Работа с текстом книги или статьи.




В процессе чтения текста важно понять, что каждое слово, словосочетание, фразеологический оборот несут определенную смысловую нагрузку. Встречающиеся в книге, статье, незнакомые или непонятные слова нуждаются в уточнении. К сожалению, как свидетельствует практика, значительная часть студентов не пытается установить значение новых слов ни при помощи словарей, ни каким-либо другим способом.

Равнодушное отношение к незнакомым словам, а в итоге к мысли автора, приводит к непониманию важнейших положений изучаемого материала. В результате у некоторых людей воспитывается устойчивая привычка приблизительного усвоения смысла прочитанного. Сформировавшись во время учебы в вузе такая привычка иногда сохраняется у человека на всю жизнь.

Для того, чтобы развить у себя способность внимательно относиться к каждому слову рекомендуется вести специальные терминологические словарики, в которые записывать непонятные термины и выражения с их кратким толкованием. Сделать такой словарик можно из обыкновенной записной книжки. На страницах, соответствующих определенной букве алфавита, записывается корень группы непонятных слов, дается его понимание, а затем раскрывается значение самих слов. Пользоваться таким словариком будет удобнее, если слова, имеющие одинаковый корень, будут располагаться на одной странице с левой стороны, а их краткое толкование - с правой стороны.

Понять все слова в тексте - необходимая основа для понимания учебного материала. Следующий шаг - выделение ключевых слов и фраз. Они несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку текста. Какие именно слова, части речи, члены предложения являются ключевыми, однозначно сказать нельзя. Все зависит от контекста, общего содержания читаемого материала, места слова в предложении, расставленных знаков препинания и т.д. Ключевыми являются те слова и предложения, которые несут основной смысловой и эмоциональный заряд текста, раскрывают его главную мысль. Как их обнаружить? Для этого существуют специальные приемы совершаемой по ходу чтения разнообразной умственной работы.

Начинается она с вопроса самому себе по содержанию прочитанного отрезка текста: О чем здесь собственно говорится? Что именно сообщается? Ответы на эти вопросы в скрытой форме содержатся в любом тексте. Их легко найти, повторно прочитав текст. Но "готовые" мысли, пусть даже успешно "пересаженные" в голову из книги, нельзя освоить также прочно и осознанно, как те, которые генерированы собственным умом. Выделение ключевых слов, фраз в тексте сопровождается активной мыслительной работой, поскольку выявляются взаимные связи, зависимости, причины, следствия, устанавливается сходство и различие с уже известным учебным материалом, выясняется правдоподобие и реальность излагаемых суждений и фактов. Поиск собственных ответов на вопросы, заданные самому себе, последующее их сравнение с реальным содержанием текста вырабатывают навыки и умения самостоятельно анализировать, обобщать, выделять главное.

Чтобы понять общий смысл, главную мысль книги, статьи необходим постоянный мысленный анализ текста, "диалог" с ним. "Диалог с текстом" ведется по ходу всего чтения в форме вопросов типа: Чем это можно объяснить? Почему сделан такой вывод? Как это соотносится с тем, что говорилось ранее? Что для этого делается на практике? Где это можно применить? и т.д. Обдумывая вопросы, человек прогнозирует и возможные ответы на них, сравнивает, сверяет их с тем, что говорится в тексте. При этом он старается понять, что является главным, а что, по его мнению, лишь поясняющая информация. Большую помощь при осмыслении текста оказывают выписки, подчеркивания (при условии, что книга собственная), закладки, вкладываемые в книгу в нужных местах, чистые листы бумаги, на которых можно делать пометки, как на полях книги.

Работа с карандашом, ручкой внутри книги, статьи не должна быть случайной. В ней, также как при конспектировании лекций должна быть система. Подчеркнуть - означает провести линию, которая может быть тонкой, толстой, жирной, волнистой, прерывистой, двойной, тройной и каждая из них должна иметь свой смысл, значение. Например прямая черта - важная мысль, две черты - главная, основная мысль, волнистая - интересный фактический материал. Выделение различных частей текста различным цветом облегчает последующий поиск информации. Так, допустим понятия будут выделены синим, основные положения - красным, факты - зеленым и т.п.

Не менее важно при чтении текста и использование определенных знаков. Например восклицательный знак - означает важное место, вопросительный - сомнение, надо проверить. На полях книги можно делать запись мыслей возникших в результате чтения, возражения и др.

Понимание главного может произойти как результат логических рассуждений, либо одномоментно, как озарение. Однако в процессе размышлений человек использует некоторые приемы для выделения главной мысли: очень краткая формулировка сути текста или его отрывка; анализ текста с целью понять, где основная мысль, а где поясняющие ее примеры; отбрасывание ненужной в данном случае информации.

Такое творческое чтение учебника, книги приводит к рождению новых идей, к выявлению неточностей или ошибок в прежних знаниях, а главное, к самосовершенствованию. Результатом активной мыслительной работы с текстом становится не только более высокий уровень знаний, но и развитие интеллектуальных способностей. Умение выделять главную мысль великий чешский педагог Я.Б.Коменский считал основой интеллектуальной культуры человека.

Составление плана и конспекта прочитанного.

После того, как материал учебника или статьи прочитан, более глубокому его осмыслению и пониманию способствует составление плана. В нем систематизируется все, что было получено в результате мыслительной обработки текста. План может быть устным или письменным. Главное, чтобы он раскрывал и развивал главную мысль прочитанного. Хорошим считается такой план, который четко выражает основное содержание текста, делает его компактным и удобным для хранения в памяти. Объем, форма и содержание плана сугубо индивидуальны и составляются студентом для самого себя. Он может записываться на обратной стороне карточки личной картотеки.

Вместе с тем существует определенная общая методика, которая позволяет составить удобный план. Она заключается в том, что прочитанный текст (книга, статья, параграф) делится на части, каждая из которых содержит законченное сообщение по какой-либо проблеме, вопросу. Затем на основе выделенных ключевых слов, фраз формулируется главная мысль каждой части текста. Главная мысль всего текста может стать заголовком плана. Таким образом, план будет представлять собой перечисление логически связанных между собой главных мыслей прочитанного. К каждому пункту плана может даваться дополнительный краткий материал, обосновывающий то или иное положение плана.

Другой формой разработки плана является самостоятельное составление структурно-логических схем, рисунков, чертежей, опорных сигналов, раскрывающих содержание текста. Они позволяют отразить не только основные понятия, но и взаимосвязь структурных элементов, динамику изучаемого явления или процесса.

Осмыслению, пониманию и запоминанию учебного материала способствует составление конспекта - систематизированной, логически связанной записи прочитанного. Под конспектированием понимается такая мыслительная обработка текста, которая приводит к его сокращению, но не искажает основного смысла.

Сокращение осуществляется различными способами. Это может быть как переформулирование, т.е. перевод текста на свой язык, так и выделение ключевых слов с последующим отбрасыванием второстепенной информации. По мнению специалистов, только выбор ключевых слов позволяет сжать, свернуть текст примерно наполовину.

Существует несколько разновидностей конспектов, которые можно условно разделить на плановые (план-конспекты), текстуальные, свободные и тематические.

Плановый конспект (план-конспект) составляется на основе созданного плана. Каждый вопрос плана раскрывается необходимой информацией в виде цитат, таблиц, схем или свободно изложенного текста. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, то его можно не сопровождать дополнительной информацией. Это одна из особенностей короткого план-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения. Составление такого конспекта формирует умение последовательно и четко излагать свои мысли, обобщать содержание учебника или книги. Короткий план-конспект - незаменимое пособие в тех случаях, когда требуется подготовить доклад, выступление или ответ по какой-либо проблеме.

Текстуальный конспект представляет собой набор цитат, связанных друг с другом логическим переходом. Такой конспект является источником дословных высказываний автора. Он помогает выявить и проанализировать спорные моменты. Данный вид конспектирования целесообразно использовать для сравнительного анализа различных точек зрения, высказанных разными авторами по одной проблеме. Написание текстуального конспекта требует определенных умений быстро и правильно определить главную мысль текста, подобрать выражающую ее цитату. Если же конспект составлен из выписок, сделанных без глубокой проработки материала, без его осмысления, то в последующем по нему трудно восстановить основное содержание прочитанного.

Свободный конспект сочетает в себе выписки, цитаты, собственные формулировки. Часть текста может быть представлена в виде структурно-логических схем, рисунков, таблиц. Составление такого конспекта развивает способность кратко формулировать собственные мысли, обосновывать и аргументировать основные положения текста, способствует изучению учебного материала, расширению активного запаса слов. Считается, что свободный конспект является наиболее полезным при проработке гуманитарной, экономической литературы, самостоятельном изучении учебных дисциплин. Последовательность написания его такова: прочитать, понять, осмыслить, четко и кратко записать. Для составления свободного конспекта требуется достаточно много времени.

Тематический конспект разрабатывается для углубленного изучения и осмысления узко специализированного вопроса или темы. Особенность такого конспекта в том, что он не отображает всего содержания прочитанного материала одного или нескольких источников. Студент обычно делает записи только тех положений, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому им вопросу. Составление тематического конспекта помогает всесторонне обдумать интересующую проблему, проанализировать имеющиеся точки зрения на ее решение, активизировать собственные знания по данной теме.

На первый взгляд кажется, что предлагаемая методика работы с книгой, учебной литературой достаточно трудоемка и требует много времени. Но это ошибочная точка зрения. Осмысливание в уме текста, постановка вопросов и поиск ответов на них, проверка самого себя в ходе чтения позволяют гораздо быстрее и прочнее усвоить материал, чем только при его прочтении и пересказе. При этом расширяется багаж знаний, развивается мышление, память, что в значительной мере дает выигрыш и в качестве знаний, и в количестве времени и сил, затрачиваемых на подготовку к занятиям.

В целях более быстрого освоения методики работы с книгой, учебной литературой предлагаем Вам краткие методические рекомендации, подготовленные на основе советов специалистов - педагогов и психологов:

1. До чтения. Начинайте работу с осмысливания заголовка. Проанализируйте оглавление, эпиграф, аннотацию к книге. Настройтесь для дальнейшей работы над текстом.

2. По ходу чтения. Старайтесь понять все слова и предложения в тексте, выделить важные и ключевые из них. Ведите мысленный диалог с текстом; задавайте вопросы самому себе по содержанию прочитанного, обоснованию изучаемых положений; стройте свои предположительные ответы и сверяйте их с текстом. По ходу чтения попытайтесь осознать, что Вам непонятно, в чем возникают сомнения. Выясните наиболее трудные для Вас вопросы. Делайте выписки, выделяйте главные мысли, составляйте схемы, чертежи, таблицы. Анализируйте конкретные примеры.

3. После прочтения текста. Сформулируйте главную мысль прочитанного. Прочитайте повторно наиболее сложные для Вас части текста. Продумайте план. Задайте вопросы себе по всему тексту. Составьте конспект прочитанного. Через некоторое время проверьте себя.

Список литературы

Основная литература:

1. Нешитой, А.С. Финансы и кредит: учебник / А.С. Нешитой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 576 с.: ил. - ISBN 978-5-394-02006-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255781

2. Фролов, А.М. Финансы и кредит: учебное пособие / А.М. Фролов, Е.А. Трубчанинова, А.А. Ларкина. - Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. - 248 с. - ISBN 978-5-9585-0416-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143885

Дополнительная литература:

1. Николаева, Т.П. Финансы и кредит: учебно-методический комплекс / Т.П. Николаева. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 387 с. - ISBN 978-5-374-00030-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90915

2. Балихина, Н.В. Финансы и кредит: учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 303 с. - ISBN 978-5-238-02355-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118960

3. Агаркова, Л.В. Кopпopативные финанcы: oценка cocтoяния и упpавление: учебное пособие для студентов бакалавриата / Л.В. Агаркова, В.В. Агарков; Ставропольский государственный аграрный университет. - Ставрополь: Ставролит, 2013. - 100 с.: схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-904436-91-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277439

ТЕМА 5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОФЕССИИ. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИИ ЭКОНОМИСТА. ОСНОВЫЗНАНИЙ ОБ ЭКОНОМИКЕ. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫИ ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ

 

Для того чтобы объяснить сущность и назначение профессии экономиста, рассказать о целях и возможностях науки «экономика», трудно найти лучшее определение, чем то, которое много лет назад дал выдающийся экономист Джон Мейнард Кейнс: «Настоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнообразными дарованиями - в определенной степени он должен быть математиком, историком, государственным деятелем, философом... Он должен уметь размышлять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретному. Он должен изучать современность в свете прошлого – ради будущего. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком институтов не должна оставаться за пределами его внимания».

Смотреть на вещи с точки зрения экономиста – это значит систематизировать хорошо известные всем явления с помощью таких понятий, как спрос, альтернативная стоимость, предельный эффект и сравнительная выгода. Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже инженеров, механиков, технологов, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет им лучше понимать то, что они видят, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей.

Дж. Кейнс однажды провозгласил тост за экономистов, которые «делают цивилизацию возможной». И это очень точно сказано. Эффективное распределение ресурсов увеличивает эту возможность, но еще не гарантирует прогресса цивилизации. Хорошо координированное и бесперебойно функционирующее общество дает индивидуумам больше возможностей для выбора, но не гарантирует, что их выбор будет правильным. Большинство экономистов-профессионалов признают, что применяемые ими понятия и методы иногда искажают изучаемую ими действительность. Они готовы подвергнуть свой анализ и выводы рациональной критике. Но принять какую-либо точку зрения необходимо в любом исследовании, как в естественных, так и в общественных науках.

Образ мышления экономистов иногда ведет к искажениям, неверным акцентам и даже к явным ошибкам, но рациональная критика должна обязательно внести необходимые поправки. Такие поправки часто опровергали или модифицировали выводы экономистов прошлого. Вероятно, так будет продолжаться и в будущем. Сегодня же необходимо дать в руки экономистам инструментальные средства, накопленные за сотни лет экономической наукой, чтобы с их помощью они могли надежно и качественно решать свои профессиональные задачи.

Без знания всего арсенала фундаментального и прикладного инструментария науки уже невозможно эффективно решать глобальные, макро- и микроэкономические задачи управления процессами, явлениями, системами, временем и другими восполнимыми и невосполнимыми ресурсами. Экономистов-профессионалов, в первую очередь, интересует все то, что называется инструментарием экономической науки - наиболее употребимые и максимально эффективные методы и методики, законы и принципы, теории и концепции. Это необходимо для того, чтобы целенаправленно анализировать, контролировать, прогнозировать, планировать, программировать условия, обеспечивающие экономическую устойчивость фирм на рынке и через эффективную систему ценообразования и экономное использование ресурсов обеспечивать стабильный и достаточный доход от своей деятельности.

Современная профессия экономиста предполагает выполнение разнообразных функций, начиная от инженерно-экономической, планово-экономической, бухгалтерского учета, анализа, аудита, финансов и кредита и заканчивая исследованиями в области экономической теории. Бесспорно, что настоящий профессионал должен мыслить особым образом - с высоты тех знаний, которые дает ему экономическое образование. Ведь это ни что иное, как знания о многих процессах современной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: