ТЕМА 2. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ.




Поступив в высшее учебное заведение, вы вошли в особый мир, имеющий свою организацию, свои законы и правила жизни, свою историю и перспективы, населенный множеством самых разных людей. Называется это особое сообщество система высшего профессионального образования. Любая система представляет собой совокупность элементов, находящихся в определенных связях и отношениях и образующих при этом некое единство, целостность. Основными элементами системы высшего профессионального образования являются:

• высшие учебные заведения;

• органы управления высшим образованием, главный из которых - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации;

• научно-исследовательские и другие учреждения и организации, которые обеспечивают развитие и повседневную деятельность всей системы высшего образования.

Взаимодействия и взаимоотношения, как между всеми этими учреждениями, так и внутри них регулируются законами и нормативными документами; самые важные из них - Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Порядок организации образовательной деятельности в вузе (2017 г.), Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Обучение в высшем учебном заведении осуществляется по установленной образовательной программе, которая представляет собой целый комплект разных документов, определяющих, как должен быть построен учебный процесс в вузе: какие дисциплины будут изучать студенты, в какой последовательности, в каком объеме и т. д. Разрабатывается такая программа самим образовательным учреждением, в котором она реализуется. Однако понятно, что разрабатывая свою собственную образовательную программу, каждый вуз должен опираться на какие-то общие для всех нормы, чтобы выпускники разных учебных заведений, получающие одну и ту же профессию, осваивали именно те знания и в таком объеме, какие обязательно нужны специалисту данного профиля.

В Российской Федерации существует три вида высших учебных заведений, в которых можно получить высшее образование: институт, академия и университет. Академия отличается более узким спектром специальностей, как правило, они для одной отрасли хозяйства. Например, академия железнодорожного транспорта, сельскохозяйственная академия, горная академия, экономическая академия и т.п. Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет. Любой из этих двух статусов может быть присвоен учебному заведению только при условии ведения обширных и признанных на определенном уровне научных исследований. Для статуса "институт" учебному заведению достаточно вести обучение хотя бы по одной специальности и вести научную деятельность по собственному усмотрению. Тем не менее, несмотря на эти различия, законодательство РФ не предусматривает каких-либо преимуществ или ограничений для выпускников аккредитованных институтов, академий или университетов. Учебному заведению право вести образовательную деятельность дает лицензия. Лицензия - это государственный документ, разрешающий вузу (или его филиалу) заниматься подготовкой специалистов в сфере высшего профессионального образования. Лицензия выдается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Лицензию обязаны иметь как негосударственные, так и государственные вузы. Этот документ выдается на 5 лет. По истечении срока действия лицензии деятельность вуза является незаконной. Лицензия вуза или филиала должна иметь приложения. В приложениях к лицензии указываются все специальности, по которым вуз или филиал имеет право вести подготовку специалистов. Если специальности, на которую объявлен прием студентов, нет в приложении, значит, обучение студентов на этой специальности является незаконным. 6

Можно отметить, что в Российской Федерации существуют различные формы собственности учебных заведений: государственные (в том числе муниципальные и субъектов федерации) и негосударственные (учредителями которых являются юридические или физические лица). Все аккредитованные учебные заведения, независимо от формы собственности, имеют равные права на выдачу дипломов государственного образца и отсрочку от призыва на срочную военную службу. 19 сентября 2003 года на Берлинском коммюнике «Формирование общеевропейского пространства высшего образования» министры 33 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Со стороны России свою подпись поставил министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов. Это решение закрепило за Россией статус полноправного члена европейского образовательного сообщества. Для РФ это означает, что она обязуется до 2010 года воплотить в жизнь основные цели и принципы Болонского процесса. Одной из основных целей Болонского процессаявляется «содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в вузах системы перезачета кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов. Сегодня в российской системе образования магистратура входит в структуру высшего профессионального образования. На сегодняшний момент выпускники вузов могут иметь квалификацию бакалавра, дипломированного специалиста или магистра по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями.

-Первой ступенью является неполное высшее образование, получение которого позволяет продолжить образование на следующих ступенях.

-Вторая ступень со сроком обучения не менее 4х лет предусматривает получение академической степени бакалавра наук по избранному направлению. Все лица, получившие степень бакалавра наук, могут продолжить образование для получения квалификации или степени, соответствующей третьей ступени.

-Третья ступень высшего образования позволяет приобрести квалификацию инженера по избранной специальности или степень магистра наук по направлению. Квалификация инженера по специальности может быть получена в системе подготовки без получения степени бакалавра. Получая образование в соответствии с программой магистра, каждый обучающийся имеет право одновременно, выполнив требуемые задания и дипломный проект, получить диплом инженера. В остальных случаях обучение, с целью получения диплома при наличии диплома об образовании третьей ступени, рассматривается как получение второго высшего образования и может осуществляться на платной основе.

ОРГАНЫУПРАВЛЕНИЯ ВУЗА

Непосредственное управление деятельностью вуза осуществляет ректор, который:

1) несет полную ответственность за результаты работы вуза в соответствии с действующим законодательством;

2) представляет высшее учебное заведение во всех отечественных и зарубежных организациях;

3) распоряжается финансами и имуществом вуза, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банке счета в соответствии с действующим законодательством;

4) дает указания и издает приказы, обязательные для всех преподавателей, сотрудников, студентов, рабочих и служащих;

5) утверждает положения об учебных, научных и производственных подразделениях, входящих в структуру вуза;

6) заключает и расторгает с проректорами и научно-педагогическими работниками срочные трудовые договоры (контракты), принимает и освобождает от должности инженерно-технических, административно- хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных и других работников;

7) решает вопросы установления надбавок и премирования сотрудников вуза, включая проректоров и руководителей подразделений, определяет полномочия руководящего состава вуза, его обязанности и ответственность, утверждает должностные инструкции и штатные расписания;

8) поощряет работников, налагает дисциплинарные взыскания, привлекает к материальной ответственности.

Непосредственное руководство учебной, воспитательной, научной, методической, административно-хозяйственной и другими видами работ осуществляют проректоры вуза.

Проректоры несут ответственность перед ректором за состояние дел на порученных им направлениях работы. Ректор распределяет между ними обязанности.

В вузе предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-

вспомогательного и иного персонала.

К профессорско-преподавательским относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. Замещение всех должностей научно-педагогических работников в вузе, за исключением должностей декана факультета и заведующего кафедрой производятся по трудовому договору (контракту), заключаемому на срок до пяти лет. При замещении должностей научно-педагогических работников заключению трудового соглашения (контракта) предшествует конкурсный отбор.

Институт - структурное учебное подразделение вуза, непосредственно подчиненное ректору, а также проректорам по курируемым ими направлениям деятельности.

Институт обеспечивает реализацию образовательных программ высшего профессионального образования по определенному набору родственных специальностей. Например, Бизнес-школа может обучать студентов по таким специальностям как «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент» и т.д.

Деятельность института организуется и осуществляется в соответствии с планами основных мероприятий вуза, планами института, утвержденными директором; планами воспитательной и индивидуальной работы студентов. Структура и штат института утверждаются приказом ректора вуза.

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Основными документами, определяющими организацию и планирование образовательного процесса в высшем учебном заведении, являются:

1. рабочие учебные планы;

2. рабочие программы;

3. расписание учебных занятий.

Рабочий учебный план – это руководящий документ, устанавливающий основное содержание подготовки специалистов, виды и формы учебной работы, время изучения дисциплин, их строгую логическую последовательность и системность в наращивании знаний обучаемых и определяющий формы и виды контроля знаний студентов.

Рабочая программа – это документ, определяющий содержание и методическое построение учебной дисциплины. Она разрабатывается по каждой дисциплине рабочего учебного плана с учётом специализации. Является единой для всех форм обучения.

Расписание учебных занятий – это документ, регламентирующий образовательную работу обучающихся, профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала. Расписание составляется учебным отделом на семестр.

Список литературы

Основная литература:

4. Лапаева, М. Экономист как профессия: учебное пособие / М. Лапаева, С. Лапаев; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург: ОГУ, 2013. - 120 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259237

5. Нешитой, А.С. Финансы и кредит: учебник / А.С. Нешитой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 576 с.: ил. - ISBN 978-5-394-02006-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255781

6. Фролов, А.М. Финансы и кредит: учебное пособие / А.М. Фролов, Е.А. Трубчанинова, А.А. Ларкина. - Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. - 248 с. - ISBN 978-5-9585-0416-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143885

Дополнительная литература:

5. Шаймиева, Э.Ш. Введение в специальность: учебное пособие / Э.Ш. Шаймиева; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание, 2014. - 48 с.: табл. - Библиогр.: с. 27-28.; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257831

6. Николаева, Т.П. Финансы и кредит: учебно-методический комплекс / Т.П. Николаева. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 387 с. - ISBN 978-5-374-00030-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90915

7. Балихина, Н.В. Финансы и кредит: учебное пособие / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 303 с. - ISBN 978-5-238-02355-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118960

8. Агаркова, Л.В. Кopпopативные финанcы: oценка cocтoяния и упpавление: учебное пособие для студентов бакалавриата / Л.В. Агаркова, В.В. Агарков; Ставропольский государственный аграрный университет. - Ставрополь: Ставролит, 2013. - 100 с.: схем., табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-904436-91-9; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277439



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: