Российско-американское сближение (1991 - 1995 гг.). Отношения с Соединенными Штатами Америки – ключевая проблема российской внешней политики. Практика показала, что при решении любого мало-мальски важного вопроса с какой-либо страной или группой стран, будь то Китай или Евросоюз или государства постсоветского пространства, Россия сталкивается с необходимостью его урегулирования в контексте отношений со США.
Дезинтеграцию Советского Союза в США расценили как свою безусловную победу в «холодной войне» и успех собственной внешней политики. В России о завершении «холодной войны» говорили как о неизбежном внешнем выражении стремительного процесса российской внутриполитической демократизации. В соответствии с этими подходами строились взаимоотношения двух стран на протяжении последних двух десятилетий.
После распада СССР Соединенные Штаты оставались единственным государством, сохранившим параметры мощи, присущие сверхдержаве. Стремительное изменение геополитической ситуации в конце XX в. обеспечило им лидирующие позиции на мировой арене.
Лидеры новой России объявили о демонтаже наследия «холодной войны». Определенные надежды возлагались на благожелательность руководства США, которое провозгласило курс на деидеологизацию международных отношений, «распространение демократии» в мире, заявило о готовности поддержать молодые демократические государства. Россия в своей внешней политике выбрала линию на сближение с Западом. В России рассчитывали, что США помогут молодой стране занять достойное место в кругу развитых индустриальных демократий.
Отношения России и США улучшились. В апреле 1992 г. с подачи США Россию приняли в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Ей были предоставлены кредиты для проведения рыночных преобразований. Платой за финансово-экономическую поддержку США и подконтрольных им международных финансовых институтов стали:
|
- отказ России от самостоятельной внешней политики в различных регионах мира;
- свертывание отношений с целым рядом традиционных экономических партнеров;
- утрата влиятельной геополитической роли там, где традиционно присутствовал Советский Союз: на Ближнем Востоке, на Кубе, в Северной Корее, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа (проникновение США на освободившееся от российского влияния геополитическое пространство)
В ходе визита Б.Н. Ельцина в США 31 января — 1 февраля 1992 г. состоялось подписание Декларации президентов России и США (Кэмп-Дэвид), подтвердившей окончание «холодной войны». Впервые после долгого периода конфронтации было заявлено, что обе страны впредь «не рассматривают друг друга в качестве противников». Ранее, в 1991 г., уже был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1).
От России требовалось обеспечить контроль над самым большим в мире арсеналом ядерных боеголовок и запасом радиоактивных материалов, пригодных для создания ядерного оружия. Россия и США оставались единственными странами в мире, обладающими сопоставимыми арсеналами стратегического вооружения, что стало важным фактором в определении характера их межгосударственных отношений.
В 1993 г. президентом-демократом Б. Клинтоном устаревшая и финансово затратная концепция «сдерживания», определявшая общий стратегический курс Вашингтона во времена «холодной войны», была официально заменена «стратегией расширения свободного сообщества рыночных демократий». Апогеем российско-американских отношений на этапе преодоления конфронтации стало подписание в Москве 3 января 1993 г. нового Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Предполагалось к 2003 г. сократить ядерные арсеналы на две трети по сравнению с уровнем, предусмотренным договором ОСНВ-1 (1991).
|
К вопросу о демонтаже наследия «холодной войны» с американской стороны относились не столь оптимистично, как в России. США считали целесообразным сохранить систему военно-политических союзов, военного блока НАТО. В России рассчитывали, что с роспуском ОВД НАТО рано или поздно также будет распущена. Из-за усиления недружественного окружения при расширении НАТО на восток, в 1994 г. США предложили Москве компромиссное решение: Североатлантический альянс объявил о готовности распространить на Россию и другие бывшие советские союзные республики приглашение, вслед за странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), войти в программу «Партнерство ради мира». Это должно было стать «промежуточным» вариантом сотрудничества, без предоставления статуса полноправного членства в альянсе. После того, как 20 стран ЦВЕ, включая членов СНГ, присоединились к этой программе, 22 июня 1994 г. их примеру последовала Россия.
Москва, в ответ на обещанную руководством НАТО перспективу развития военного сотрудничества, в очередной раз пошла навстречу США и их союзникам. Она приняла на себя значительные материальные и политические издержки, форсировав вывод своих войск из стран ЦВЕ, Прибалтики. Уход из Европы ударил по национальным интересам России. Дальнейшие шаги США и их союзников разочаровали российское руководство, так как был форсирован процесс расширения НАТО на восток, ускорена подготовка к вступлению в альянс бывших советских республик – трех прибалтийских государств.
|
Произошел перелом во внешней политике США.
Взаимная настороженность (1996-2000 гг.). С приходом в конце 1995 г. нового министра иностранных дел Е. М. Примакова наметились изменения во внешнеполитических ориентирах России. Выступая на одном из заседаний Совета по внешней и оборонной политике, он заявил, что необходимо «контрбалансировать» мировое лидерство США.
Важным шагом на пути к безъядерному миру стало подписание в Нью-Йорке в сентябре 1996 г. Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он стал продолжением Московского договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трех средах, а также Договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия.
27 мая 1997 г. в Париже было подписано отдельное соглашение — Договор об особом партнерстве, Основополагающий акт Россия — НАТО. Был также создан Совет Россия — НАТО. Партнерство России с НАТО свелось на практике к передаче в оперативное руководство НАТО российского батальона, направленного в Югославию для умиротворения конфликтующих сторон.
Применение вооруженных сил НАТО в Центральной Европе рассматривалось российской стороной как нарушение международного права, Устава ООН, а также Основополагающего акта Россия — НАТО. Обе страны начали дистанцироваться друг от друга. Американское руководство снова обвинило Россию в нарушении прав человека в связи с началом контртеррористической операции в Чечне.
В июне 2000 г. в Москве в ходе встречи президентов России и США были подписаны:
- Меморандум о договоренности между РФ и США о создании совместного центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомления о пусках ракет;
- Совместное заявление о принципах стратегической стабильности от 4 июня 2000 г.;
- Совместное заявление об уничтожении каждой из стран 34 т оружейного плутония.
Вместе с тем США пытались договориться с Россией об отмене или модификации Договора о стратегической ПРО, но эти попытки не увенчались успехом, так как Москва не хотела подрывать военно-стратегическую стабильность в мире. Тогда американская сторона выступила с идеей «национальной» ПРО, ссылаясь на новые угрозы со стороны таких стран, как Иран, Ирак, Северная Корея. Внешнеполитический курс США становился все более опасным для ситуации во всем мире. Стало очевидно, что очередной этап двусторонних отношений завершен, и обеим сторонам предстоит существенно скорректировать принципы дальнейшего взаимодействия.
«Прохладный» мир». 2001-2007 гг. В новом тысячелетии смена руководства в США и России ускорила обновление внешнеполитических курсов в каждой из стран. Новая администрация США выдвинула концепцию образующих «ось зла» стран-«изгоев». 13 июня 2002 г. США денонсировали договор по ПРО от 1972 г., мотивируя это необходимостью защиты от стран-«изгоев». Это противоречило российским интересам, поскольку к данному времени Россия уже была лишена прежней единой системы противовоздушной обороны.
В российском руководстве и обществе все в большей степени стало осознаваться в качестве наиболее важной задачи восстановление статуса России как влиятельной мировой державы. Основой смены курса предстояло сделать значительно возросший экономический потенциал страны.
В области внешней политики все усилия руководства страны стали направляться на создание системы многополярного мира и укрепление позиций России на международной арене. Стало понятно, что ставка на США контрпродуктивна и для России единственная возможность сохранить международное влияние и авторитет — переориентация преимущественно на отношения с Европой, с индустриально развитыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также со странами СНГ. Россия и США начали конкурировать в борьбе за влияние на территориях, традиционно воспринимавшихся как сфера российских интересов и находящихся в непосредственной близости от российских границ.
Россия сразу поддержала борьбу с международным терроризмом, поскольку сама столкнулась с его проявлениями на своей территории. В 2001 г. она присоединилась к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, рассчитывая на то, что под понятие «терроризм» удастся подвести и действия чеченских сепаратистов, а значит, снизить накал критики Запада. Было принято совместное заявление президента Российской Федерации В.В. Путина и президента Соединенных Штатов Америки Дж. Буша-младшего о новых отношениях между Россией и США от 13 ноября 2001 г. В 2002 г. начал работать Совет Россия — НАТО. В совместной Декларации о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, подписанной двумя президентами 24 мая 2002 г., было признано наличие общих угроз. Однако уже весной 2003 г., несмотря на возражения России и некоторых стран Европы, США осуществили вооруженную интервенцию в Ирак и свергли режим С. Хусейна.
Операции США и их союзников против Югославии и Ирака вызвали в России замешательство по поводу перспектив стратегических отношений. Более того, в 2004 г. Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария, несмотря на возражения России, были приняты в НАТО. В конце 2004 г. в российско-американских отношениях наступило «похолодание», связанное с событиями в Украине, Грузии, а затем и в Киргизии («цветные революции»). Борьба за влияние между Россией и США охватила все постсоветское пространство. В 2004 г. было объявлено, что в целях эффективности национальной системы ПРО США ее передовые элементы будут размещены за пределами Американского континента. МИД России заявил, что американская система ПРО объективно создает потенциал, способный нанести ущерб российской безопасности.
Опасения усилились в 2006 г., когда США объявили о планах размещения передовых элементов национальной системы ПРО США на территории Европы, вблизи границ России. Польша, Чехия и Венгрия выразили готовность разместить у себя противоракетные комплексы для «защиты Европы от северокорейских и иранских ракет».
В начале 2007 г. между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. Сразу после этого, 10 февраля 2007 г., на Мюнхенской конференции по безопасности президент РФ В.В. Путин выступил с жесткой критикой внешней политики США. Он заявил, что в качестве ответного шага Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. В июле того же года после отказа других участников поддержать российские требования президент России подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружениях в Европе и связанных с ним международных договоров».
Расходы на размещение элементов национальной ПРО в Европе были включены в бюджет США 2008 г. Выступая в этой связи в сенатском комитете по ассигнованиям, министр обороны Роберт Гейтс подчеркнул, что причинами, по которым США должны развивать свои вооруженные силы, состоят:
а) в ускорившейся модернизации российской армии;
б) в расширении использования Россией космоса в военных целях.