НАТО (Организация Североатлантического Договора) – основана как чисто оборонительная организация на базе Североатлантического договора, подписанного в Вашингтоне 4 апреля 1949 представителями правительств США, Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Канады, Италии, Португалии, Норвегии, Дании, Исландии; в 1952 присоединились Греция и Турция, в 1955 — ФРГ. На сегодняшний день количество стран-членов НАТО составляет 28.
Окончание «холодной войны» и ликвидация угрозы военного столкновения в Европе в связи с распадом ОВД и СССР привело страны НАТО к выводу о необходимости трансформировать НАТО с переносом акцентов в ее деятельности с военного компонента на политический, обновив ее цели и функции, стратегическую концепцию и политическое лицо. Трансформационные процессы в НАТО начались еще в 1990 г. С тех пор НАТО принял 3 новых стратегических концепции – 1991года, 1999года и 2010г, которые были направлены на приспособление Альянса к новым условиям реальности, в которой он находился. Летом 1990 года альянс принял решение об открытии при штаб-квартире НАТО дипломатических миссий связи восточноевропейских стран. 20 декабря 1991 года НАТО вместе с 9 странами ЦВЕ учредила Совет североатлантического сотрудничества (ССАС) консультативный орган, в рамках которого предполагалось согласовывать программы сотрудничества со странами бывшего ОВД.
Программа “Партнерство ради мира”, официально принятая на сессии Совета альянса в Брюсселе 10-11 января 1994 года, фактически открыла двери для вступления в НАТО некоторым странам ЦВЕ. В 1994-1995гг. присоединение к программе ПРМ шло очень активно и быстрыми темпами. Украина и Россия присоединились к ПРМ в 1994г. и 1995г. Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Венгрия Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Туркменистан, Узбекистан, Финляндия, Чехия, Швеция, Эстония, Белоруссия, Австрия и Мальта присоединились к программе ПРМ в январе, феврале и апреле 1995 г., доведя общее число партнеров до 26.
|
Важной составляющей расширения НАТО на восток явилось увеличение численного состава членов Альянса, достигнутое путем поэтапного принятия в него вначале Польши, Чехии и Венгрии, а затем прибалтийских государств. Последнее расширение НАТО произошло в 2009 году, когда к Альянсу присоединились Албания и Хорватия. Спорным является вопрос о присоединении Грузии и Украины к Альянсу. Лидеры НАТО заявили, что перспектива присоединения этих двух стран к Альянсу в будущем не исключена. Сотрудничество между НАТО и Украиной проходит в рамках Комиссии НАТО и Украина (проблема - с момента избрания на пост президента Виктора Януковича Украина не стремится к членству в Североатлантическом союзе). Сотрудничество между НАТО и Грузией также проходит в рамках Комиссии НАТО-Грузия (озабоченность конфликтом Грузии с Россией, на данный момент НАТО и Грузия активно сотрудничают в области демократических и институциональных реформ, а также военной реформы, чтобы подготовить Грузию со временем к членству в Североатлантическом союзе).
Положения о дальнейшем расширении членского состава НАТО зафиксировано в Стратегической концепции 1999 г. и Стратегической концепция 2010г. Расширение НАТО опасно тем, что будущая архитектура безопасности может быть сведена к натоцентристской схеме, в которой роль ОБСЕ будет принижена, а Россия отстранена от общеевропейских процессов. Расширение Альянса ставит на повестку дня вопрос о характере взаимодействия России и НАТО в процессе территориального и глобального расширения этой организации.
|
Отношение России к расширению НАТО: Россия вначале очень позитивно восприняла программу “Партнерство ради мира”, охотно присоединилась к ней. В 1993 г. в «докладе Примакова» идея вхождения России в НАТО была подвергнута концептуальной ревизии. В мае 1997 г. Е.М. Примаков обозначил западные границы трех прибалтийских государств в качестве “красной линии”, за которой расширение НАТО может повлечь за собой коренной пересмотр Россией своих отношений с альянсом. Главным стал вопрос: Для чего расширяется Альянс и какие цели он при этом преследует? Последовало отрицательное отношение России к расширению НАТО. Это указано во внешнеполитической доктрине РФ 2008г. и Стратегии национальной безопасности РФ до 2020г.
Формы взаимоотношений Россия-НАТО: Совет Россия-НАТО, созданный в 2002 г. на базе Основополагающего акта Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года. СРН был учрежден в соответствии с Римской декларацией 2002 г. «Отношения Россия-НАТО: новое качество», основанной на целях и принципах Основополагающего акта 1997 г. СРН призван служить главной структурой и форумом для сотрудничества между Россией и НАТО.
Направления сотрудничества России и НАТО в рамках Совета Россия-НАТО: борьба с терроризмом и пиратством, антикризисное регулирование, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетная оборона театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военная реформа и гражданские чрезвычайные ситуации.
|
Геополитические последствия расширения НАТО на восток: Приближение НАТО к границам России; НАТО стал позиционироваться в качестве гаранта стабильности и безопасности на европейском континенте; Военная опасность подошла непосредственно к границам РФ; Подверглись ревизии устои международного порядка, в рамках которого РФ строила свою международную безопасность и участвовала в международной жизни планеты.
Саммит НАТО в Лиссабоне 19-20 ноября 2010г.: Была принята Стратегическая концепция НАТО 2010 г, в ней впервые было отмечено, что НАТО не является угрозой для России и что Альянс стремиться развивать партнерские отношения с Россией. Дмитрий Медведев присутствовал на саммите. Россия согласилась участвовать на равноправной основе в создании европейской системы ПРО. Россия дала согласие на транзит грузов в Афганистан и заявила о готовности продолжать сотрудничество по борьбе с наркотрафиком из Афганистана. Дмитрий Медведев заявил, что Россия готова и к более тесному сотрудничеству с Североатлантическим альянсом.