Модель сельского региона
Города существуют потому, что люди несамодостаточны. Если бы каждый человек (домохозяйство) производили всё, что потребляют и не хотели бы общаться с другими людьми, то необходимости в городах не было бы. Однако на самом деле большинство людей вынуждены обменивать свой труд на другие товары. Большинство рабочих мест сосредоточено именно в городах. Однако, даже люди, живущие не на заработную плату, предпочитают города, поскольку здесь предлагается большое разнообразие товаров и услуг. Таким образом, живя в городах, люди достигают более высокого уровня жизни.
Рассмотрим регион со следующими характеристиками:
1. Производятся только два товара – зерно и ткань. Для их производства используется только два фактора – труд и земля.
2. Все участки земли и все единицы труда обладают одинаковой производительностью. За один час человек может произвести либо 1 центнер зерна, либо 10 м2 ткани. С 1 га земли может быть получено либо 10 центнеров зерна, либо 100 кг шерсти.
3. Эффект масштаба отсутствует, т.е. работник производит 10м2 ткани в час независимо от объёма производства ткани. То же самое верно и в отношении зерна; и в отношении производительности земельных участков.
4. Время передвижения. Перемещение в границах региона осуществляется со скоростью 6 км/час.
Эти допущения препятствуют развитию торговли и централизации производства. Домохозяйствам нет смысла торговать друг с другом, поскольку их производительность одинакова. Централизации при отсутствии эффекта масштаба привела бы только к росту издержек за счёт транспортной составляющей. Население равномерно распределится по территории такого региона. Каждое домохозяйство находилось бы возле своего участка и самостоятельно производило бы зерно и ткань. Города отсутствуют.
|
Сравнительное преимущество
К возникновению городов может привести несколько причин. Одна из важнейших – сравнительное преимущество. Сравнительное преимущество означает, что соотношение издержек при производстве ткани и зерна у различных домохозяйств неодинаково. В связи с этим становится выгодным специализация домохозяйств на производстве одного какого-либо продукта – либо зерна, либо ткани. Решающее значение при этом имеет уровень альтернативных издержек при производстве товара. Предположим, что западная половина региона отличается большей производительностью, чем южная (Табл.1.1).
Таблица 1.1
Сравнительное преимущество
Восток | Запад | Восток | Запад | |
Зерно (ц) | 1 ц | 2 ц | 10 м2 | 25 м2 |
Ткань (м2) | 10 м2 | 50 м2 | 0,1 ц | 0,04 ц |
Работник на востоке может за час произвести либо 1ц зерна, либо 10 м2 ткани. Поэтому альтернативная стоимость 1ц зерна – 10 м2 ткани, а альтернативная стоимость 1 м2 ткани – 0,1 ц зерна. На западе соответствующие цифры составляют 25 м2 и 0,04 ц. У Запада имеется сравнительное преимущество по производству ткани, а у Востока – по производству зерна. Специализируясь на производстве этих продуктов, регионы получат возможность увеличить своё благосостояние в процессе торговли. Но эта возможность реализуется только при соблюдении двух условий.
Во-первых пропорция обмена должна установиться в пределах от 10 до 25 м2 за 1 ц зерна. (В противном случае какому-либо из домашних хозяйств будет невыгодно участвовать в обмене, а выгоднее производить все продукты самостоятельно). Если 1 ц обменивается на 20 м2 ткани, то западное хозяйство переключаясь на производство ткани получает возможность приобрести 2,5 ц зерна, что на 0,5 ц больше, чем в при автономном производстве. Восточное домохозяйство теперь получает из обмена 20 м2 ткани, что на 10 м2 больше, чем при отсутствии торговли. Торговля и специализация становится взаимовыгодными.
|
Во-вторых, торговля между регионами станет выгодной только в том случае, если различия в производительности достаточно велики для того, чтобы компенсировать транспортные расходы на перевозку зерна и ткани. Если для транспортировки требуется один час, то торговля станет невозможной. Восток за этот час мог бы произвести те 10 м2 ткани, которые он выиграл в результате обмена. Что касается Запада, то он за час производит 2 ц зерна, в то время как от обмена он выиграл только 0,5 ц. Общий проигрыш составит 1,5 ц. Но если издержки по транспортировке составят менее ¼ часа, то обмен будет взаимовыгодным.
Торговля ведёт к развитию торгового города только тогда, когда присутствует эффект масштаба на транспорте. Если такого эффекта нет, то транспортные расходы на перевозку товара не зависят от объёма его перевозок. В этом случае домохозяйства Востока и Запада будут напрямую связываться друг с другом. Но если эффект присутствует, то издержки на перевозку единицы груза будут снижаться по мере увеличения объёма перевозимой партии товара. Торговые компании размещаются в местах, удобных для сбора и продажи товаров, что приводит к появлению рынков на пересечении дорог, в портах, в местах слияния рек и др. перевалочных пунктах. Люди, нанимаемые на работу торговыми фирмами живут поблизости, чтобы снизить затраты на поездки. Это приводит к росту цены земли, уменьшению площади земельного участка, занимаемого одной семьёй и росту плотности населения. Так появляются города-рынки.
|
Таким образом, город-рынок возникает при наличии трёх условий. Во-первых, производительность в сельском хозяйстве достаточно велика, чтобы обеспечить товарами не только сельских жителей, но и городских торговцев. Во-вторых, различия в производительности в различных регионах достаточно велики, чтобы компенсировать транспортные расходы. В-третьих, эффект масштаба на транспорте делает крупномасштабную торговлю и централизованные рынки достаточно эффективными.