замыкалась на себе, перейдя практически к самовоспроизводству. Новые поколения номенклатуры, не найдя вакантных мест в основных общественных сферах, расползлись в разных направлениях, занимая высшие посты в творческих союзах, в сфере образования (особенно гуманитарной), медицины, культуры, науки, искусственными способами предупреждая процесс проникновения в свою среду представителей других социальных слоев. Все более утрачивая связь с обществом, неспособная к реформированию, номенклатура никак не реагировала на назревающие общественные потребности, не чувствовала необходимости общественных перемен, решения даже наиболее кричащих проблем.

Вырождение номенклатуры заключалось не только в снижении ее квалификации, в потере ее представителями профессиональных качеств. Если в первые десятилетия функционирования советских режимов главным для элиты была власть, то со временем стремление к власти было дополнено гонкой за материальными благами. В постсталинский период началось прямое обогащение номенклатуры. Поскольку легально нельзя было быть частным собственником, нельзя было увеличивать заработки, оставался один путь - криминальный.

Чем менее способна была номенклатура удовлетворять общественные потребности, тем больше утрачивала она контроль над обществом, в котором неминуемо возникала новая "катакомбная" элита, ядром которой стала творческая и научная интеллигенция. Власть последней над разумом сограждан вырастала по мере банкротства правящей элиты. После краха тоталитарных режимов многие из диссидентов советского периода возглавили государства, возникшие на руинах СССР (В. Ландсбергис (Литва), Л. Тер-Петросян (Армения), З. Гамсахурдия (Грузия)).

Процесс формирования правящей элиты в посттоталитарных государствах показал ограниченность теоретических схем, которые не учитывают всего разнообразия ведущих общественных групп, которые можно назвать элитарными, их отношения к власти и одна к другой. Но он же подтверждает обоснованность предупреждения западных политологов против быстрой смены элит, которая очень дорого обходится обществу, ибо, получив власть, контрэлита стремится отломить свой кусок пирога власти. Справедливость этого вывода подтверждает картина политической жизни постсоветского общества, в котором демократическая (или считающая себя такою) элита, сменившая при власти партноменклатуру, с неменьшим запалом заботится о себе, о своих личных интересах. Преобразование вчерашних защитников народа, борцов за социальную справедливость во всевластных вельмож, присвоивших привилегии старой элиты и приумноживших их - в большей или меньшей степени характерно для всех стран СНГ, так же как и бесполезность попыток остановить этот процесс.

Смена политических режимов, в какой бы форме она ни происходила - революционной или эволюционной - всегда сопровождается сменой правящих элит.

В истории разных стран были периоды, когда старая политическая и правительственная знать уничтожалась или смещалась, а "выскочки" заполняли высшие ранги политической элиты. В истории Российской империи такими периодами были правление Ивана Грозного и следующее междуцарствие, царствование Петра Великого, а в XX столетии - Октябрьская революция. Во Франции - это время Великой французской революции и Наполеоновская империя, когда "кто был никем, становился всем" и наоборот. Радикальная смена правящей элиты происходила и в годы Гражданской войны в США.

Особенно интенсивно смена правящих элит происходила в XX столетии после окончания Первой мировой войны, когда полное уничтожение или отстранение от власти королевских династий Габсбургов, Гогенцоллернов, Романовых, Оттоманов (Турция), а также политической аристократии конца XIX века шло параллельно с восхождением на вершины политической пирамиды большевиков в России, фашистов в Италии и Германии, лейбористов в Англии, младотурков в Турции и т.д.

История знает и другой, более плавный процесс смены правящих элит, в ходе которого наиболее дальновидные, прагматичные представители старой элиты органично пополняют ряды нового правящего меньшинства. Такой процесс характерен для посттоталитарных режимов на территории СССР. Еще вчера непримиримые противники обживают вместе правительственные кабинеты, создавая новую посттоталитарную элиту. Советская правящая элита складывалась из двух основных частей: партийной и хозяйственно-управленческой (руководители министерств, ведомств, крупных промышленных предприятий). Крушение тоталитаризма устранило с политической сцены первые шеренги партноменклатуры (есть, разумеется, исключения - Э. Шеварнадзе (Грузия), Г. Алиев (Азербаджан), Н. Назарбаев (Казахстан), И. Каримов (Узбекистан), расчистив путь к вершинам власти представителям второго и третьего эшелонов (Б. Ельцин, Л. Кравчук и т.д.). Что же касается хозяйственно-управленческой элиты, то она не только не понесла ощутимых потерь в перипетиях политических бурь, но, напротив, в ходе приватизации, акционирования сумела осуществить перераспределение собственности в свою пользу, а ее отдельные представители, поменяв кресло хозяйственников на политические посты, вошли, а кое-кто и возглавил высшие эшелоны государственной власти (Л. Кучма, В. Черномырдин).

Распад СССР осенью-зимой 1991 года завершил борьбу между центральной и республиканской элитами. Центр был уничтожен, реальная власть переместилась в республики. Формирование новых государственных структур в каждой из республик бывшего СССР было в то же время и формированием собственных правящих элит, в ходе которого на авансцену вышли функционеры "второго эшелона".

В сравнении с бывшей номенклатурой новая элита молодых суверенных государств более открыта для представителей разных социальных слоев, моложе своих предшественников, имеет более высокий образовательный уровень. В ней меньше "технократов", больше гуманитариев, особенно экономистов и юристов.

Темпы обновления элит в разных странах, наследниках СССР, разные. В ряде новых стран (особенно среднеазиатских) бывшая номенклатурная элита, в основном, сохранилась, изменив только партийные одежды на национальные или псевдодемократические.

Почти повсюду на территории бывшего СССР не произошло резких изменений в составе элит на областном и районном уровнях. В креслах руководителей местной власти, в основном, сидят те же люди, что и в начале 90-х годов.

Тем не менее процесс обновления элит несомненен. Новые элиты включают в себя и часть старой партийной гвардии, хозяйственных руководителей и представителей бывшей оппозиции. У старых и новых членов элиты много общего: стереотипы поведения, уровень политической культуры, привычки, ментальность, сформированные в условиях тоталитаризма.

Процессы, происходящие в странах СНГ, подтверждают выводы политологов: при любых, даже радикальных политических изменениях, старая элита не сходит полностью со сцены, а частично включается в новую.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: