Воздержание как способ сохранения и укрепления семьи.




Ранее мы рассмотрели и выяснили, что такое брак и насколько он важен, какой должна быть семья по учению Церкви, далее мы попытаемся выяснить роль и значение воздержания в браке. Евангелие и церковная традиция, идущая с апостольских времен, говорят о земной жизни как о приготовлении к вечности, об умеренности, воздержании и трезвении как о внутренней норме христианской жизни. И любой знает, что ничто так не захватывает, не увлекает и не связывает человека, как половая область его бытия, особенно если он выпускает ее из-под внутреннего контроля и не желает сохранять трезвенность. И ничто так не опустошает, если радость бытия вместе с любимым человеком не сочетается с некоторым воздержанием.

Разумно апеллировать к многовековому опыту бытия церковной семьи, значительно более крепкой, чем семья светская. Ничто так не сохраняет взаимного устремления мужа и жены друг к другу, как необходимость по временам воздерживаться от супружеской близости. И ничто так не убивает, не превращает ее в занятие любовью (не случайно это слово возникло по аналогии с занятием спортом), как отсутствие ограничений.

Воздержание завершает перечисление плодов Духа у апостола Павла (Гал.5:23). Соответствующее греческое слово у апостола означает самоконтроль, способность держать в узде свои страсти и желания. «Я хочу быть кротким и терпеливым» — но прихожу в ярость и раздражение, хочу быть умеренным в пище — что определенно пошло бы мне на пользу — но не могу справиться со своим аппетитом». Но бывает страшнее — человек не может оторваться от бутылки, хотя понимает, что пьет свою смерть, не может прекратить делать еще какие-то вещи, от которых ему самому стыдно и противно. Люди решают начать новую жизнь с понедельника — и у них ничего не выходит. Внутреннее течение оказывается сильнее.

Грехопадение ввергло нас в жалкое состояние внутреннего конфликта — «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим.7:15). Блаженный Августин описывает этот конфликт в своей «Исповеди» — «я даже просил у Тебя целомудрия и говорил: «Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас». Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и сразу же не исцелил от злой страсти: я предпочитал утолить ее, а не угасить…. Откуда это чудовищное явление и почему оно? Душа приказывает телу, и оно тотчас же повинуется; душа приказывает себе — и встречает отпор. Душа приказывает руке двигаться — она повинуется с такой легкостью, что трудно уловить промежуток между приказом и его выполнением. Но душа есть душа, а рука — это тело».[17]

Как только мы пытаемся жить христианской жизнью, хранить заповеди, поступать по совести, мы обнаруживаем, что мощный поток страстей и импульсов, как являющихся изнутри, так и нападающих снаружи, все время уносит нас куда-то в сторону. Как говорит Писание: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» (Прит.25:28), напротив, «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города» (Прит.16:32).

В отличие от прежних времен, когда все супруги на протяжении долгих веков были венчаны, так как общество в целом до конца XIX– начала ХХ века было христианским. Мы живем совсем в другие времена, к которым как никогда применимы слова апостола Павла, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор.7,14). И воздерживаться друг от друга необходимо только по взаимному согласию, то есть, таким образом, чтобы это воздержание в супружеских отношениях не приводило к еще большему расколу и разделению в семье. Ни в коем случае нельзя настаивать, тем более выдвигать какие-то ультиматумы. Верующий член семьи должен постепенно подводить своего спутника или спутницу жизни к тому, чтобы они когда-нибудь вместе и сознательно пришли к воздержанию. Все это невозможно без серьезного и ответственного воцерковления всей семьи. А когда это произойдет, тогда и эта сторона семейного бытия станет на свое естественное место.

Телесные отношения между супругами – очень важная составляющая семейного союза. Она есть выражение их любви друг к другу. Недаром ребенка называют «плодом любви». Старец Паисий Афонский говорит: «Мужчина чувствует естественную тягу к женщине, а женщина к мужчине. Если бы не было этой тяги, то никто никогда не решился бы создать семью. Люди думали бы о тех трудностях, которые впоследствии ожидают их в семье и связаны с воспитанием детей и другими семейными делами, и поэтому не решились бы вступить в брак».[18]

Если между мужем и женой долго нет телесных отношений (конечно, не по причине сугубого подвига) – это очень тревожный симптом, говорящий о том, что их отношения терпят кризис. Ведь телесные отношения – это лишь видимая часть близости. Все начинается с душевного понимания, внимания супругов друг к другу. И при всей своей важности интимные отношения играют далеко не главную роль в браке. Пост очень помогает не только сохранить свежесть телесных отношений (супруги после воздержания будут всегда приятны и желанны друг для друга), но и способствует укреплению душевной и духовной близости. Отношения мужа и жены, когда они не общаются телесно, переходят в иную плоскость. Они начинают проявлять свои чувства по-другому, это выражается во внимании, понимании, общении. Пост – это экзамен на то, что же нас в действительности связывает: духовная ли, душевная или только телесная близость; сумели ли мы что-то построить, стать единым телом и единой душой, или нас связывает только плотское влечение. В период поста мы начинаем видеть нашу половинку в ином свете, с другой, человеческой, дружеской стороны, без примеси плотской страсти.

Еще один важный момент: пост воспитывает волю и учит умеренности и воздержанию. Ведь в жизни супругов обязательно наступает момент, когда телесное общение прекращается. Например, по причине болезни, беременности и т.п. Если супруги не привыкли к воздержанию, им будет очень непросто все это понести. Таким образом, время поста и воздержания – это очень хорошая возможность для супругов воспитать в себе не плотскую, а настоящую духовную любовь и близость. «Плотская любовь соединяет мирских людей внешне, только до тех пор, пока они обладают [необходимыми для такой любви] мирскими качествами. Когда эти мирские качества теряются, плотская любовь разъединяет людей, и они скатываются в погибель. А вот когда между супругами есть настоящая драгоценная духовная любовь, то, если один из них потеряет свои мирские качества, это не только не разъединит их, но объединит еще крепче. Если есть только плотская любовь, то жена, узнав, к примеру, что спутник ее жизни поглядел на другую женщину, плещет ему в глаза серной кислотой и лишает его зрения. А если она любит его чистой любовью, она испытывает за него еще большую боль и тонко, аккуратно старается вновь вернуть его на правильный путь», – пишет старец Паисий.[19]

Святой Апостол Павел сравнивает христианскую жизнь с тренировкой атлета: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного» (1Кор.9:25). Спортивные состязания были очень популярны в античном мире, как и сейчас. Как и в наши дни, атлеты подвергали себя изнурительным тренировкам, соблюдали режим дня, ели строго определенную пищу, все для того, чтобы добиться своей цели — победить в соревнованиях, пережить короткий момент славы, получить венец. В античности на голову победителя возлагали венок из лавровых листьев, который увядал через несколько часов; именно поэтому Апостол называет его «тленным», то есть портящимся. Христианин же трудится и подвизается — от слова «подвиг» — ради того, чтобы обрести жизнь вечную, бесценную награду, которая пребудет с ним всегда.

Мы можем сделать вывод, что роль воздержания в браке очень велика. Отказываясь от половой близости, супруги воспитывают себя духовно и физически. Также важное значение имеет обоюдное согласие, что является снисхождением к слабости одного из супругов. Такое ограничение позволяет любви не терять свой истинный смысл, а в семье не позволяет возникать холодности в отношениях и чувства, что приводит к измене. Воздержание является одним из средств сохранения и укрепления семьи.

Мы рассмотрели реализацию личности в отношениях между конкретными личностями – мужчиной и женщиной, соединенных узами брака, между мужем и женой. Ошибки, недоразумения и даже противление Богу, то есть грех, возможны лишь, пока человек живет сиюминутным, эмпирическим, видимым бытием падшего мира. Пока человек будет жить сиюминутным, эмпирическим, видимым бытием падшего мира, Православная Церковь это очень хорошо понимает, поэтому тайна Царства, открываемая в браке, не сводится к набору юридических норм. Истинное понимание и оправданное снисхождение к человеческим слабостям возможны лишь, когда абсолютной нормой признается новозаветное учение о браке как Таинстве, которое есть Божиим благословением, тем, кто вступил на путь семейной жизни, который является тайным союзом между мужем и женой по примеру союза Христа с Церковью. Целью такого брака является закрепление союза связанного любовью, сделать его духовным, это идти по пути достижения Царствия Божия.


 

Заключение

В данной работе мы попытались изложить подход светской психологии и святоотеческий к решению проблемы личности. Определённо, человек является личностью только в пространстве диалога с Другим. Человек есть венец творения, созданный по образу и подобию Божию, и свое бытие он получает исключительно в общении со Своим Творцом. Таким образом, потребность общения является сущностной для человека. Условием подлинного диалога является принятие другого как равноправной и идентичной личности. Мы описали этот диалог как онтологически нераздельное общение человека с Богом и другими человеческими личностями. Высшим уровнем общения по образу Святой Троицы является любовь, этот путь показал нам Господь наш Иисус Христос. Однако, задачей нашей работы являлось показать отношения между мужчиной и женщиной в свете христианской истины.

Христианский брак - является недосягаемым идеалом, так как является Таинством и неизбежно противоречит практической, эмпирической реальности падшего человечества. Однако между «Таинством» и «идеалом» огромная разница. Таинство — не абстракция, а опыт, в котором человек общается с Богом. В Таинстве человеческая природа, не теряя полноты человеческого естества. Таинство — путь к истинной жизни, к человеческому спасению. Оно открывает дверь к истинному, неискаженному человечеству. Святой Дух не подавляет человеческой свободы, а освобождает человека от уз греха. В новой жизни невозможное становится возможным, если человек свободно пожелает принять то, что дарует ему Бог. Все эти черты таинств видны и в браке.

Тайна Царства, открываемая в браке, не сводится к набору юридических норм. Истинное понимание и оправданное снисхождение к человеческим слабостям возможны лишь, когда абсолютной нормой признается новозаветное учение о браке как Таинстве, которое есть Божие благословение. Тайным союз между мужем и женой создаётся по примеру союза Христа с Церковью. Целью такого брака является закрепление союза связанного любовью для совместного достижения Царствия Божия.

Рассматривая семейные отношения, Церковь выделяет важную роль воздержанию роль воздержания в браке. Отказ от половой близости воспитывает мужа и жену духовно и физически. При этом большое значение имеет обоюдное согласие, что является снисхождением к слабости одного из супругов. Такое ограничение позволяет любви не терять свой истинный смысл, а в семье не позволяет возникать холодности в отношениях и чувствах, что может привести к измене. Воздержание – одно из средств сохранения и укрепления семьи.

Данная работа является попыткой раскрыть суть семейных отношений, найти решение проблем возникающих внутри брака и показать, что основой семьи, прежде всего, является Бог. Как в общении с Ним, так и в общении супругов, должен преодолеваться эгоцентризм. Как говорил апостол Павел, «любовь не ищет своего» (1 Кор. 13:5). Любовь - это всегда жертвенный ответ на вопрошание другой личности, и он требует внутренней подготовки, ответственности и силы. Именно в такой любви человек преодолевает одиночество, соединяясь с Богом и через Него со своим супругом. Любое Таинство, в том числе Таинство Брака простирается в Вечность. Цель земного бытия – достигнуть Царствия Божия, и безусловно, преодолевая все трудности, тяготы семейной жизни, супруги могут унаследовать спасение.

 


 

Библиографический список используемой литературы

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Московская патриархия. 1989.

2. Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому Чудотворцу. – Курск: Курская епархия. Русской Православной Церкви. 2004.

3. Августин Аврелий, блаж. Исповедь. – М.: «ГЕНДАЛЬФ». 1992.

4. Антоний, митр. Сурожский. Брак и семья. – Киев: «Пролог». 2004.

5. Василий Великий. свт. Творения. В 2 т. Т. 2.- М.: Сибирская Благозвонница. 2009.

6. Григорий Нисский, свт. Творения. Часть IV. – М. 1862.

7. Зеньковский В.В., проф. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж. 1934.

8. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. // Полное собрание сочинений. Т. 2. – М.: «Ковчег». 2005.

9. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2007.

10. Ириней Лионский, свт. Против ересей. Ч. V. – СПб.: 1996.

11. Лосский В. Н. Боговидение. – М.: «АСТ»». 2003.

12. Лосский В. Н. По образу и подобию. // Боговидение. – М.: «АСТ». 2003.

13. Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности. // Боговидение. – М.: «АСТ». 2003.

14. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. – М.: «Академия». 2001.

15. Паисий Святогорец, ст. Слово. Т. 4. Семейна жизнь. – Святая гора. 2010.

16. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994.

17. Требник. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004.

18. Франк С. Л. Непостижимое. // Сочинения. – М.: «Правда». 1990.


Приложение 1

Символическое изображение гармонического и негармонического развития отношений.

РИС. 1. Гармоничное развитие отношений.

РИС. 2. Негармоничное развитие отношений.


[1] Игнатий (Брянчанинов),свт. Аскетические опыты. //Полное собрание сочинений. Т. 2. – М.: «Ковчег». 2005. С. 128.

[2] Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности. // Боговидение. – М.: «АСТ». 2003. С. 645.

[3] Франк С. Л. Непостижимое. // Сочинения. – М.: «Правда». 1990. С. 409.

[4] Лосский В. Н. По образу и подобию. // Боговидение. – М.: «АСТ». 2003. С. 641.

[5] Там же. С. 642.

[6] Ириней Лионский, свт. Против ересей. Ч. V. – СПб.: 1996.

[7] Григорий Нисский, свт. Творения. Часть IV. – М.: 1862. С. 17-18.

[8] Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскрму Чудотворцу. Кондак 4.- Курск: Курская епархия. Русской Православной Церкви. 2004. С. 6.

[9] Василий Великий. свт. Творения. В 2 т. Т. 2.- М.: Сибирская Благозвонница. 2009. С. 701.

[10] Там же. С. 707.

[11] Апостольские постановления. Кн. VI, гл. 16, 27.

[12] Требник. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. С. 118.

[13] Приложение 1. С. 36.

[14] Приложение 1. Рис. 1. С. 36.

[15] Приложение 1. Рис. 2. С. 36.

[16] Там же. С. 36.

[17] Августин Аврелий, блаж. Исповедь. – М.: «ГЕНДАЛЬФ». 1992. С. 215.

[18] Паисий Святогорец, старец. Слова. Т. 4. Семейная жизнь – М.: Святая гора. 2010. С. 103.

[19] Паисий Святогорец, старец. Слова. Т. 4. Семейная жизнь – М.: Святая гора. 2010. С. 107.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: