По вопросу происхождения термина “финансы” существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII-XV веках в торговых городах Италии, а в дальнейшем получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством, другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, который в 1755 г. издал работу “Шесть книг о республике”
Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установление определенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Собственно, эти отношения и определялись понятием финансы.
Таким образом, можно говорить о том, что изначально понятие “финансы” рассматривалось только в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название “публичные финансы”, которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).
Развитие крупномасштабного товарного производства, связанное с возникновением национальных и транснациональных организаций корпоративного типа (с долевой акционерной формой уставного капитала,) повлекло за собой к расширению участников совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса и государства.
|
Поэтому 40 и 50 – е г.г. 20-векаможно назвать началом принципиально новой стадии в логики развития финансовой науки неоклассическая теория финансов, в основе которой лежат следующие принципы:
- Экономическая мощь государства определяется экономической мощностью частного сектора, ядро которого составляют крупные корпорации;
- Финансы предпринимательского сектора составляют ядро финансовой системы страны;
- Вмешательство государства в деятельность предпринимательского сектора целесообразно минимизируется;
- Из доступных источников финансирования, определяющих возможность развития крупных корпораций, основными являются прибыль и рынки капитала;
- Интернационализация рынков капитала. товаров, услуг, труда приводит стремлению к интеграции и глобализации.
Вся совокупность финансовых отношений хозяйствующих субъектов может быть систематизирована по следующим направлениям:
1.финансовые отношения, связанные с формирование уставного капитала или уставного фонда хозяйствующего субъекта; уставный капитал (фонд) является основным источником формирования первоначальных активов, необходимых для осуществления уставной деятельности на начальном этапе;
2.финансовые отношения, связанные с производством и реализацией продукции и оказанием услуг;
3.финансовые отношения, связанные с эмиссией и размещением долговых и долевых ценных бумаг, долевым участием в создании совместных предприятий;
4.финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и его обособленными подразделениями (филиалами и представительствами),
|
5.финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и финансовыми органами государства по уплате налогов и сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
6.финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и финансово-кредитными учреждениями в процессе осуществления финансовых расчетов и хранения денег, получения и погашения кредитов, уплаты процентов, использования банковских услуг для ускорения финансовых расчетов;
7.финансовые отношения между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, коммерческих контрактов и коммерческих рисков, работников предприятия и др.;
8.финансовые отношения между хозяйствующим субъектом, его собственниками работниками и инвесторами, возникающие при распределении и использовании доходов, оплате труда, выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям
Финансы как общеэкономическая категория выполняют множество функций, в приложении к предприятию основными из них являются: инвестиционно-распределительная, фондообразующая (или источниковая), доходо-распределительная, обеспечивающая и контрольная.
Эти функции играют принципиально важную роль в плане функционирования предприятия, поскольку их надлежащая интерпретация позволяет сформировать логику плана действий, направленного на решение следующих основных задач, возникающих на практике:
как сформировать источники финансирования?
куда вложить имеющиеся финансовые ресурсы?
как обеспечить ритмичность текущей финансово-хозяйственной деятельности?
как удовлетворить требования собственников предприятия?
|
как обеспечить конгруэнтность целевых установок собственников (принципалы) и управленческого персонала (агенты)?
насколько успешно выполняют свои функции все агенты и технический персонал?
Рассмотрим экономическую сущность вышеперечисленных функций и их роль в финансах предприятия:
инвестиционно-распределительная функция финансов имеет место заключается в распределении финансовых ресурсов предприятия, способствующем наиболее эффективному их использованию.
В рамках системы управления предприятием рассматриваемая функция проявляется в распределении его ресурсов исходя из различных классификационных группировкам, основными из которых являются (а) структурные подразделения предприятия и/или виды деятельности и (б) виды активов.
Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений (видов деятельности) в наиболее синтезированном виде выражается в рамках инвестиционной политики, когда относительно большее или меньшее внимание уделяется тому или иному подразделению, дивизиону, технологической линии и др. Основной критерий в этом случае - как правило, прогнозируемая рентабельность инвестиций. Если некоторое структурное подразделение “обещает” доход, относительно больший по сравнению со средним уровнем, оно получает дополнительные финансовые ресурсы в рамках инвестиционной программы. (Отметим, что в любом случае, исходя из принципа осторожности, при планировании и реализации инвестиционных программ необходимо следовать логике диверсификации финансово-хозяйственной деятельности, согласно которой не рекомендуется “складывать все яйца в одну корзину”.)
Распределительная функция финансов предприятия с позиции структуры его активов проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса. Наиболее яркий пример такой оптимизации - решение вопроса о величине денежных средств, которыми должно располагать предприятие для нормальной работы. Очевидно, что невыгодно держать на счете чрезмерно большие денежные средства, поскольку в этом случае они по сути “омертвляются”, “не работают”; вместе с тем неоправданно низкий остаток денежных средств может привести к нарушениям платежной дисциплины и, как следствие, к убыткам, осложнению отношений с поставщиками, потере репутации и др.
Фондообразующая, или источниковая, функция финансов предприятия реализуется в ходе оптимизации правой (т.е. источниковой, пассивной) стороны баланса.
Любое предприятие финансируется из нескольких источников: вложения собственников, кредиты, займы, кредиторская задолженность, реинвестированная прибыль, пожертвования, целевые взносы и др. Как правило, для коммерческих предприятий, источники небесплатны, т.е. привлечение любого из них предполагает расходы как плату за возможность пользования средствами. Поскольку источников много, причем стоимость каждого из них различна, возникает задача - выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект при необходимости мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в крупных объемах, что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ. Что выгоднее - масштабное реинвестирование прибыли с отказом от выплаты дивидендов, дополнительная эмиссия акций, выпуск долговых ценных бумаг, получение долгосрочного кредита, разработка схемы финансирования за счет пролонгируемых кратко- и среднесрочных кредитов и др. - как раз и оценивается в терминах финансов и, в известном смысле, представляет собой реализацию фондообразующей функции финансов.
Доходо-распределительная функция финансов предприятия определяется решающей ролью в создании и функционировании предприятия его собственников. Собственники могут ликвидировать компанию, поддерживать величину вложенного (т.е. принадлежащего им) капитала на уровне, не предусматривающем расширение ее деятельности, изымая избыточную прибыль в виде дивидендов, могут, напротив, воздержаться от получения дивидендов в надежде, что реинвестированная прибыль принесет большую отдачу в будущем и т.п. Поэтому собственники должны иметь определенные количественно выражаемые аргументы в обоснование своего отношения к текущему положению и будущему своей компании. Эти аргументы формируются в рамках дивидендной политики, когда определенная часть ресурсов предприятия изымается из него и выплачивается в виде дивидендов (обычно в денежной форме).
Смысл обеспечивающей функции финансов достаточно очевиден и определяется, во-первых, целевым предназначением предприятия и, во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений.
Целевое предназначение предприятия состоит в регулярном генерировании нормализованного уровня прибыли благодаря чему капитал собственников возрастает, что, при необходимости, проявляется в получении ими дополнительных денежных средств по сравнению исходными инвестициями. Иными словами, финансы предприятия в данном случае как бы “обеспечивают” удовлетворение интересов собственников, количественно выражая эти интересы в виде прибыли (косвенное выражение дохода) и/или дивидендов (прямое выражение дохода).
В чисто процедурном плане гораздо значимее второй аспект - система расчетных отношений, поскольку в современной экономике любые отношения в системах “предприятие-предприятие”, “предприятие-государство”, “предприятие-работники”, “предприятие-собственник” и др. чаще всего выражаются в форме денежных отношений. Даже если имеет место движение нефинансовых ресурсов (продукция, услуги, бартер, мена и др.), оно в подавляющем большинстве случаев оформляется соответствующими денежными отношениями, т.е. выражением величины вовлеченных в операцию ресурсов в стоимостной оценке. Финансы предприятий поэтому как раз и предназначены для обеспечения этой текущей, рутинной деятельности. Нормальная финансово-расчетная (платежная) дисциплина, когда предприятие в срок рассчитывается со своим кредиторами, имеет репутацию первоклассного заемщика, в полном объеме выполняет свои обязательства, является, вероятно, одним из наиболее важных индикаторов успешности его работы.
Контрольная функция финансов предприятия состоит в том, что именно с помощью финансовых показателей и/или индикаторов, построенных на их основе, может быть осуществлен наиболее действенный контроль за эффективным использованием ресурсного потенциала предприятия.
Контрольная функция реализуется как собственно предприятием, так и его собственниками, контрагентами и государственными органами. В частности, со стороны государства контрольная функция финансов предприятия проявляется в отслеживании ритмичности и своевременности платежей в бюджет; с позиции собственников, эта функция реализуется путем регулярно проводимого внешнего аудита; с позиции менеджмента предприятия - организацией системы внутреннего аудита и т.п.
В рамках контрольной функции находит свое отражение и задача по гармонизации интересов собственников и топ-менеджеров предприятия. Напомним, что модель взаимоотношений “принципал-агент”, суть которой состоит в том, что принципал (например, собственники предприятия) поручает нанятому им за определенное вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала, рассматривается в рамках так называемой агентской теории. Эта теория объясняет, почему в этом случае возникает конфликт интересов между принципалами и агентами, состоящий в том, что последние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуется в своей работе, прежде всего, принципом приоритета собственных целей, заключающихся, в частности, в максимизации полезности для себя, а не для принципала. Среди основных причин: информационная асимметрия, принципиальная невозможность составления полного контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если конфликт интересов не носит критического характера, говорят о конгруэнтности целевых установок всех заинтересованных лиц. В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями, стоящими перед самой компанией, ее владельцами и управленческим персоналом. Роль финансовых индикаторов и финансовых рычагов в формулировании данной проблемы и ее решении исключительно высока.
Следует подчеркнуть, что в условиях рынка контрольная функция имеет не столько “карательно-негативный” оттенок (выявить неисполнение финансовых обязательств и применить соответствующие санкции), сколько “поощрительно-позитивный” оттенок - своевременность исполнения финансовых обязательств нередко поощряется всевозможными скидками с уплачиваемой цены и относительным снижением расходов. Иными словами, контроль рублем дополняется возможностями снижения расходов и получения прямых и/или косвенных доходов.
Большинство охарактеризованных функций финансов реализуются на предприятии в рамках финансового менеджмента.
Основной целью управления финансами является совершенствование управления: (а) прибылью и (б) денежными средствами. Это достаточно динамичные процессы, зависящие от зрелости предприятия. Как правило, растущее предприятие проходит несколько фаз развития в управлении денежными средствами по мере возрастания ее производственных финансовых средств. Организационную зрелость предприятия можно классифицировать на основании подходов, разработанных Университетом Карнеги – Меллона (табл.).
Таблица
Особенности бизнеса на различных этапах его развития
Уровень, характеристики | Особенности |
Уровень 1 | |
Бизнес | Слабоструктурированный, инновационный |
Коммерческий успех | Определяется деловыми качествами лидера или небольшой группы единомышленников |
Информационные связи | Концентрируются на руководстве и носят спонтанный характер |
Планирование | Неэффективно, планы очень быстро устаревают |
Устойчивость | Нестабильность и кризисные ситуации оказывают разрушительное воздействие |
Приоритет | Выжить, удержаться, не допустить краха |
Уровень 2 | |
Бизнес | Бизнес-процессы повторяемы и управляемы, компания начинает искать пути снижения издержек |
Управление | Носит авторитарный характер |
Коммерческий успех | Сильно зависит от ведущих специалистов, уход которых может сильно ослабить компанию |
Информационные связи | Не формализованы, не обеспечивают необходимого уровня интеграции |
Планирование | Оперативное, постепенная структуризация системы контроля |
Устойчивость | Некоторый запас прочности; начинают формироваться традиции и корпоративная культура ведения бизнеса |
Приоритет | Формирование оперативных планов |
Уровень 3 | |
Бизнес | Формализованные бизнес–процессы в управлении и производстве; процессы документированы, стандартизованы, объединены в общий информационный поток |
Управление | Общий информационный поток находится под контролем менеджеров; текущее управление не носит “пожарного” характера и предсказуемо для руководителей |
Коммерческий успех | Требования к профессиональным качествам сотрудников повышаются и определяются их четко очерченными функциями; уход специалистов не способен пошатнуть позиции компании |
Информационные связи | Организуется общий информационный поток; становится возможным оперативно получать информацию о качестве используемых ресурсов и анализировать ситуацию по всем аспектам управления |
Планирование | Доминанта оперативного планирования; постановка долгосрочных целей фактически не производится; планирование базируется, в основном, на показателях предшествующего периода; преобладает аналитический аспект |
Устойчивость | Дополнительную организационную устойчивость обеспечивает развитие управления корпоративными знаниями |
Приоритет | Формализация процессов управления |
Уровень 4 | |
Бизнес | Аналогично уровню 3 |
Управление | Аналогично уровню 3 |
Коммерческий успех | Аналогично уровню 3; контрагенты, поставляющие необходимую продукцию, комплектующие и услуги в состоянии обеспечить требуемый уровень качества; обязательно наличие своих, постоянных и надежных клиентов (это основа для долгосрочного прогнозирования) |
Информационные связи | Аналогично уровню 3 |
Планирование | Плановые решения принимаются не интуитивно, а на основании явных знаний бизнеса компании; стратегические планы получают количественную оценку, стратегические и оперативные планы взаимоувязаны |
Устойчивость | Укрепляется благодаря повышению рыночной привлекательности и занятию определенной ниши и доли рынка |
Приоритет | Качество выпускаемой продукции и услуг; формирование внутренних стандартов компании для контроля количественного изменения качества не столько самой продукции, сколько всех процессов от производства до сбыта |
Уровень 5 (высший) | |
Бизнес | Все процессы тщательно контролируются как на уровне соответствия заданным параметрам организации производства, так и на уровне качества |
Управление | Характеризуется как управление, присущее компании-лидеру, способному на основе количественных критериев управлять качеством по всей цепочке, включая поставку, производство, сбыт, дальнейшее обслуживание, и, с учетом этого, оптимизировать все свои процессы |
Коммерческий успех | Наименьшая зависимость от конкретной личности, успех определяется четко организованной и спланированной работой людей |
Информационные связи | Отработаны и оптимизированы |
Планирование | Формализация бизнес-процессов и рыночных перспектив позволяет не только просчитывать стратегические планы, но и оптимизировать пути их достижения |
Устойчивость | Максимальна |
Приоритет | Достижение и сохранение технологического, организационного и финансового преимущества |
Таким образом, на финансовую состоятельность хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его производственной деятельностью и носящие субъективный характер, а также объективные факторы, не зависящие от его деятельности.
К субъективным факторам можно отнести: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, качество маркетинговой работы, конкурентоспособность выпускаемой продукции, размеры предприятия, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень отпускных цен на готовую продукцию.
Объективные факторы включают: уровень рыночных цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений (в случае их регулирования в рамках налогового законодательства), конъюнктура рынка, развитие финансово-кредитной системы, налоговая и таможенная политика государства и др.
Основной задачей управления финансами любого коммерческого предприятия независимо от его организационно-правовой формы или сферы деятельности является увеличение его рыночной стоимости, предопределяющей сумму денежных средств, которую может получить сособственник предприятия при продаже своего пакета акций или доли участия, и, соответственно, доходность (рентабельность) инвестиций с позиции собственника. Рыночная стоимость, или стоимость бизнеса предприятия, зависит от многих финансово-экономических факторов, важнейшими из которых являются стоимость чистых активов (фактическая стоимость собственного капитала), доходность (рентабельность) деятельности, уровень предпринимательских рисков и др.
Современное состояние российской экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении ряда товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит, в основном, за счет роста цен на товары, т.е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Чрезмерно жесткая фискальная политика государства приводит к искажениям взаимосвязи между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли регулирующие функции привлечения и распределения инвестиционного капитала, что является следствием расстройства экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, создание эффективной налоговой системы важнейший элемент оздоровления экономики и дальнейшего развития предпринимательства и рыночных отношений.
Список литературы
Основная литература:
1. Лапаева, М. Экономист как профессия: учебное пособие / М. Лапаева, С. Лапаев; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург: ОГУ, 2013. - 120 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259237
2. Нешитой, А.С. Финансы и кредит: учебник / А.С. Нешитой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 576 с.: ил. - ISBN 978-5-394-02006-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255781
3. Фролов, А.М. Финансы и кредит: учебное пособие / А.М. Фролов, Е.А. Трубчанинова, А.А. Ларкина. - Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. - 248 с. - ISBN 978-5-9585-0416-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143885
Дополнительная литература:
1. Шаймиева, Э.Ш. Введение в специальность: учебное пособие / Э.Ш. Шаймиева; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание, 2014. - 48 с.: табл. - Библиогр.: с. 27-28.; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257831
2. Николаева, Т.П. Финансы и кредит: учебно-методический комплекс / Т.П. Николаева. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 387 с. - ISBN 978-5-374-00030-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90915
3. Балихина, Н.В. Финансы и кредит: учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 303 с. - ISBN 978-5-238-02355-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118960
4. Агаркова, Л.В. Кopпopативные финанcы: oценка cocтoяния и упpавление: учебное пособие для студентов бакалавриата / Л.В. Агаркова, В.В. Агарков; Ставропольский государственный аграрный университет. - Ставрополь: Ставролит, 2013. - 100 с.: схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-904436-91-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277439