Методические рекомендации для обучающихся по освоению дисциплины




Методические указания по изучению теоретического материала дисциплины:

Программа учебной дисциплины «Актуальные проблемы административного права и процесса» для заочной формы обучения (срок обучения – 2 г. и 5 мес.) состоит из шести тем: 1. Общетеоретические проблемы административного права; 2. Проблемы управленческого права, административного процесса, процедур и регламентов; 3. Проблемы административной ответственности; 4. Проблемы административно-правового регулирования экономики, финансов, банковской деятельности, налогообложения; 5. Проблемы административно-правового обеспечения законности; 6. Нетрадиционные научные подходы к пониманию административного права и процесса.

При изучении темы 1 необходимо уяснить особенности формирования и развития предмета правового регулирования административного права. Обратить внимание на содержание и структуру механизма административно-правового регулирования, знать различные точки зрения ученых по данному вопросу. Изучить теоретические походы к определению роли и значения норм административного права и в регулировании публичных правоотношений, их научной классификации.

При изучении темы 2 следует уяснить современные концептуальные подходы к определению предмета управленческого административного права и административного процесса, проанализировать множественность методов административно-правового и административно-процессуального регулирования, уяснить сущность и содержание норм административного права и процесса в механизме правового регулирования, особенности их систематизации и специализации. Следует обратить внимание на изучение проблем классификации и соотношения источников административного права и процесса, построения системы административного права, особенности классификации административных и административно-процессуальных правоотношений.

При изучении темы 3 необходимо проанализировать и изучить основные подходы к пониманию проблем административной ответственности, ее понятие и принципы. Обратить внимание на основание административной ответственности, состав административного правонарушения. Иметь представление об основных проблемах квалификации административных правонарушений.

При изучении темы 4 следует обратить пристальное внимание на состояние реформы государственного управления в России, ее особенности, направления и актуальные проблемы. Следует обратить внимание на изучение проблем совершенствования организационной структуры исполнительной власти, компетенции органов исполнительной власти, правовых механизмов повышения эффективности государственного управления в сфере экономики, финансов, банковской деятельности, налогообложения.

При изучении темы 5 следует изучить проблемы административно-правового обеспечения законности в государственном управлении. Уяснить особенности реализации принципа законности в административном процессе, различных видах административного производства и административных процедур. Необходимо уделить внимание вопросам контроля и надзора в области обеспечения законности.

При изучении темы 6 необходимо изучить нетрадиционные научные подходы к пониманию административного права и процесса. Обратить внимание на особенности инструментального и интегративного подходов в понимании административно-правовых явлений. Изучить особенности исполнительно-административного и судебно-административного процесса, их понятие, основные черты, структуру.

Принимая во внимание, что система, структура и компетенция многих органов исполнительной власти постоянно меняются, необходимо постоянно изучать действующее законодательство, знакомиться с научными статьями, опубликованными в периодических изданиях и иных источниках, в том числе и интернете.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия, и предполагает самостоятельное изучение и систематизацию официальных государственных документов с использованием информационно-поисковых систем «Консультант-плюс», «Гарант», глобальной сети «Интернет»; а также самостоятельный поиск и изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации.

Методические указания по самостоятельной подготовке к семинарским занятиям:

При подготовке к семинарским занятиям предлагается самостоятельно выполнить различные типы заданий. При подготовке выступлений, эссе рекомендуется соблюдать следующий алгоритм действий: внимательно ознакомиться с содержанием вопроса, при этом найти и сформулировать существенные условия решения научно-практической задачи; определить теоретические источники и нормативные правовые акты, которые регулируют указанные в задаче общественные отношения; найти и проанализировать правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, применительно к конкретной ситуации; сформулировать решение задачи в соответствии с поставленными вопросами, делая ссылки на статьи нормативных правовых актов.

Задания на обобщение теоретического материала включают в себя задания на установление соответствия; задания, предполагающие иллюстрацию примерами теоретических положений; задания, предполагающие проведение сравнительного анализа, выявления общих черт или особенностей определенных явлений; задания на систематизацию материала путем заполнения таблиц, составления схем и т.п.; задания, предполагающие формулировкуна основе приобретенных знаний собственных суждений и аргументов по определенным проблемам муниципального права; задания, предполагающие подготовку эссе, доклада, реферата, презентации. Выполнение заданий данного вида необходимо начинать с изучения или повторения теоретических положений соответствующей темы. Следует внимательно ознакомиться с предлагаемым заданием и уяснить поставленные в нем вопросы, правильно определить форму ответа.

При выполнении заданий на установление соответствия следует знать, что в данном случае, как правило, требуется правильное определение видовой принадлежности предлагаемых примеров. Поэтому особое внимание следует уделить усвоению теоретических положений, являющихся залогом правильного выполнения задания.

При выполнении заданий, предполагающих иллюстрацию примерами теоретических положений, следует помнить, что пример – это факт, конкретный случай, который приводится с целью пояснения, освещения, иллюстрации или в качестве доказательства какого-либо тезиса. Поэтому в качестве примеров недопустимо использование теоретических положений, уточняющих или дополняющих рассматриваемое явление.

При выполнении заданий, предполагающих проведение сравнительного анализа, выявления общих черт или особенностей определенных явлений, ответ, как правило, представляется в виде таблицы либо краткой записи. В любом случае требуются краткие, емкие, четкие формулировки, указывающие на общие черты или особенности определенных явлений. В данном случае также недопустимо использование в качестве ответа объемных теоретических положений.

При выполнении задания на систематизацию материала путем заполнения таблиц, составления схем и т.п., следует помнить, что таблица – это способ структурирования данных. Поэтому при заполнении таблицы не допускается прямое цитирование текста, записи должны быть краткими, но в тоже время должны содержать основные сведения о рассматриваемых явлениях. Схема – это изложение, изображение, чего-либо в общих чертах, на которых в виде условных обозначений показаны составные части некоторой системы и связи между ними. Исходя из этого, выполняя задание на составление определенной схемы, следует продумать ее четкое графическое выражение, отражающее необходимые связи и взаимозависимость между элементами. Схема не должна быть перегружена текстом.

При выполнении заданий, предполагающих формулировкуна основе приобретенных знаний собственных суждений и аргументов по определенным проблемам, следует обратить внимание на следующие моменты: суждение – это мнение, заключение, выражающее отношение говорящего к содержанию теоретического положения и связанное с убеждением или сомнением в его истинности или ложности; аргумент – это логический довод, служащий основанием доказательства определенного положения, суждения. Если задание требует и формулировку суждения, и приведение аргументации, то суждение должно стоять на первом месте, так как аргументы, как правило, приводятся в качестве доказательств, опровергающих или подтверждающих суждение. В ответе недопустима подмена суждений и аргументации объемными теоретическими положениями.

Цель написания эссе состоит в формировании умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спорные) проблемы. Написание эссе предполагает работу в спокойной обстановке, когда есть возможность еще раз просмотреть учебную и научную литературу, сопоставить знания, полученные в разных частях курса, привлечь дополнительные источники информации. При написании эссе следует стремиться создать максимально сжатый текст, затрагивающий, однако, все основные аспекты проблемы. Рекомендуемый размер эссе – 2-3 машинописных страницы.

Выступление необходимо строить по определенной схеме, что позволит логично, взаимосвязанно, кратко и убедительно изложить результат. Время Выступления до 10 минут. Сначала должно прозвучать название работы и фамилии авторов. Далее следует введение. В этой части необходимо обосновать актуальность изучения темы. Далее следует основная часть, в которой необходимо раскрыть теоретические и практические аспекты вопроса. В заключении необходимо сделать выводы. После доклада необходимо быть готовым ответить на вопросы слушателей.

Возможно сопровождение выступления презентацией. При подготовке презентаций соблюдайте единый строгий стиль оформления слайдов. В тексте используйте короткие слова и предложения. Для выделения информации следует использовать заливку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы.

Тест – это стандартное задание, цель которого определение уровня знаний обучающегося по определенной теме. Выполняя тестовое задание, следует внимательно читать предлагаемые варианты ответов и соотносить их с поставленным вопросом. Залог успешного выполнения тестов – прочные теоретические знания по изучаемой теме.

Методические указания по написанию курсовой работы:

Обучающиеся по заочной форме выполняют курсовую работу. Написание курсовой работы – это самостоятельный, творческий и исследовательский процесс. Подготовка курсовой работы включает в себя ряд этапов:

1) Выбор и согласование темы курсовой работы с научным руководителем. Тема курсовой работы может быть выбрана обучающимся из числа тем, предложенных в настоящих методических указаниях. Рекомендуется определение темы курсовой работы в рамках научно-исследовательской работы по подготовке магистерской диссертации. Тема утверждается преподавателем. Не допускается самовольное изменение темы, утвержденной научным руководителем.

2) Составление плана курсовой работы. Как правило, курсовая работа включает в себя две главы, которые делятся на параграфы. Оптимальное количество структурных единиц при требуемом объеме курсовой работы – 4-6 параграфов.

3) Составление списка использованных источников. Общее количество источников, используемых при подготовке курсовой работы, должно составлять не менее 25 наименований (нормативные правовые акты, официальные документы, учебники, монографии, статьи, юридическая практика, материалы Интернет-ресурсов). Обязательно должны присутствовать результаты современных научных исследований в виде научных статей и монографий за последние пять лет (не менее 1/5 от общего числа источников).

4) Подготовка чернового варианта работы. Начинать подготовку исследования рекомендуется с обоснования необходимости ее изучения (актуальность темы), выявления объекта и предмета, постановки цели и задач исследования (соответствуют параграфам). Каждый из параграфов курсовой работы раскрывает отдельный аспект темы и должен представлять собой полноценное исследование, в рамках которого автор анализирует существующие точки зрения, факты общественной жизни, нормативные акты и делает самостоятельные аргументированные выводы. Работа, представляющая собой перечисление существующих точек зрения без самостоятельных выводов автора, не может претендовать на высокую оценку. Не допускается написание параграфа курсовой работы на базе одного источника (учебника или научной статьи). Категорически не допускаются некорректные заимствования: косвенное цитирование без указания автора в сноске, прямая цитата без кавычек и сноски, неверное указание автора, названия или страницы в сноске, пересказ «своими словами» результатов чужого научного исследования без указания авторства, заимствование текста научного исследования (например, статьи) целиком вместе со сносками в качестве параграфа (главы) курсовой работы (плагиат). Чистовой вариант курсовой работы проверяется через систему выявления плагиата. Работа, содержащая некорректные заимствования, к защите не допускается. После того, как подготовлен основной текст работы, необходимо вернуться к введению, скорректировать, если это необходимо, актуальность, цель, задачи исследования, обобщить использованные методы, теоретическую и эмпирическую базу исследования. Обучающийся должен оценить, все ли поставленные задачи исследования им выполнены, сформулировать основные итоги (результаты, выводы) и обобщить их в качестве заключения. Текст курсовой работы со сносками («черновой вариант») представляется научному руководителю в установленные сроки. При подготовке окончательного варианта курсовой работы необходимо учесть все замечания научного руководителя.

5) Оформление курсовой работы в соответствии с требованиями. С правилами оформления текста курсовой работы рекомендуется ознакомиться до начала подготовки чернового варианта исследования. Окончательный вариант курсовой работы оформляется в соответствии с указанными в настоящем издании требованиями, прошивается в папку и представляется научному руководителю для отзыва. Помимо печатного варианта, исследование также предоставляется и в электронном варианте. Работа, оформленная с нарушением установленных требований, на проверку не принимается.

6) Написание отзыва на курсовую работу научным руководителем. Научный руководитель готовит отзыв на курсовую работу в соответствии с критериями оценки уровня сформированности компетенций и передает обучающемуся для ознакомления. Результат отзыва может заключаться в одном из трех положений: А) Курсовая работа соответствует требованиям и может быть допущена к защите. В этом случае обучающийся готовится к устной защите в установленные сроки. Б) Курсовая работа соответствует требованиям с замечаниями и может быть допущена к защите в случае их устранения. Данный результат оценки означает, что работа содержит ошибки в оформлении работы или отдельные замечания по тексту работы. Обучающийся в установленные научным руководителем сроки исправляет недостатки, представляет работу научному руководителю и готовится к публичной защите. В) Курсовая работа не соответствует требованиям и не может быть допущена к защите. Данный результат означает, что работа: – выполнена несамостоятельно (использована готовая работа из сети «Интернет» или ранее выполненная на кафедре или в другом образовательном учреждении); – работа содержит некорректные заимствования; – работа носит исключительно компилятивный характер и не содержит авторских выводов; – работа выполнена на основании недостаточного круга источников либо только на основании учебной литературы; – работа содержит существенные замечания по оформлению. В первых двух случаях по усмотрению научного руководителя обучающемуся может быть заменена тема курсового исследования. Обучающийся устраняет все недостатки (готовит работу по новой теме) и повторно представляет работу научному руководителю в установленные сроки.

7) Публичная защита курсовой работы. Дата защиты согласовывается научным руководителем и вносится в расписание занятий. Защита носит публичный характер, допускается присутствие обучающихся других групп, преподавателей, представителей администрации вуза.

При подготовке курсовой работы обучающийся должен руководствоваться графиком проведения курсового исследования, согласованным с научным руководителем, и представлять материалы строго в установленные сроки.

 

6. Задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности.

Учебные дисциплины профессионального цикла ориентированы на формирование и развитие компетенций профессиональной деятельности, к которой готовятся обучающиеся, поэтому освоение дисциплины предполагает выполнение заданий, позволяющих сформировать соответствующие компетенции.

1. Типовые задания, позволяющие сформировать ОК-2, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5:

На основе анализа правоприменительной практики по теме научного исследования подготовьте примеры, связанные с:

– нарушением или оспариванием прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (по КАС РФ);

– защитой личности, охраной прав и свобод человека и гражданина, охраной здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защитой общественной нравственности, охраной окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защитой законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждением административных правонарушений (по КоАП РФ).

Подготовьте правовое заключение с аргументированием правовой позиции по делу со стороны должностного лица, осуществляющего административное производство (задание 1), производство по делу об административном правонарушении (задание 2).

2. Типовые задания, позволяющие сформировать ОК-2, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10:

– проанализируйте состояние действующего законодательства и подзаконного нормативного регулирования по теме научного исследования;

– определите наиболее вероятные риски коррупционного и иного противоправного поведения участников правоотношений в рамках темы научного исследования;

-подготовьте предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования общественных отношений по теме научного исследования;

– разработайте примерную структуру нормативного правового акта (правового акта управления) по теме научного исследования;

– подготовьте проект аналитической записки с обоснование актуальности, обоснованности и эффективности предлагаемого нормативного правового акта (правового акта управления) по теме научного исследования.

 

7. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

1. Актуальные проблемы административного права и процесса: Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки – 40.04.01«Юриспруденция» (профиль – юрист в сфере государственного управления; квалификация (степень) выпускника – магистр) – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2019.

2. Методические указания по выполнению курсовых работ по дисциплинам: «Актуальные проблемы административного права и процесса», «Административно-процедурная деятельность органов исполнительной власти», «Административная юрисдикция», «Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации» по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция, квалификация выпускника (степень) – магистр, направленность (профиль) – юрист в сфере государственного управления. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2019.

 

8. Фонд оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

С целью максимального приближения системы оценки и контроля компетенций обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности для оценки качества фондов оценочных средств, формирования критериев оценивания компетенций и (или) осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине кроме преподавателей, задействованных в преподавании дисциплины, в качестве внешних экспертов могут привлекаться работодатели (представители заинтересованных организаций), а также преподаватели, читающие смежные дисциплины.

 

8.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования
в процессе освоения дисциплины

Компетенции Этапы формирования компетенций (наименование тем)
Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6
ОК-2 + + + + + +
ПК-2   + +      
ПК-3   + + + +  
ПК-4   + + + +  
ПК-5     +   +  
ПК-6   +     +  
ПК-8   +     +  
ПК-9 + +   +   +
ПК-10 + +   + + +


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: