8.3.2. Примерные вопросы для подготовки к экзамену




1. Взаимосвязь камералистики, полицейского права и административного права с развитием государственно-управленческой деятельности и юридической мысли.

2. Возникновение административно-правовой науки.

3. Условия формирования и развития административного права и процесса.

4. Этапы развития административно-правовой науки.

5. Генезис административного права в европейских странах в XIX в.

6. Административно-правовая наука в России (дореволюционный период)

7. Развитие административного права и процесса в советский период.

8. Дифференциация отношений, включаемых в предмет административного права

9. Общее и особенное в содержании предмета административного права и административного процесса.

10. Метод административно-правового и административно-процессуального регулирования.

11. Классификация норм административного права и процесса.

12. Особенности норм административного права.

13. Действие норм административного права.

14. Классификация источников административного права и процесса.

15. Формы источников административного права.

16. Система административного права: подотрасли и институты.

17. Соотношение системы административного права с системой административного законодательства.

18. Система административно-процессуального права.

19. Систематизация норм административного права: виды систематизации.

20. Задачи в сфере систематизации норм административного права и процесса.

21. Особенности административных и административно-процессуальных правоотношений.

22. Классификация административных и административно-процессуальных правоотношений.

23. Виды коллективных субъектов административного права и процесса.

24. Юридическое лицо публичного права.

25. Виды индивидуальных субъектов административного права и процесса.

26. Правовые режимы в административном праве: понятие, виды, соотношение с другими институтами административного права.

27. Доктрина административного права и процесса.

28. Актуальные проблемы (направления) административно-правовой и административно-процессуальной доктрины.

29. Конституционные основы административного права и процесса.

30. Принципы административного права и процесса.

31. Законность и юридическое равенство как принципы административного права.

32. Гуманизм, признание (приоритет) прав и свобод человека и гражданина как принципы административного права.

33. Приоритет публичных интересов и эффективность управления как принципы административного права.

34. Демократизм и ответственность как принципы административного права.

35. Разделение властей, федерализм и единство исполнительной власти как принципы административного права.

36. Управление по усмотрению (административная дискреция) и целесообразность (эффективность) в административном праве.

37. Влияние государственной политики в сфере управления (система стратегического планирования в Российской Федерации) на формирование доктрины административного права и процесса.

38. Совершенствование организационно-правовых форм органов исполнительной власти. Понятие, структура, виды компетенции субъектов, наделенных публичными полномочиями, проблемы ее оптимизации.

39. Актуальные проблемы совершенствования института государственной службы и управления государственной службой.

40. Актуальные проблемы обеспечения законности в сфере государственного управления.

41. Актуальные проблемы административно-правовой доктрины в сфере административного принуждения и административной ответственности.

42. Понятие и признаки современной административной реформы.

43. Причины и условия, влияющие на характер современной административной реформы.

44. Направления и методы проведения современной административной реформы.

45. Виды и этапы современной административной реформы.

46. Опыт проведения современных административных реформ в зарубежных странах.

47. Административная реформа в Великобритании и Новой Зеландии.

48. Административная реформа в США.

49. Административная реформа во Франции.

50. Административная реформа в Германии.

51. Административные реформы в истории Российского государства: основные исторические закономерности.

52. Основные черты административной реформы Петра 1 (коллежская реформа).

53. Основные черты административной реформы Александра 1 (министерская реформа).

54. Попытка административной реформы в СССР (административная децентрализация Н.С. Хрущева).

55. Организация исполнительной власти и государственной службы в России.

56. Органы публичного управления в современной России как объект и субъект административной реформы.

57. Особенности причин и условий проведения современной административной реформы в России.

58. Концепция административной реформы в России: разработка и реализация.

59. Этапы проведения административной реформы в России (2003 – 2014 гг.).

60. Цели и основные объекты реформирования системы государственного управления.

61. Характеристика основных направлений административной реформы в России.

62. Механизмы управления проведением административной реформы в России.

63. Реформирование статуса Правительства Российской Федерации в 2004 г. и 2008 г.

64. Реформирование системы федеральных органов исполнительной власти (2004 г.).

65. Повышение эффективности реализации административных функций государства.

66. Управление (бюджетирование), ориентированное на результат, стратегическое планирование.

67. Повышение качества и обеспечение доступности государственных услуг.

68. Взаимодействие исполнительной власти и гражданского общества.

69. Электронное правительство как направление административной реформы.

70. Противодействие коррупции в системе исполнительной власти.

71. Современный этап проведения административной реформы: особенности и перспективы реализации.

72. Процессуальные нормы в административном праве.

73. Административно-процессуальная деятельность: понятие и виды.

74. Актуальные направления систематизации норм административного процессуального права.

75. Принципы административного процесса и административных производств.

76. Актуальные проблемы административного процесса.

77. Административный процесс как разновидность юридического процесса: широкое и узкое понимание.

78. Административный процесс, административное производство, административная процедура: понятие и взаимосвязь.

79. Актуальные проблемы развития административно-юрисдикционных производств.

80. Административные процедуры в Российской Федерации: понятие, виды, регламентация и необходимость законодательного регулирования.

81. Административная юстиция: понятие, сравнительная характеристика основных моделей.

82. Административное судопроизводство в РФ: виды и основные процессуальные особенности подсудности при рассмотрении различных категорий административных дел.

 

8.3.2. Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Раскройте инструментальный подход в административном праве: проблемы и перспективы применения.

2. Опишите интегративный подход и его реализация в административном праве.

3. Охарактеризуйте предмет административного права с позиции инструментального подхода.

4. Дайте классификацию административно-правовых отношений с позиции инструментального подхода.

5. Опишите предмет административного права с позиции интегративного подхода.

6. Дайте классификацию административно-правовых отношений с позиции интегративного подхода.

7. Опишите государственное управление как основную категорию административного права (определение, признаки, соотношение со смежными юридическими категориями).

8. Охарактеризуйте соотношение системы государственного управления и системы органов исполнительной власти.

9. Дайте определение исполнительной власти в механизме разделения властей (сущность, правовые особенности, система, правовые принципы организации).

10. Охарактеризуйте дифференциацию отношений, составляющих предмет административного права.

11. Назовите и раскройте основные концепции предмета административно-процессуального права.

12. Проанализируйте множественность методов административно-правового и административно-процессуального регулирования.

13. Раскройте действие норм административного права и административно-процессуального права в механизме правового регулирования.

14. Проанализируйте актуальные проблемы классификации и соотношения источников административного права и процесса.

15. Дайте характеристику системе административного права (теоретические модели и соотношение с системой административного законодательства).

16. Назовите основные направления систематизации и специализации материальных и процессуальных норм в сфере административно-правового регулирования.

17. Раскройте основные проблемы систематизации законодательства РФ в сфере административной ответственности.

18. Назовите особенности и классифицируйте административные и административно-процессуальные правоотношения.

19. Опишите виды и дайте общую характеристику коллективных субъектов административного права и процесса.

20. Раскройте понятие и охарактеризуйте виды юридического лица публичного права.

21. Раскройте понятие и охарактеризуйте виды органа исполнительной власти как субъекта административного права.

22. Раскройте понятие и охарактеризуйте виды индивидуальных субъектов административного права и процесса.

23. Назовите актуальные проблемы совершенствования института государственной службы и управления государственной службой.

24. Охарактеризуйте правовой статус государственного служащего: понятие, структура, основные проблемы его совершенствования.

25. Раскройте актуальные направления административно-правовой доктрины.

26. Проанализируйте конституционные основы административного права и процесса.

27. Опишите понятие и правовое значение принципов административного права.

28. Дайте определение законности и юридического равенства как принципов административного права.

29. Дайте определение гуманизма, признания (приоритета) прав и свобод человека и гражданина как принципов административного права.

30. Дайте определение приоритета публичных интересов и эффективности управления как принципов административного права.

31. Дайте определение демократизма и ответственности как принципов административного права.

32. Дайте определение разделению властей, федерализма и единства исполнительной власти как принципов административного права.

33. Управление по усмотрению (административная дискреция) и целесообразность (эффективность) в административном праве.

34. Раскройте принципы административно-процессуального права.

35. Назовите предпосылки, цели, направления и методы проведения современной административной реформы в России и в зарубежных странах.

36. Охарактеризуйте основные направления совершенствования организационно-правовых форм органов исполнительной власти.

37. Раскройте понятие, структуру, виды компетенции субъектов, наделенных публичными полномочиями, проблемы ее оптимизации.

38. Охарактеризуйте процессы регламентации исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

39. Раскройте принцип управления по результатам и стратегическое планирование как правовые механизмы повышения эффективности государственного управления.

40. Назовите возможные пути решения проблем повышения качества и обеспечения доступности государственных услуг.

41. Назовите возможные пути решения проблем повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и институтов гражданского общества.

42. Назовите возможные пути решения проблем обеспечения открытости государственного управления, становления принципов электронного правительства.

43. Раскройте правовые основы регулирования контрольной (надзорной) деятельности государственной администрации.

44. Назовите возможные пути решения проблем противодействия коррупции в сфере государственного управления.

45. Дайте общую характеристику административной ответственности в системе мер административного принуждения.

46. Назовите актуальные проблемы совершенствования законодательства в сфере административной ответственности.

47. Раскройте правовые режимы в административном праве (понятие, виды, соотношение с другими институтами административного права).

48. Опишите значение специальных административно-правовых режимов в системе административно-правового регулирования.

49. Охарактеризуйте административный процесс как разновидность юридического процесса.

50. Раскройте понятие и взаимосвязь административного процесса, административного производства, административной процедуры.

51. Назовите актуальные проблемы развития административно-юрисдикционных производств.

52. Охарактеризуйте административные процедуры в Российской Федерации: понятие, виды, регламентация и необходимость законодательного регулирования.

53. Раскройте понятие и дайте сравнительную характеристику основных моделей административной юстиции.

54. Опишите современное состояние административного судопроизводства в РФ: виды и основные процессуальные особенности подсудности при рассмотрении различных категорий административных дел.

55. Назовите актуальные проблемы обеспечения законности в сфере государственного управления.

56. Раскройте понятие и виды административного принуждения.

57. Назовите понятие, признаки, функции и структуру административной ответственности.

58. Назовите основания установления и применения административной ответственности.

59. Раскройте понятие стадии в производстве по делам об административных правонарушениях.

60. Раскройте понятие и виды оснований административной ответственности.

61. Назовите нормативные основания административной ответственности. Раскройте основные этапы развития законодательства об административной ответственности.

62. Назовите условия административной ответственности.

63. Раскройте понятие состава правонарушения, элементы и признаки составов, их виды составов.

64. Назовите особенности административной ответственности несовершеннолетних.

65. Раскройте понятие и виды субъектов административной ответственности.

66. Назовите особенности административной ответственности должностных лиц.

67. Раскройте особенности административной ответственности юридических лиц.

68. Раскройте особенности административной ответственности военнослужащих.

69. Раскройте особенности административной ответственности иностранных граждан.

70. Раскройте понятие и цели административных наказаний.

71. Раскройте систему и виды административных наказаний.

72. Раскройте правила назначения административных наказаний.

73. Назовите основания освобождения от административной ответственности.

74. Назовите понятие и отличительные особенности производства по делам об административных правонарушениях (обычное, непротокольное производство, производство по делам об административных правонарушениях в арбитражных судах).

75. Охарактеризуйте участников производства по делам об административных правонарушениях, их процессуальную правосубъектность.

76. Раскройте понятия доказательства и доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях.

77. Раскройте подведомственность дел в производстве по делам об административных правонарушениях и ее виды.

78. Охарактеризуйте порядок осуществления правовая помощь по делам об административных правонарушениях.

79. Раскройте меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, ограничивающие право на свободу и личную неприкосновенность.

80. Раскройте систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

 

8.3.3. Примерные практические задания, включаемые в билеты для экзамена

1. Президент Российской Федерации в рамках своего ежегодного послания Федеральному Собранию Российской Федерации в декабре 2014 г. поручил Правительству Российской Федерации сократить темпы инфляции в стране на уровне не более 4 % до октября 2015 года включительно.

13 октября 2015 года Президент Российской Федерации председательствовал на заседании Правительства РФ и заслушал доклады Председателя Правительства Российской Федерации, Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, а также Министра экономического развития Российской Федерации. Из содержания текста докладов следовало, что снизить темпы инфляции в Российской Федерации Правительству Российской Федерации не удалось и к октябрю 2015 года инфляция составила более 10 %.

Президент Российской Федерации задал несколько вопросов членам Правительства относительно причин невыполнения своего поручения. Председатель Правительства Российской Федерации ответил, что поручение официальным указом оформлено не было, и по этой причине носило рекомендательный и перспективный для российской экономики характер. Президент Российской Федерации выразил своё недовольство деятельностью Правительства Российской Федерации, которое в условиях экономического кризиса не смогло повлиять на один из ключевых макроэкономических показателей в государстве.

В завершение заседания Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации раскритиковал членов высшего органа исполнительной власти и заявил, что отправляет его в отставку. Вечером этого же дня на официальном интернет-портале правовой информации https://pravo.gov.ru был опубликован Указ Президента Российской Федерации об отставке Правительства Российской Федерации. В тексте Указа было обозначено, что полномочия Председателя Правительства Российской Федерации временно будет исполнять Руководитель Администрации Президента.

Председатель Правительства Российской Федерации не согласился с решением Президента Российской Федерации, ссылаясь на то, что сначала в конституционном порядке должен быть решён вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Вопросы:

1. Какие нормативные правовые акты необходимы для разрешения описанной ситуации?

2. Какие обстоятельства, изложенные в описанной выше ситуации, имеют юридическое значение?

3. Какие нарушения законности со стороны должностных лиц присутствуют в данной ситуации? Мог ли Председатель Правительства Российской Федерации не согласиться с решением Президента Российской Федерации и поставить вопрос о доверии перед Советом Федерации?

 

2. Председатель Правительства Российской Федерации 19 января 2015 года на очередном заседании Правительства Российской Федерации подписал соответствующее официальное распоряжение, предписывающее Министру транспорта Российской Федерации сократить в течение текущего календарного года количество автомобильных дорог федерального значения, не соответствующих государственным техническим требованиям, как минимум до 10 %.

21 декабря 2015 года на заседании Правительства Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации предоставил возможность Министру выступить с отчётом о выполнении распоряжения Правительства Российской Федерации, связанного с улучшением состояния автомобильных дорог в России. Министр транспорта сообщил, что количество не соответствующих установленным нормативам дорог снижается. Тем не менее, темпы увеличения количества качественных дорог остаются низкими, а количество федеральных трасс, не соответствующих государственным нормативам, составляет 20 %.

Председатель Правительства Российской Федерации задал несколько уточняющих вопросов Министру транспорта относительно причин невыполнения распоряжения в отношении снижения количества федеральных дорог, не соответствующих нормативам. Министр сослался на экономический кризис в стране и на отсутствие должного финансирования ремонта федеральных трасс из федерального бюджета.

После обсуждения отчёта о состоянии дорог в России Председатель Правительства Российской Федерации признал документ неудовлетворительным и подписал распоряжение об отстранении Министра транспорта от должности. Вечером этого же дня документ был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (https://pravo.gov.ru).

На следующий день Председатель Правительства Российской Федерации встретился с Президентом Российской Федерации и обсудил возможные кандидатуры на пост Министра транспорта Российской Федерации.

Вопросы:

1. Какие нормативные правовые акты необходимы для разрешения описанной ситуации?

2. Какие обстоятельства, изложенные в описанной выше ситуации, имеют юридическое значение?

3. Правомерен ли согласно российскому законодательству описанный в ситуации порядок отстранения Министра транспорта от должности? Какие должны были быть предприняты действия со стороны должностных лиц в данной ситуации?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: