Нарисуем картину словами




•Развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения.

Взрослый обращается к детям: «Хотите стать необыкновен­ными художниками, которые рисуют не красками и карандашами, а словами? Тогда приготовьтесь рисовать. Я прочту вам нежное стихотворение о зиме (весне, лете, осени), а вы закройте глаза и попробуйте представить, о чем я буду читать. Потом расскажите, какая картина у вас получилась. Но рассказывать надо так, чтобы все смогли мысленно увидеть вашу картину».

Под голубыми небесами Пришла, рассыпалась клоками,

Великолепными коврами, Повисла на суках дубов;

Блестя на солнце, снег лежит.. Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.,

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя...

Придумай сказку

 

•Самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.

I вариант

Взрослый выразительно рассказывает стихотворение Т. Белозерова «Подснежники»:

Плакала Снегурочка, Там, где шла и плакала,

зиму провожая, трогая березы,

Шла за ней печальная, Выросли подснежники —

всем в лесу чужая. Снегурочкины слезы.

Обращается к детям: «Вот такие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. Если бы вы рисовали иллюстрацию к этому стихотворению, то что бы вы нарисовали? Попробуйте сами придумать сказку о подснежниках, такую же ласковую, как это стихотворение».

 

II вариант

Взрослый говорит: «Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет снежинкам какую-то мелодию, кото­рую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее. Давайте придумаем сказку «Танцующие снежинки». Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная. Если захотите, може­те потом нарисовать свою сказку».

 

III вариант

Взрослый предлагает: «Давайте пофантазируем и представим, что снится деревьям в зимнем лесу. А раз в сказке все может быть и, значит, деревья могут говорить и мечтать, то давайте рас­скажем, как одиноко и грустно деревьям без листьев, о чем они мечтают всю зиму и как снег укутывает их потеплее от стужи и морозов».

Сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» можно пред­ложить детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.

Загадка

 

•Выделять признаки предметов, придумывать загадки, ис­пользуя образные слова и выражения.

У каждого игрока на столе картинка, перевернутая изобра­жением вниз.

Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберет сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.

 

Отгадай сказку

 

•Развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры с помощью слова.

 

Взрослый выбирает одного-двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду и какие действия в произведении за ним последуют, получит право зага­дывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.

 

 

На что похоже?

 

• Подбирать сравнения для наиболее точного описания пред­мета.

 

Взрослый договаривается с детьми, что они будут загадывать загадки, используя для описания задуманного предмета или живого существа только сравнения (предмет сравнивается по внешнему виду, действиям и т. п. со сходными и известными всем предметами). Считалкой выбирается отгадчик, который выходит из комнаты и не возвращается, пока дети не договорятся о слове. Отгадчик должен отгадать, какое слово дети задумали.

 

Придумай предложение

(К занятию по заучиванию стихотворения А. С. Пушкина

«Уж небо осенью дышало...»)

 

Детям читают фрагмент из романа «Евгений Онегин». Говорят: «Сегодня вы познакомились с красивым и печальным стихотворением об осени. Придумайте сами грустное предложе­ние об осени. Скажите его с грустной интонацией. А теперь придумайте грустный рассказ об осени. Нарисуйте грустную картинку про осень».

— Но ведь осень не только печальное время года. Люди осенью радуются красивому убранству леса, сада, хорошему урожаю. Придумайте веселое предложение об осени. Скажите его так, чтобы чувствовалось ваше радостное настроение.

 

Знакомство с фразеологизмами.

 

Объясни, покажи

Взрослый называет фразеологизмы (одна нога здесь, другая там; сгореть со стыда; ворон считать; морочить голову и др.).

Задает вопросы типа: что означает это выражение? Когда так говорят? В каком случае так можно сказать? Предлагает по­добрать картинку, которая подходит к тому или иному выраже­нию. (Картинки, отражающие переносное и буквальное значение фразеологизмов, подбираются заранее.)

 

Скажи по другому

 

Взрослый говорит устойчивое словосочетание. Выясняет, как ребенок понимает его смысл. Предлагает передать этот смысл другими словами. Например:

- Что значит «растет не по дням, а по часам»? Как сказать по-

 

 

другому? Подберите слова, близкие по смыслу этому выраже­нию. Подберите слова, противоположные по смыслу этому выра­жению.

Можно использовать такие фразеологизмы: как снег на голо­ву; ахнуть не успел; летит как угорелый; зарубить на носу; на­дуть губы.

 

Почему так говорят

Взрослый обращается к детям:

— Давайте вдумаемся, почему так говорят. Например, о неожиданном говорят «как гром среди ясного неба». Если чело­век видит, что будет дождь, гроза, какую он ждет погоду? (Дождливую.) А когда ясное небо, то какую погоду ждут? (Ясную, солнечную.) Если же случается что-то неожиданное, чего совсем не ждут, то так и говорят: как гром среди ясного неба.

— Попробуйте объяснить, почему так говорят: дрожит как осиновый лист. Не кленовый, не березовый, а осиновый. Вспом­ните, когда так говорят.

 

Ошибка

 

• Знакомиться с образными выражениями, находить смысло­вые неточности, ошибки.

 

Детям говорят, что Незнайка, который теперь ходит в Школу веселых человечков, написал им в письме, что научился состав­лять предложения. Читают предложения, которые придумал Не­знайка, задают вопросы:

— «Маша целыми днями не покладая рук лежала в посте­ли». Почему вы смеетесь? Незнайка ошибся? Как же нужно было сказать?

— «Когда Оля увидела, какой подарок ей принесли, она от радости даже губы надула». Где ошибка? Как сказать пра­вильно?

— «Ах, лев, вы такой смелый! У вас такая заячья душа!» Как нужно сказать?

— «Старичок с палочкой помчался по дорожке, а Саша по­брел в песочницу». Все ли здесь правильно? Как нужно ска­зать?

 

Балда

Первый игрок называет букву, следующий добавляет букву спереди или сзади названной буквы и т.д. Проигрывает тот, кто назовет целое слово. Буквы нужно подставлять не абы как, добавляя очередную букву, вы должны иметь в виду какое-то определенное слово, в котором встречается названная Вами комбинация букв. Если тот, кто должен назвать очередную букву, не может придумать ни одного слова с комбинацией букв, которая сложилась перед его ходом, он должен сдаться. В этом случае игрок, который назвал последнюю букву, должен сказать, какое слово он имел в виду, если слово он назвать не может, то проигрывает сам, если назвал – проигрывает тот, кто сдался. Тот, кто проигрывает первый раз получает букву Б, второй раз – А и т.д., пока не получится слово Балда. Тот, кто первым станет Балдой, проигрывает окончательно.

Угадай, кто мой друг.

 

Для этой игры вам понадобятся карточки с изображениями животных, Для каждой игры-занятия отдельная тема - домашние животные, дикие животные, птицы, рыбы и т.д.
Каждый ребенок должен выбрать карточку с животным так, чтобы не видели остальные дети и придумать животному имя. Теперь нужно дать время для составления рассказа о его жизни.
Например, ребенок выбрал картинку со слоном. Назвал его Филя. Затем рассказывает о нем: Мой Филя живет в Африке, он очень большой и добрый, он любит кушать фрукты и овощи. Филя даже выступает в цирке и так далее. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. Можно изобразить походку животного.

Остальные дети должны отгадать о каком животном идет речь.

 

 

Отвечай быстро!

 

Водящий вытягивает картинку с изображением предмета и называет три прилагательных, обозначающие его характерные признаки - цвет, вкус, размер, форму и т.п. Остальные дети должны быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый... (мяч)
высокий, прочный, кирпичный... (дом)
рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)
зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)

Кто отгадает первым становится водящим.

 

Скажи по-другому.

Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)

 

В чем причина?

Придумывается какая-нибудь необычайная ситуация. например: "Придя утром в парк, вы увидели, что там исчезли все скамейки". Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими ("Забрали на ремонт"), и необычные, фантастические (скамейки обиделись, что их портят, и ушли в другой парк). Побеждает тот, кто предложит больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше. Игра развивает способность анализировать и логически мыслить.

 

Назови слово


Местоимения. Взрослый бросает мяч называет местоимение. Задача ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению. Пример: она - картина; он - чемпион; оно – солнышко, они – цветы, мы – дети.

Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.

Суффиксы существительных. Задание: придать слову уменьшительно-ласкательное значение (увеличивающее-устрашающее значение). Пример: дом-домик (домище).
а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос…
б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей…,
в) погода, пианино, число, фабрика….

Приставки. Задание: подобрать слову подходящее «начало» (приставку). Пример: рвать -нарвать, прервать, оборвать.
а) сесть, зреть, ходить, брать, гнать, делать, сыпь
б) жалостный, шитый, внук, селение, ход…

Тройная чепуха

 

Правила игры: каждый выбирает букву, которая ему нравится, и старается придумать смешную фразу из трех и более слов таким образом, чтоб каждое слово начиналось с выбранной буквы.

Ультрамариновая устрица уморила усатого удава.

Красный крокодил кидал кривые кактусы к куче коричневых колючих кошек крутя крабовое колекционное колечко.

Синий сурок скинул серый станционный след с сиренневого солнца сушеную, солёную сову словно старый садовый сонный стол, стирающий северную скалистую серу

 

 

Для чего нужен?

Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Например: кнопка

§ для прикрепления бумаги к доске;

§ можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;

§ сдать в металлолом;

§ провести маленький круг (окружность);

§ положить на стол и т. д.

Гвоздь —.., ботинок —.., помидор —.., шнурок —.., одеяло —...

«Какой?», «Какая?», «Какие?»

Уточнение связи прилагательных с существительными. Например: трава — какая она? — Зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная...

Игры на подбор слов

Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Бежит: кто? (человек, собака...); что? (река, ручей, молоко, время).

Идет: кто? (девочка, кошка...); что? (время, дождь, снег, град).

Растет: кто? (ребенок, щенок...); что? (дерево, цветок).

Подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «что делает?», к названиям животных.

Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется.

Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, скачет, грызет.

Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется.

Побеждает тот, кто назовет последним слово-прилагательное.

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Кто?», «Что?»; «Что делает?», «Что делают?»; «Какой?», «Какая?», «Какие?». По определенной лексической теме. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.

 

 

Конец слова за тобой

Взрослый предлагает слог, а дети называют слова начинающиеся с этого слога. Выигрывает то, кто последним назовет слово. Дальше он предлагает слог.

 

Отгадай слово

Выбирают водящего. Он загадывает слово и называет первый слог. Дети подбирают слова пока не отгадают нужное слово. Отгадавший загадывает следующий.

 

Цепочки слов.

Дети стоят образую круг. Один из них первым говорит слово четко по слогам, рядом стоящий должен назвать слово начинающееся с последнего слова только что прозвучавшего. Если ребенок не может назвать слово, слишком долго думает или повторяет уже звучавшее слово он выходит из круга. Дети, вышедшие из круга, наблюдают за ходом игры. В конце все поздравляют победителя.

Голуби – синицы

Игра на внимание, кто больше заметит ошибок в стихотворении.

Прилетели птицы: Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Мухи и стрижи... Лебеди, куницы,

Аисты, вороны, Чибисы, чижи,

Галки, макароны, Галки и стрижи,

Сойки и ужи. Чайки и моржи.

Прилетели птицы: Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Чайки, пеликаны, Палки и стрижи,

Утки, гуси, совы, Бабочки, чижи,

Майки и орланы. Аисты, кукушки,

Ласточки, коровы, Даже совы – сплюшки,

Цапли, соловьи, Лебеди и утки -

Окуни и воробьи. И спасибо шутке!

 

Волшебные прыгалки

 

Дети строятся в две шеренги. Ребенок, исполняющий роль ведущего, произносит какое-нибудь слово, а двое, стоящих впереди шеренги, должны быстро сказать, сколько частей в названном слове, и сделать вперед столько же прыжков, сколько слогов в слове. Воспитатель и остальные дети – жюри. Они отмечают правильность выполняемых действий. Если кто-то из детей неправильно отпрыгал, он должен встать в конец своей шеренги. Те, кто все выполнил точно, переходят в другой конец площадки. Чтобы игра протекала живо, без пауз, на роль ведущих выбирают наиболее смекалистых детей или заранее договариваются с ними, какие слова они будут называть. Ведущих меняют через каждые два – три слова.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: