♦ Кроме Святого Духа искать больше нечего, кроме Христа другого пути нет, кроме Пресвятой Троицы спасаться больше негде.
♦ Для мирской жизни нужно приобретать мирские знания, для духовной жизни нужно стяжать духовное разумение.
Земные знания приобретаются волей и усидчивостью, а духовное разумение стяжается упорством и самоотречением.
Мирские знания укрепляют эгоизм, а духовное разумение приводит к спасению от одержимости эгоизмом.
♦ До тех пор, пока все, что мы ни делаем, увеличивает наш эгоизм, мы увеличиваем наши скорби.
Когда все наши действия и поступки направлены к уменьшению эгоизма и обретению благодати, мы увеличиваем нашу свободу от скорбей.
♦ Вся жизнь становится духовной практикой, когда ни одна минута не тратится впустую.
♦ Пока мы считаем себя ограниченными нашим телом, мы связаны по рукам и ногам разочарованием и смертью.
♦ Когда мы обретаем себя во Святом Духе, мы становимся тем, чем должны быть, – безсмертным духом человеческим, не имеющим ни границ, ни разочарований.
♦ Есть Церковь внешняя, и есть Церковь внутренняя. Внешняя Церковь – это те, чьи умы обращены к постижению и усвоению церковных установлений и чинопоследований.
Внутренняя церковь – это те, чьи сердца стремятся к постижению Истины во Христе Иисусе, это Царство Божественной Любви и святости во Святом Духе.
♦ Если мы привязаны к этой жизни – мы не христиане.
♦ Все свои поступки соразмеряй с высотой своей цели: чем выше и духовнее твоя цель, тем больше помощь Божия и тем спаситель‑нее твои действия.
♦ Бог каждой душе дает выбор: злые идут к своему концу, малодушные – к скорбям, а святые – к вечности.
|
♦ Что такое спасение? Когда мы не теряем благодать ни в жизни, ни в смерти.
♦ Монах, не гонись за чинами и почестями, стань святым – этого ждут от тебя Бог, Церковь и страна.
♦ Евангельскую истину можно постичь умом, но если твои поступки будут противоречить заповедям Евангелия, ты потеряешь спасение.
♦ Если научишься бдительно хранить малую благодать вниманием и доброй совестью, то дурные страсти не смогут преградить тебе путь к великой благодати Царства Небесного.
♦ Когда свой самый ничтожный грех будешь видеть как личное предательство Христа, покаяние никогда не отступит от тебя.
♦ Беда в том, что люди больше любят мир, в котором счастья нет, чем Бога, Который поистине есть вечное Счастье.
♦ Для того чтобы мир не обманул его, монах отрекается от мира, зная, что это не истинная жизнь, истинная жизнь пребывает лишь в едином Боге.
♦ Чем мир обманывает душу? Тем, что прекращается внезапно, лживо обещая ей долгие наслаждения мимолетной жизнью.
♦ Признак души, вступившей на путь спасения, – отсутствие чревоугодия. Признак души, стяжавшей благодать, – отсутствие гневливости. Признак души, утвердившейся во Христе, – отсутствие малейших прегрешений.
♦ Лучше одну минуту помолиться Богу всем сердцем и всей душой, чем год молиться в лености и дремоте.
♦ Знание Бога без любви не приводит к спасению. Любовь – это и есть полнота богопознания.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Озеро Кардывач
Озеро Малая Рица
Казбек
Гарм
Сари‑Хосор
Перевал Анзоб
Тавильдара
Хребет Петра Первого
|
Хорог
Гиндукуш
Река в Гиссарском хребте
Высочайший пик Памира
Кызыл‑Кум
Чильдухтарон
Архимандрит Кирилл (Павлов)
У Преподобного Сергия
Псху
Блаженная Любушка
Иверский скит
Река Грибза
Андрей
У церкви Пресвятой Троицы
Озеро Мцра
Пик Чедым
Архимандрит Виталий (Сидоренко)
По пути в горы
Пшица
Архимандрит Тихон (Агриков)
На Бзыбском хребте
Серебряный хребет
У церкви рождества Пресвятой Богородицы
По дороге на Псху
* * *
Автор сердечно благодарит компанию «Фарадей», Олега и Светлану Андрияновых за помощь в издании книги. А также выражает глубокую признательность монахине [ Таисии ], Маргарите Воловиковой за помощь в работе над текстом. Фотографии предоставлены иереем Александром Кобловым и Олегом Козловым.
* * *
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Православной Церкви в Молдове.