Иерархичный уклад семьи.




Одним из самых необходимых факторов существования православной семьи является иерархия отношений её членов. Во-первых, надо сказать, что сама семья должна иметь для каждого её члена очень высокий статус. В советское время очень часто применялся лозунг «Общественные интересы выше личных». Это совершенно ложная установка путала всю иерархию ценностей в советском человеке. Семьи в этой иерархии вообще нет. В зависимости от ситуации семейные интересы относились то к общественным, то к личным. Но всё чаще семейные проблемы объявлялись личными, то есть менее важными, чем общественные. Поскольку для строительства коммунизма были нужны надёжные люди – не связанные никакими личными интересами. Человек, привязанный к семье (как, впрочем, и к земле), был ненадёжен для коммунизма.

У православного христианина семья должна занимать вполне ясное и чёткое место в иерархии ценностей. Система этих ценностей такова: Бог – семья – общественное служение (или служение людям) – личные интересы. Как мы видим, семья стоит на втором месте после Бога, намного выше общественного служения, а тем более личных интересов.

Иерархию семейных отношений ядра семьи – супружеской пары можно представить следующим образом:

Рис. 1. Схема иерархии семейных отношений.

Где большой буквой обозначено направлений связи: от детей к родителям (дети – Родители), от жены к мужу (жена – Муж), от каждого из супругов к Богу (я – Ты).

В самом центре находится ядро: отношение личности с Абсолютной Личностью – Богом. На символическом рисунке 1[13] – связь, которая соединяет мужа и жену и главенствует над всеми остальными интересами (является центростремительной), в случае гармонического развития семейных отношений[14] и в случае её отсутствия связи мужа и жены сводятся до минимума. В первом случае процесс центростремительный (Центр – Бог): чем ближе отношения каждого из родителей с Богом тем теснее будут остальные связи. В обратном случае отношения центробежные, т. е. эгоцентрические: отсутствует основа (ядро) постепенно разрываются и остальные связи. Рассмотрим пример не гармонического развития семейных отношений[15], когда ядра (связи с Богом) нет, то место этих отношений заменяют разделяющие эгоцентричные связи: карьера, хобби, друзья, подруги. Следующий этап – супружеские отношения, по значимости они идут сразу же после ядра. В случае отсутствия ядра, это по сути, единственная шаткая связь объединяющая супругов, когда у каждого свои увлечения и интересы, и наконец когда в воспитании детей начинают вмешиваться бабушки и дедушки эта связь расшатывается всё больше и больше.[16] Далее в иерархии идёт связь дети до 18 лет – Родители. На символическом рисунке видно, что маленькие дети надёжно защищены первыми двумя связями. Рассмотрим следующий этап: дети вырастают, у них появляются свои заботы: институт, работа, семья и их связь с родителями ослабевает. И наконец на переферии семейных отношений находятся все остальные связи (дедушки, бабушки, друзья, работа, увлечения и т. д.).

Крепость супружеских связей будет зависеть от духовного единения мужа и жены, от их направленности к Богу. Родители в своём стремлении к Господу преодолевают первое разделение (пола), становятся одной плотью (Мф.19:5), и в этом совместном восхождении к Творцу своей любовью освещают, объединяют и приводят к Богу всех окружающих.

Каждый член семьи должен чётко знать своё место в семейной иерархии. Семья иерархична, и это очень важно, так как для воспитания требуется правильная иерархия: отец – мать – старшие братья и сёстры – я – младшие. Эта последовательность не должна нарушаться. Если становится на первое место, то это уродует семью. Но есть ещё одно частое искажение в устройстве современных семей. Оказывается, часто негласной главой семьи является ребёнок. В советской педагогике в 50-х годах произошёл переворот. Был объявлен девиз: «Всё лучшее - детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Если задать вопрос современному родителю: «Кому в вашей семье достаётся лучший кусок?», то можно не сомневаться, что последует ответ: «Конечно, ребёнку!». Чтобы пояснить родителям, откуда идут их беды с детьми, можно обратиться к историческому примеру. В нормальной православной семье до революции даже не возникал вопрос о лучшем куске. Первый и самый большой кусок должен доставаться отцу. Нужно отметить ещё раз не лучший, а первый и самый большой. Второй кусок поменьше – матери, а далее всем остальным – дедушкам и бабушкам, и, наконец, детям. Этот переворот иерархии отразился и в Церковной литургической практике. Практически во всех православных храмах можно увидеть одну и ту же картину. Во время Причастия первыми подходят дети, потом взрослые и мужчины и женщины вперемежку. Многие считают это нормальным и правильным. Но если обратиться к более поздней Литургической практике, то можно увидеть, что сначала причащались клирики (певцы, чтецы), потом миряне: мужчины, женщины и только в конце - дети. Совсем маленькие дети причащались вместе со своими родителями на руках у них, а самостоятельные дети шли в конце.

В семье, над которой простирается благословение Божие, на первом месте – Господь, на втором – отношения супругов друг с другом, и на третьем - любовь к детям. Если иерархия нарушается, то нарушается очень главные, очень важные, фундаментальные принципы мироустройства. А в отношении с детьми родительская любовь превращается в родительскую привязанность: сложную, мешающую и изматывающую и родителей и ребёнка. Большинство детей страдают от недостатка родительской любви, а не от избытка внимания и привязанности, это одна из самых главных ошибок современных родителей. Любовь к ребёнку должна быть безусловной, не зависящей от таких вещей, как поведение, возраст, вес в обществе, ошибки.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что настоящая семья возникает из союза связанного любовью, по примеру Союза Христа с Церковью, даёт человеку духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь, исполняет свои функции и выполняет своё первоё назначение, в том случае, если семья имеет иерархичный уклад. Там, где заключается брак без любви, он возникает лишь по внешней видимости. Воспитать и научить детей любви родители могут лишь только, если они сами в браке умели любить. Семья, в которой все члены занимают свои места согласно иерархичному строю и соединённые любовью, является школой душевного здоровья



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: