Словесный волейбол
Все встаем в круг. Пошире. Кидаем мяч через центр круга. Называем существительное, а тот, кто ловит – глагол. Костер – горит, самолет – летит. За бессмыслицу – временно выходим из игры.
Укрась слово
К любому существительному подбираем как можно больше прилагательных. Например, зима. Какая она? Холодная, снежная, ледяная, суровая, долгая и т.д.
Первая буква.
Можно достать из мешка кубик с буквой и назвать скороговоркой как можно больше предметов, начинающихся с «А», «Б», «В», «Г».
Скажи наоборот (Антонимы)
Бросаем мячик и говорим «холод». Ребенок должен подобрать антоним: «жара». И дальше: «лето» - «зима», «веселый» - «грустный» и т.д.
Я знаю
В эту игру мы играли обычно с мячом. Стучали им об асфальт и твердили: «Я знаю пять имен мальчиков: Сережа, Саша, Леня, Лева, Боря». Выбирать можно что угодно: города, страны, продукты, книжных героев и т.д. Есть еще один вариант известной забавы. Все садятся в круг. Один из игроков садится в центр и обращается к кому-нибудь: «Назови пять предметов желтого цвета?», «Назови пять цветов, которые знаешь», «Пять слов на английском».
Первая и последняя буква
Водящий загадывает слово, называет первую и последнюю букву (имя существительное) и примерно описывает его. Дети должны угадать это слово. Кто угадал, тот загадывает следующий.
Я иду в поход и беру с собой
Отличная игра на развитие памяти и расширение словарного запаса.
Дети встают в круг. «Я иду в поход и беру с собой…
- Рюкзак, - говорит первый ребенок, и передает мячик другому.
- Я иду в поход и беру с собой рюкзак и ложку, - говорит второй.
- Я иду в поход и беру с собой рюкзак, ложку и лодку, - говорит третий.
Также можно играть в сюжетные игры, придумывая сказку:
Жил-был на горе великан, однажды он попал в капкан (продолжает игрок), посадили его в чулан, и попался ему на глаза таракан.
Где я был?
• Образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.
Предлагаем детям отгадать, где мы были. Говорим, что видели медуз, морских коньков, акул.
Спрашиваем:
— Где я была? (На море.)
Предлагаем:
— А теперь вы загадайте мне загадки. Расскажите, кого вы видели. Только надо называть тех, кого вы видели много, например, много волков или много бабочек. Главное в этой игре — не отгадывание, а загадывание.
Наборщик
В качестве основного слова выбираем какое-нибудь длинное и мудреное: например, электрификация, драконология, обмундирование и т.д. Главное, чтобы было достаточно гласных и согласных. Каждому игроку по листочку бумаги и ручке. Задача: составить из исходного слова как можно больше слов. Например, ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ: ЛИК, ЛЕКЦИЯ, ТАРИФ и т.д. Победителем считается обычно автор наибольшего числа слов и самого длинного слова.
Испорченный телефон
Все садятся в ряд. Ведущий сообщает шепотом на ушко фразу первому телефонисту, а тот должен передать по цепочке всем остальным. Можно использовать скороговорки, чистоговорки, поговорки.
Три линейки
• Ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.
Детям говорят, что на подносе есть разные предметы или предметные картинки. Нужно рассмотреть их и разложить на столе так, чтобы слева были те предметы, про которые говорят один, посередине — предметы, про которые говорят одна, спрпава — предметы, про которые говорят одно.
Сначала детям предлагают найти предметы, про которые мы говорим один. Ребенок выбирает предмет. Взрослый предлагает ему проверить себя: «Один совок—можно так сказать?» (Можно.)
Аналогичным образом раскладываются все предметы.
Что ты делаешь? (Русская народная игра)
• Активизировать в речи глаголы и глагольные формы, обозначающие профессиональные действия.
Игра проводится на улице. Ведущий назначает всем играющим, сидящим в кружке, работы: варить обед, печь хлеб, ремонтировать автомобиль, шить, вязать и т. д. Каждый участник выкапывает себе ямку, садится около, берет палочку и вертит ею в ямке. Ведущий в середине круга тоже вертит палочкой в ямке. Он задает всем какую-нибудь общую работу, например, говорит:
«Пеките все хлеб!» И все начинают вертеть палочками в ямке и громко повторять: «Хлеб пеку, хлеб пеку». В это время ведущий неожиданно обращается к кому-нибудь с вопросом: «Что ты делаешь?» Спрошенный должен немедленно назвать назначенную лично ему работу, например: «Платье шью». Если же он ошибется и назовет общую («Хлеб пеку») или замнется, то меняется местами с ведущим.
Почта (Русская народная игра)
• Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
Выбирают (назначают по жребию) ведущего. Остальные игроки загадывают какое-нибудь одно действие. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог.
— Динь, динь, динь!
— Кто там?
— Почта.
— Откуда?
— Из Рязани (любой город).
— А что там делают?
— Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стучат, стирают и т. п.).
Все играющие должны изобразить названное действие. Кто не успел или изобразил неправильно, становится водящим.