МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение высшего образования
«Череповецкий государственный университет»
БИЗНЕС-ШКОЛА (ИНСТИТУТ)
институт (факультет) ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ |
кафедра |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ) КУРС ЛЕКЦИЙ |
Наименование дисциплины (модуля): |
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ |
(полное наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом) |
Уровень профессионального образования, в рамках которого изучается дисциплина (модуль): |
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – БАКАЛАВРИАТ |
(высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре) |
Направления подготовки (специальности): |
38.03.01 – «Экономика», профиль «Финансы и кредит», |
г. Череповец, 2018 год
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры от 15.05.2018, протокол № 13 | |
Составитель: | Г.А. Ковшикова, к.ф.н., доцент, доцент кафедры экономики и управления БШ(И) |
Учебно - методические материалы по дисциплине подготовлены в соответствии с рабочими программами дисциплины на основе ФГОС ВО для подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика»
ТЕМЫЛЕКЦИЙ
№ раздела (модуля) | Тема лекции |
Тема 1. Высшее образование в России: состояние и перспективы. | |
Тема 2. Система высшего образования в РФ. | |
Тема 3. Формы учебного процесса и виды контроля. | |
Тема 4. Источники нормативно-правовой информации. Интернет- и библиотечные ресурсы как информационная база обучения в вузе. | |
Тема 5. Общие сведения о профессии. Понятие профессии экономиста. Основы знаний об экономике. Финансовая система современной России: история, проблемы и перспективы развития |
|
ТЕМА 1. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
В разные исторические эпохи и у разных народов понятию «высшее учебное заведение» придавался разный смысл. Прообразом вузов были философские школы периода античности, в которых преподавание ориентировалось на осмысление всех известных в ту эпоху теоретических знаний. Занятия проводились в форме лекций, бесед, диспутов. В дальнейшем такая форма обучения существовала и в средневековых западно-европейских университетах. Со временем стали появляться профильные учебные заведения: юридические (в VIII в. – в Бейруте и Константинополе, в X в. – в Болонье); медицинские (в IX в. – в Салерно, в XIII в. – в Монпелье). В ту эпоху были заложены так называемые «принципы академической свободы», предполагающие свободу студента самостоятельно строить программу изучения предметов, свободу преподавателя самостоятельно вести исследования и излагать их результаты студентам, выборность руководящих органов, участие студентов в самоуправлении и т. д. Постепенно в университетах стали зарождаться научные и практические школы. В XVII–XVIII вв. подготовку специалистов на основе новейших научных данных с использованием в учебном процессе лабораторных опытов, участием в различных экспедициях и т. п. взяли на себя научные общества и академии наук, пользовавшиеся поддержкой государства (Лондонское королевское общество, Парижская академия наук, Петербуржская академия наук и др.)
|
Усиление практической составляющей в содержании высшего образования произошло во Франции в открытых в период революции 1789 г. высших учебных заведениях, например в Политехнической школе. В новых учебных заведениях стали преподавать в качестве самостоятельных такие дисциплины, как геометрия, экономика и др. Подобные эволюционные изменения происходили и в других европейских высших учебных заведениях, например в России (в Санкт-Петербурге в 1773 г.) было создано Горное училище.
В конце XIX в. в вузах стали возникать научно-исследовательские подразделения – специальные лаборатории, отделы, научно-исследовательские институты, в которых велась научная работа. Одной из важных проблем вузов стало сохранение единства научной школы и преподавания.
Университеты ставили целью широкое гуманитарное или естественно-научное образование, а в отраслевых вузах делался уклон в сторону практических знаний. С подобным опытом связана, например, деятельность Московского технического училища (сейчас Московский технический университет), Петербургского технологического института, Петербургской медико-хирургической академии (сейчас Военно-медицинская академия).
В условиях научно-технической революции со второй половины XX в. разнообразились типы высших учебных заведений, стали появляться многопрофильные вузы.
Высшие учебные заведения предназначены для получения людьми высшего образования. Высшее образование – это результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески использовать и развивать достижения культуры, науки и техники. Специфика высшего образования состоит в том, что образовательный процесс в вузах непосредственно связан с научной деятельностью, преподавание учебных дисциплин осуществляется на уровне, максимально приближенном к последним достижениям науки и практики. Развитие науки выступает решающим фактором в изменении содержания, методики и организации обучения в высших учебных заведениях.
|
Педагоги современных вузов обязаны учитывать, что выпускник вуза в будущем будет сталкиваться со значительным числом практических проблем, которых преподавание в вузене могло учесть в силу их новизны. Таким образом, главной задачей высшей школы становится развитие именно творческих качеств личности, способности воспринимать и перерабатывать новые научные идеи, анализировать и применять их в условиях самостоятельной профессиональной деятельности.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Проблемы университетского образования, его развития, роли и места университетов в жизни общества с момента появления и до сих пор продолжают оставаться в числе наиболее злободневных. Интерес общества к образованию как обязательному условию построения собственного будущего невероятно значителен, поскольку высшее образование выступает синонимом начала успехов на жизненном пути. На протяжении всей истории существования российского университетского образования предпринимались разнообразные попытки реформирования этой сферы. В целом они имели нацеленность на расширение и углубление образованности населения Российской империи. Особо в ряду этих реформ выделяется попытка «освобождения» образования 60-70-х годов. Но все эти новации имели весьма ограниченный характер и периодически прерывались политической реакцией, связанной с ростом революционного движения в России.
Начало XX века - переломный момент в истории России. Страна жила пониманием необходимости системных перемен, но вот каких конкретно, в каком направлении эти изменения должны осуществляться, на какие ценности, идеалы ориентироваться, единой позиции так и не сложилось. Это целиком и полностью проявилось в жизнедеятельности отечественной системы образования. С одной стороны, в этот период мы наблюдаем бурное развитие философской, педагогической мысли, а с другой - неспособность консервативной политической системы к плодотворному, сущностному взаимодействию с передовыми достижениями российской и мировой науки, к модернизации на основе смены общественных идеалов в соответствии с новыми интересами и потребностями общества. Развитию образования в социалистическом государстве способствовало официально признание властей таких ценности как коллективизм, идеологичность, массовость. В первых советских Конституциях было зафиксировано право всех граждан на всестороннее и бесплатное образование. Массовость, обязательность обучения - важнейшие достижения советской школы, закрепленные, регулярно подтверждаемые и развиваемые нормативными документами.
Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов XX века оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться само выживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.8
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В развитых странах этот показатель составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения.
Большинство современных авторов считают, что роль университетов должна возрастать, что только университетская фундаментальная подготовка дает их воспитанникам возможность более быстро и безболезненно приспосабливаться к непрерывно меняющимся потребностям общества. Определение места и роли высшего образования в системе общественного воспроизводства в современных условиях целесообразно и эффективно на основе понимания в качестве триединства - как экономического фактора, как условия адаптации людей к внешней среде и как социальной ценности. Высшее образование как экономический ресурс, т.е. как фактор производства, рассматриваем посредством двух логических цепочек: «образование - наука - производство» и «образование - человеческий капитал - производство».
Первая цепочка «образование - наука - производство» прямо показывает, что непосредственной производительной силой является наука, но более целесообразно рассмотреть связку «образование - наука», трактуя эту связку как непосредственную производительную силу.
Выделим три момента: 1) научные исследования и разработки, которые доведены до необходимых кондиций, предлагаются народному хозяйству (интеграция высшего образования и НИОКР); 2) вузы поставляют в сферу НИОКР специалистов и управленцев. Образование - как фактор развития НИОКР; 3) хорошо подготовленные кадры, их состав, структура, инновационность от этого зависят успехи науки и степень технологического применения достижений НИОКР к производству, масштабы и темпы отдачи науки в народном хозяйстве.
Другая логическая цепочка «образование - человеческий капитал- производство» дает возможность показать образование в качестве экономического ресурса, действующего через категорию человеческого капитала. Высшее образование как условие адаптации людей к внешней среде рассмотрим через две логические цепочки: «образование - человеческий капитал - производство» и «образование - личность - общество». Первую цепочку «образование - человеческий капитал - производство» можно истолковать, как ориентация людей на постоянное повышение своего профессионально-квалификационного уровня с учетом самообразования. Что касается второй цепочке «образование - личность - общество» возрастающую значимость высшего образования как самоценности, что неразрывно связано с цивилизационными основами нынешнего общества и что находится в полном соответствии с идеями постиндустриализма.9
Высшее образование как самоценность обеспечивает реализацию таких потребностей человека, как самореализация, самоуважение, но в то же время при наличии у человека необходимых нравственных принципов вузовское образование дает возможность человеку получить соответствующее признание в коллективе и обществе. В данном случае образование как самоценность надлежит рассматривать не только в смысле развития человеческой личности, но и как момент адаптации, а также как экономический ресурс. Высшее образование как социальную ценность рассматриваем через самостоятельный анализ цепочки «образование - личность - общество». Во-первых, человек, обучаясь в вузе, формируется не только как специалист, но и как личность. Во-вторых, о необходимости формирования специалиста как гражданина, т.е. как социально ответственной личности. И, в-третьих, люди не только трудятся, но и кооперируются по интересам (различные любительские общества и пр.), т.е. взаимодействуют друг с другом как личности. Это выступает как условие нормальной жизнедеятельности и внутренней душевной комфортности. Высшее образование в сочетании с необходимыми морально-этическими качествами формирует человека как социально самодостаточного. Это предполагает, что человек выступает как некая самоцель общественного развития. Выгоды и преимущества, которые получает индивид, выступающий как носитель высшего профессионального образования. Но в то же время высказывания по этому вопросу не носят систематизированного характера, приобретаемые человеком выгоды теоретически не сведены в пучок полезностей.
Выгоды и преимущества высшего образования, приобретаемые индивидом, можно свести в следующие группы:
-индивид приобретает в ходе трудовой деятельности (престижная работа, благоприятные условия труда, повышенная заработная плата, возможности карьерного роста, авторитет в коллективе);
-повышенная адаптационность, наличие приспосабливаться к меняющейся внешней среде, свойство мобильности рабочей силы, повышенная конкурентоспособностью на рынке труда, возрастание позитива в общении с другими людьми, при этом не только по работе, но и в иной обстановке;
-развитие человека как личности, при этом люди осуществляют свои наиболее высокие потребности, связанные с самореализацией и с необходимостью обеспечения признания со стороны общества.
В итоге можно сказать, что развитие системы высшего профессионального образования в настоящее время определяется целым комплексом условий. Выделим некоторые из них. Это рост общественной востребованности высшего образования в мире вообще, и в России в частности; последствия длительного недофинансирования высшей школы со стороны государства; отставание материальной базы вузов от мирового уровня и требований качественного образования и др.
Список литературы
Основная литература:
1. Лапаева, М. Экономист как профессия: учебное пособие / М. Лапаева, С. Лапаев; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург: ОГУ, 2013. - 120 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259237
2. Нешитой, А.С. Финансы и кредит: учебник / А.С. Нешитой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 576 с.: ил. - ISBN 978-5-394-02006-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255781
3. Фролов, А.М. Финансы и кредит: учебное пособие / А.М. Фролов, Е.А. Трубчанинова, А.А. Ларкина. - Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. - 248 с. - ISBN 978-5-9585-0416-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143885
Дополнительная литература:
1. Шаймиева, Э.Ш. Введение в специальность: учебное пособие / Э.Ш. Шаймиева; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание, 2014. - 48 с.: табл. - Библиогр.: с. 27-28.; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257831
2. Николаева, Т.П. Финансы и кредит: учебно-методический комплекс / Т.П. Николаева. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 387 с. - ISBN 978-5-374-00030-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90915
3. Балихина, Н.В. Финансы и кредит: учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 303 с. - ISBN 978-5-238-02355-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118960
4. Агаркова, Л.В. Кopпopативные финанcы: oценка cocтoяния и упpавление: учебное пособие для студентов бакалавриата / Л.В. Агаркова, В.В. Агарков; Ставропольский государственный аграрный университет. - Ставрополь: Ставролит, 2013. - 100 с.: схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-904436-91-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277439