Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. определяет основную цель России как развитие дружеских отношений и взаимовыгодного сотрудничества со странами региона. При этом имеются в виду как двусторонние, так и многосторонние форматы. Поэтому руководство России выступает за развитие многоплановых отношений с государствами и региональными организациями Ближнего и Среднего Востока. Такой подход объясняется непосредственной близостью данного региона к российским границам, его стратегической значимостью и большим экономическим потенциалом. Учитывается, что в этих странах проживают сотни тысяч выходцев из России, многие из которых сохраняют российское гражданство, и находятся религиозные центры мировых религий. Россия в новое время не воевала против арабских народов, не имела территориальных притязаний и поэтому традиционно пользуется уважением и большим авторитетом на Ближнем Востоке.
Россия прилагает большие усилия по координации позиций и взаимодействия со странами региона в вопросах:
– укрепления безопасности;
– нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
– разоружения и предотвращения гонки вооружений.
Россия поддерживает идею создания здесь зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Она стремится наладить взаимодействие со странами региона в борьбе с международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью, легализацией преступных доходов и незаконным оборотом наркотиков.
Центральное место в политике Москвы на Ближнем и Среднем Востоке составляет поиск путей политического урегулирования арабо-израильского конфликта, ситуации вокруг Афганистана, иранской ядерной проблемы, кризиса в провинции Дарфур в Судане. Россия выступает за единство и территориальную целостность Ирака, причем реальный путь к этой цели, по мнению Москвы, лежит через достижение национального согласия и внутриполитического диалога.
|
Важной вехой в сближении со странами региона стало желание России принять участие в работе Организации Исламская конференция (ОИК), выдвинутое в августе 2003 г. во время визита президента В.В. Путина в Малайзию. В июне 2005 г. Россия получила статус наблюдателя в ОИК. Интенсификация контактов с ОИК на различных уровнях привела к расширению и межгосударственного сотрудничества России со странами Ближнего и Среднего Востока, особенно с Саудовской Аравией, ОАЭ и Катаром.
Все более регулярной становится практика двусторонних и многосторонних политических консультаций со странами Аравийского полуострова по региональным и международным проблемам:
– противодействию международному терроризму;
– ближневосточному урегулированию;
– путям решения проблемы безопасности в Ираке и его социально-экономического восстановления;
– ситуации вокруг Сирии и Ливана;
– иранскому ядерному досье;
– вопросам реформирования ООН и многим другим.
Со многими из этих стран Россию сближают:
– позиции по широкому кругу международных и региональных проблем;
– общее видение нового, более безопасного, стабильного и справедливого миропорядка;
– неприятие всех форм и проявлений международного терроризма;
– утверждение примата международного права и урегулирования существующих конфликтных ситуаций политическими средствами.
|
Особое место на переговорах последнего времени заняла тематика межцивилизационного диалога. Так, в ходе российско-кувейтских переговоров в мае 2006 г. было отмечено, что «Россия и Кувейт в условиях, когда напряженность в межконфессиональных отношениях становится все заметнее в ряде стран и все ощутимее довлеет в международных делах, выступают за продвижение идей взаимопонимания и уважения, укрепление межцивилизационного партнерства».
Российская Федерации в первое десятилетие XXI века значительно активизировала свою политическую активность, связанную с разрешением палестино-израильского конфликта, как и в целом сделала более явным и результативным свое присутствие в делах Ближнего и Среднего Востока. В “Концепции внешней политики Российской Федерации”, принятой в июне 2008 года. подчеркивается: “Россия будет вносить весомый вклад в стабилизацию обстановки на Ближнем востоке, используя свой статус постоянного члена Совета Безопасности ООН и участника квартета международных посредников. Главная цель состоит в мобилизации коллективных усилий для достижения на международно признанной основе всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах, включая создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем. Такое урегулирование должно быть достигнуто с участие и при учете законных интересов всех государств и народов, от которых зависит стабильность в регионе. Российская Федерация выступает за наращивание коллективных усилий на основе взаимного уважения, направленных на содействие прекращению насилия и на достижение политического урегулирования в Ираке путем национального примирения и восстановления полноценной государственности и экономики этой страны”. Подробнее с историей и тд и тп – в лекции номер 18 …