Проблема личности в современной психологии.




Оглавление

Введение………………………………………………………………………....3

Глава I.Основные подходы к решению проблемы личности

1.1. Проблема личности в современной психологии…………………..….5

1.2. Психология личности с точки зрения христианской антропологии...9

Глава II. «Семья-малая Церковь»

2.1. Библейское понимание семьи…………………………………………14

2.2 Таинство Брака и Тайна семейных отношений……………………….18

2.3. Иерархичный уклад семьи……………………………………………..22

2.4. Воздержание как способ сохранения и укрепление семьи………….26

Заключение………………………………………………………………….…..32

Библиографический список использованной литературы………………..….34

Приложение 1………………………………………………………………..….36


Введение.

В современном обществе, под влиянием Западного мира идет каждодневная война с традиционным пониманием семьи и семейных отношений. Христианское понимание семьи, как установления Божия, нивелируется под влиянием пропаганды, масс-медиа и СМИ. Разрушение семейных отношений и уход от христианской традиции ведет к разрушению семьи, что в свою очередь может поколебать основы государства.

Мы живем в мире, в котором все запреты сняты, нравственные ценности в призрении. Граница между добром и злом размыта или полностью уничтожена. Все отравлено смертью и ядом греха. Дети питаются отравленной пищей, которую им преподносят Средства Массовой Информации, где не происходит фильтрации показываемого материала и в общество на ряду с нравоучительными истинами и правилами правильного поведения, большим потоком идут образы и формы неправильного поведения, разлагающие человека. Попадая под их влияние такие дети становятся обузой для семьи, лишенные покровительства родителей, их безусловного принятия, дети ищут нового пристанища. Оказываются в сомнительных компаниях, пробуют наркотики и алкоголь, попадают под влияние фильмов наполненных жестокостью, насилием, разврата, они становятся заложниками греха, получая такой образ поведения и жизни как норму, что отрицается и более того осуждается Церковью.

Семья – самое близкое окружение человека. Это первый и главный социальный институт, который отвечает за формирование личности. И если в этом институте осознают необходимость, и реализуют возможности формирования духовно-моральных основ личности – это одна из условий ее полноценного развития.

Рассмотрение и изучение психологии семейных отношений сегодня особо актуально и по причине всеобщей вседозволенности и свободы. Пропаганда тотальной вседозволенности разрушает семью, как Богом, установленный социальный институт. В свою очередь люди, пострадавшие от головокружительной свободы, потерявшие семью или стоящие на пороге ее разрушения, вынуждены обращаться к психологам и психотерапевтам. Полноценную помощь в восстановлении семейных отношений может дать только сотрудничество психолога и священнослужителя, как носителя благодати Божьей и хранителя христианской традиции.

Тема исследования: Психология семейных отношений в свете святоотеческого учения.

Объект исследования: Иерархия семейных отношений и место личности в ней.

Предмет исследования: Основные подходы к решению проблемы личности в светской и православной психологии, её реализация в отношениях с Богом, и между конкретными личностями – мужчиной и женщиной, соединенных узами брака, значение православного учения о браке для современного общества.

Проблема исследования: Необходимость возврата современных семей к православному учению о браке.

Цель исследования:

1) Провести анализ понятий личности, выявить подходы решения проблемы личности, в контексте светской психологии и православной антропологии.

2) Выявить необходимость и причины реализации и развития личности в семье.

3) Указать основные факторы и причины возникновения семейных проблем.

Глава I. Основные подходы к решению проблемы личности.

Проблема личности в современной психологии.

В наше время во многих книгах и периодической литературе о становлении человека как личности в обществе и в целом его формировании стараются подойти со всем знанием психологической и физической природы накопленным современной наукой. Существует множество психологических школ и направлений: от модного некогда психоанализа, до интегративной психологии. Предлагаются всё новые и новые методы в изучении и воспитании целостной, жизнеспособной личности, которая будет в состоянии ответственно распоряжаться доверенной ей в обществе свободой, без последствий для себя и окружающих. Но на практике за внешними успехами скрывается лишь усугубление тех страстей, к которым склонен тот или иной человек. И остаётся только скорбеть и недоумевать, откуда же такой садизм, такая преступность, бессмысленная жестокость, и именно среди молодёжи.

Сегодня церковь живёт в мире, который не без основания называют «постхристианским». Который несёт свои соблазны, более тонкие и изощренные в силу того, что он оперирует категориями, которые открыло человечеству христианство: личность, свобода личности, равенство, братство, но отрывая их от религиозных христианских корней, наполняет новым и противоположным содержанием. Происходит подмена понятий в общественном сознании, начало которой положено европейским гуманизмом. А жизнь Русской Православной Церкви сегодня осложняется ещё и тем обстоятельством, что она существует в «посткоммунистическом» обществе. Тот факт, что три поколения наших соотечественников прожили при режиме, который возвёл атеизм в ранг государственной идеологии и политики, наложил неизгладимый отпечаток на мировоззрении народа. Тотальное религиозное невежество порождает свои специфические заблуждения, питающие как агрессивные нападки на Православие со стороны нашей леворадикальной интеллигенции, так и поверхностное, порой искаженное представление о Православии у тех, кто сегодня приходит в Церковь. Что может стать причиной восприятия Православия как узконаправленной традиции, связанной с определенным жизненным укладом.

Точкой преткновения в нынешних идеологизированных и политизированных дискуссиях является проблема личности человека, его существования и становление в обществе, которая делает невозможным получить не только члена общества выполняющего свои общественные правила и нормы, но и человека способного к духовному росту, правильному иерархичному построению отношений в браке. Поэтому сегодня возникает острая необходимость вновь поставить вопрос о православном понимании личности, что делает одну из целей этой работы наметить направления взаимодействия светской и православной психологии на пути решения проблемы воспитания личности в православном понимании этого слова.

В современных теориях светской психологии в той или иной степени сказывается влияние основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда. Он говорит об основных элементах человеческой личности: разуме, совести, детерменированности личности своими бессознательными инстинктами, но дальше этого не идёт. Личность по З. Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Она состоит из трёх основных компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх–Я». «Оно» - Наиболее примитивный компонент носитель инстинктов, подчиняется принципу удовольствия. Динамика личности определяется действием инстинктов. «Я» - следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх–Я» - служит носителем моральных норм. «Я» принимает решения исходя из антоганизма, в котором находится «Сверх–Я» и «Оно». Если «Я» отдаёт предпочтение «Оно», то испытывает наказание в виде чувства вины, укоров совести. Его разработки, можно сказать без преувеличения, повлияли на всю последующую психологию как науку. Так как в дальнейшем её развитие происходило контексте его трудов. Различные направления психологии либо продолжали работать в русле его разработок, либо пытались их опровергнуть. Когда в 90-х годах прошлого столетия от начал публиковать результаты своих исследований, то многим казалось, что он действительно нашел ключ к пониманию и излечению если не всех психических болезней, то,во всяком случае, большинства. Однако атеизм Фрейда ограничивал его понимание душевных проблем; многое он не мог и не хотел видеть или видел искажённо, хотя, возможно, и старался быть объективным. Основанный им психоанализ исходит из того, что все трудности в жизни человека, в отношении к окружающему его обществу, непременно основаны на каком-либо невысказанном внутреннем конфликте, базирующемся в подсознании.

Психоанализ сосредотачивается на функциях мозга. Но мы знаем, что с ним таинственно связана и наша невидимая душа, как составляющая часть личности, и надо полагать, что много из того, что психиатры относят к области подсознательного, на самом деле принадлежит не сколько мозгу, сколько именно душе.

Православная аскетика через свободное подчинение человеком себя Богу и постоянную молитву, совершаемую не только сознательно, но и подсознательно (так называемая умная молитва) сосредотачивает в подсознании благодатные переживания, мысли и чувства и таким образом делает подвижника внутренне единым в его устроении к Богу. Но подсознание может накапливать и греховные переживания и чувства, с которыми не могут примириться душа и сознание. Впрочем, живущее в подсознании добро может бороться с греховным движением сознательной мысли даже прежде, чем человек воспримет внушаемый грех.

Из этого мы видим, что целью светской психологии является, не углубляясь в нравственную оценку страстей, устранить страдания, вызываемые внутренней борьбой в человеке, успокоить его. Показать и научить, как спокойно жить в обществе, не нарушая внешних законов, но при этом, не искореняя своей страсти и не отказываясь от неё. Преодоление страстей и греха признаётся необходимым лишь постольку, поскольку неумеренность вредит здоровью. Таким образом, страсти не подлежат искоренению, а ограничение в их удовлетворении диктуется, в сущности, не высшими принципами морали, а практическими соображениями.

Фрейд и его ученики не могли получить полной картины внутренней жизни человека потому, что исследуя людей с повреждённой грехом природой, лишённой внутреннего единства, не располагали критерием нормы.

Светская психология забывает или не знает, что человек был создан безгрешным, и тем самым нормальным для его природы следует признать состояние Адама до грехопадения. Грех увёл человека от норм, и, следовательно, чем он греховнее, тем далее отходит от нормальности, хотя мы можем не замечать этого, так как судим о людях по совершенно другой мерке: нормальным представляется тот, кто не выделяется из заражённого грехом окружения. Исходя из этого, можно придти к выводу, ни одно из существующих ныне направлений психологии не в состоянии решить проблему становления и воспитания нормальной в православном понимании личности.

Православная психология обладает целостным знанием о человеке: это не только нынешнее греховное состояние человека, но и естественное каким он был создан и как венец – сверхъестественное, то каким он должен стать в своём стремлении к обожению – путь к которому указал нам Христос. После грехопадения в се греховные свойства и силы личности исказились и разделились. Если раньше разум и душа составляли единое духовное существо, когда ум помышлял, душа откликалась чувством. То теперь они как бы рассечены на два отдельных существа, действующие почти всегда противоположно одно другому, отделены от Бога. Живущим в нас грехом мы противопоставлены Самому Всесвятому и Всесовершенному Богу![1] В этом состоянии и находятся все люди со времени грехопадения, и достаточно обширными знаниями именно в этой области располагает светская психология. Т. е. это психология человека в противоестественном греховном состоянии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: