Страны Центрально-Восточной Европы: несостоявшиеся партнеры России.




После распада СССР и окончания «холодной войны» укрепившая свои позиции НАТО решила расширяться за счет своих былых противников – стран Центральной и Юго-Восточной Европы. Правительства США, Германии, Франции, Великобритании к середине 90-х годов пришли к выводу о необходимости включения стран региона в НАТО, что означало бы, по их мнению, укрепление безопасности в Европе и не допущение в будущем восстановления лидирующих позиций России на континенте. На вступлении в НАТО настаивали в первую очередь и сами страны ЦЕВ. В условиях глубокого структурного кризиса экономики, обострения социальных проблем, высокого накала внутриполитической борьбы общей проблемой этих стран в первой половине 90-х годов ХХ столетия являлся высокий потенциал конфликтогенности, обусловленный стремлением национальных меньшинств к политическому самоопределениию. Реальная возможность устранения этих угроз виделась ими в первую очередь в членстве в НАТО, а затем и ЕС После предпринятых в начале 90-х годов попыток решать эту проблему на региональной основе в рамках Вишеградской группы (Чехия, Словакия, Венгрия, Польша), не оправдавших ожидания, они постепенно переориентировались на вступление в НАТО и ЕС, что позволило бы, по их мнению, устранить «вакуум безопасности.»

 октябрь 1991 г. - Венгрия, Польша и Чехословакия обратились к руководству НАТО с предложением о сотрудничестве.

 декабрь 1993 г. - на сессии Совета НАТО была принята программа «Партнёрство во имя мира», все страны Центральной Европы присоединились к этой программе.

 декабрь 1997 г. - подписаны протоколы о принятии Польши, Венгрии и Чехии в число полноправных членов НАТО

 2004 г. - на сессии Совета НАТО членами Альянса также стали Болгария, Румыния, Словакия и Словения.

 1 мая 2004 г. - Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и Словения (а также Латвия, Литва, Эстония) стали полноправными членами ЕС, была решена поставленная ими в начале 90-х гг. задача «возвращения в Европу».

После распада СССР восточноевропейское направление внешней политики не являлось для России приоритетным, т.к. развитие отношений со странами этого региона представляло собой часть общих усилий РФ по налаживанию сотрудничества с европейскими государствами.

Декабрь 1992 г. - А. Козырев (МИД РФ): «Стратегическая задача (внешней политики РФ) на нынешнем этапе – предотвратить превращение Восточной Европы в своего рода буферный пояс, изолирующий нас от Запада. Мы стремимся также к тому, чтобы не допустить вытеснения России из восточноевропейского региона»

Существовал комплекс проблем, который усложнял условия для налаживания отношений между Россией и странами ЦЕВ:

 новые политические элиты, пришедшие к власти в странах ЦЕВ больше не видели в России и странах СНГ своих стратегических партнёров, внешнеполитическая и внешнеэкономическая ориентация на Запад

 финансовые проблемы, связанные с выводом российских войск с территории Польши, Чехословакии и Венгрии, с транзитом российских войск, выводимых из Германии в Россию через территорию Польши

 наследие СССР (Совместное заявление президентов РФ и Польши: «стороны сознают, что сталинский режим причинил страшные страдания, нанёс непоправимый ущерб народам России и Польши»; Договор о сотрудничестве между РФ и Чешословакией (1992 г.): «недопустимость применения силы против Чехословакии в 1968 году и дальнейшего неоправданного пребывания российских войск на чехословацкой территории»; РФ отказалась включать положения об осуждении действий СССР в политические договора с Венгрией и Румынией)

 требование балтийских стран признать то, что они называют оккупацией Советским Союзом прибалтийских государств в 1940—1991 + территориальные споры России с Латвией (Пыталовский район Псковской области — уезд Абрене) и Эстонией (Печорский район Псковской области и правобережье реки Нарва с Ивангородом)

Результат — охлаждение, минимизация политических отношений России и стран ЦЕВ в начале — середине 90-х гг.

Негативный климат отношений РФ со странами региона, недоверие мужду ними подкреплялось жестким противодействием России расширению НАТО на Восток. Нежелание западного альянса и стран ЦВЕ подписать договор, предусматривавший отказ от развертывания тактического ядерного оружия в Центральной и Восточной Европе, а также приближение Североатлантического союза к границам Российской Федерации не могли не встревожить РФ. Поддержка странами региона агрессии НАТО против Югославии свидетельствовала о том, что политическое влияние России в странах региона весьма ограничено.

В начале XXI в. отношения РФ - ЦВЕ обостряли российские опасения ухудшения торгово-экономических связей с ними из-за их вступления в ЕС (не оправдались — с начала 00-х взаимный товарооборот растет)

Начиная с 2003 г. отношения со странами ЦВЕ начинают нормализовываться. Наиболее позитивные и стабильные — с Болгарией, на втором месте — Словакия: расширяются политические контакты, проходят частые встречи на уровне президентов и премьер-министров. Этому в значительной мере способствовал отказ России от «драматизации вступления стран региона в Североатлантический Альянс», хотя она и продолжает по-прежнему считать, что расширение НАТО на Восток – ошибочное решение. Активизация торгово-экономических связей (растет товарооборот, заключаются новые контракты на газовые поставки, происходит сотрудничество в области атомной энергетики).

В странах ЦВЕ наблюдается «очевидный рост понимания необходимости сотрудничества с Россией», однако уровень этого понимания различается в отдельных странах, внутри региона отсутствует общая политика в отношении России.

В «Концепции внешней политики Российской Федерации» заявлено: «Россия открыта для дальнейшего расширения прагматичного, взаимоуважительного сотрудничества с государствами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы с учетом реальной готовности к этому каждого из них».

*Отдельным пунктом — отношения РФ и Польши: с конца 2004 г. происходит нарастание напряженности в результате конфронтационной политики польского руководства. После вступления в ЕС стали уделять особое внимание восточной политике, т.к. пришли к выводу, что влияние Польши в ЕС будет зависеть от её позиций на Востоке. Целью польской восточной политики стало не допустить реинтеграции Украины и Белоруссии с Россией. Другие острые вопросы: размещение Польшей американской системы ПРО, энергетические поставки РФ.

Несмотря на это Польша — крупнейший торговый партнер РФ в регионе. В июне 2010 г. во время своей инаугурации избранный президент Польши Б. Коморовский заявил, что «будет поддерживать начавшийся процесс сближения с Россией.»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: