Инвестиции и совместные проекты




Белорусское машиностроение занимает одно из первых мест в числе отраслей, приоритетных для иностранных инвестиций. Предприятия республики заинтересованы в новых совместных проектах с целью сохранения экспортных позиций, получения нового опыта, внедрения инноваций и расширения линейки продукции.

Среди реализуемых в настоящее время проектов — совместное предприятие представителей Китая и Минского автомобильного завод по производству «МАЗов». В проекте принимают также участие Минский завод колесных тягачей и Белорусский автомобильный завод.

Известная французская компания «Пежо Ситроен» рассматривает возможность размещения производства легковых автомобилей в Беларуси. Решение работать на авторынке Беларуси находится на стадии обсуждения у мирового гиганта «Дженерал Моторс», который имеет долгосрочную цель по сборке автомобилей.

Украина считает перспективным создание совместных с Беларусью предприятий по производству сельскохозяйственной техники. Сотрудничество с машиностроительными предприятиями республики, по мнению представителей Украины, позволят осуществлять необходимую модернизацию парка комбайнов, прицепных устройств, тракторов и другой техники.

 

Основные потребители продукции машиностроения на внутреннем

рынке:

С/Х предприятия, включающие молочно-товарные фермы, рыбхозы,

птицефабрики, свинокомплексы. Основная продукция – трактора, с/х машины (вкл. комбайны), грузовые автомобили.

Специализированные транспортные организации. Основная продукция – автомобили для перевозки грузов различного типа и пассажиров (городской транспорт), а также седельные тягачи.

Общее строительство и дорожное строительство. Основная продукция –

автомобили для перевозки грузов, специализированная дорожная и строительная техника.

Предприятия ЖКХ, отвечающие за благоустройство и общее состояние городов и дорог. Основная продукция – автомобили для перевозки различных грузов, трактора, специализированная техника для уборки и обслуживания городов и дорог.

Предприятия с собственным транспортным цехом, и компании предоставляющие логистические услуги и ответственного хранения. Основная продукция – грузовые автомобили, седельные тягачи, погрузчики, подъемное оборудование и др.

Деревообрабатывающие предприятия. Основная продукция – трактора,

специализированные машины и транспорт для заготовки и транспортировки леса.

Население и корпоративный сектор. Основная продукция – легковые автомобили.

Главным регулятором в области машиностроения является Министерство

промышленности Республики Беларусь.

В соответствии с Указом Президента Беларуси № 660 от 28.12.2012,

Министерство промышленности проводит политику создания холдинговых компаний, специализирующихся на производстве однотипной продукции. Данная мера позволит Министерству отойти от управления каждым предприятием. Значительную часть функций возьмет на себя управляющая компания.

Холдинги созданы на основе:

• ОАО "Белорусский автомобильный завод" (БелАЗ) (карьерная и дорожно-строительная техника);

• ОАО "Минский автомобильный завод" (производство автомобилей);

• ОАО "Минский моторный завод" (производство дизельных двигателей);

• ОАО "Управляющая компания холдинга «Горизонт» " (бытовая техника);

• «Белорусское оптико-механическое объединение" (оптическая электроника);

• ОАО «Амкодор» (дорожно-строительное, сельскохозяйственное оборудование, специальное оборудование, а также для лесного хозяйства);

• ОАО "Белкоммунмаш" - многоотраслевой промышленный холдинг, специализирующийся на производстве городского и пригородного транспорта с электроприводом;

• ОАО «BSW» металлургический холдинг;

• Государственное объединение «Белвтормет» по переработке металла.

Перспективы развития

Машиностроение в Беларуси является традиционно валообразующей отраслью.

Важным условием экономического роста становится расширение экспортного потенциала. Однако существуют проблемы, которые препятствуют наращиванию объемов производства машиностроения и выходу на качественно новый уровень развития отрасли.

1. Прежде можно сказать о том, что уровень износа основных производственных средств в машиностроении в 2012 составил 70%.Это говорит о том, что для производства аналогичной белорусской продукции необходимо модернизировать производство, постоянно обновлять основные средства, внедрять новые технологии. Только активная инновационная деятельность в машиностроительном комплексе поможет вывести флагманы белорусского производства на качественно новый виток

развития. В комплексе данные меры будут стимулировать инновационную активность отечественных машиностроительных предприятий, способствовать повышению их конкурентоспособности, расширению рынков сбыта продукции, достижению заложенных в программах социально-экономических показателей и в целом выведут отрасль на кардинально новый этап развития.

2. Эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР) констатируют, что машиностроительная

отрасль Беларуси подвержена ряду серьезных рисков и, несмотря на имеющийся потенциал в экспорте, сможет получить развитие только благодаря усилению интеграционных и кооперационных связей с иностранными партнерами.

3. Между тем, эксперты ЕАБР подчеркивают, что слабой позицией белорусской

машиностроительной промышленности является ее высокая импортоемкость. Высокая

зависимость от импортных комплектующих, необходимость закупок оборудования за пределами страны для модернизации отрасли. Сложившаяся структура промышленности, недавние финансовые трудности и неоднозначные перспективы экономического роста не позволяют произвести быструю модернизацию машиностроения, а без этого импортозамещение труднодостижимо.

4. Эксперты ЕАБР также обращают внимание на риски, с которыми столкнутся белорусские и казахстанские производители в связи с членством России в ВТО. Поэтому в Беларуси необходимо создавать мощные структуры, способные выпускать и продвигать на рынках конкурентоспособную продукцию. Поэтому большое значение отводится привлечению инвестиций в основной капитал машиностроительных предприятий.

5. Сегодня государство и бизнес-сообщество в Беларуси осознают привлекательность

холдинговой организации ведения бизнеса. В системе холдингов у предприятий будет больше возможностей для реализации программ импортозамещения, повышения их экспортного потенциала, увеличения объемов поставляемой продукции на экспорт, обновления основных фондов. Кроме того, холдинги позволяют сконцентрировать инженерный потенциал, активнее проводить опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы, облегчают привлечение средств для развития и модернизации производства.

Итоги 2012, 2013 и 2014 гг

Отрасль машиностроения является экпортоориентированной, при этом

традиционными рынками являются страны СНГ. Вместе с тем, предприятия,

работающие в сфере машиностроения, имеют торговые отношения с более

чем 100 странами.

В 2012 году, по данным Белстата, в республике произведено машин и оборудования на сумму Br58,566 трлн. Это 10,3% от общего объема выпуска в обрабатывающей промышленности. На зарубежные рынки поставлено машин и оборудования на $3,87 млрд. (на 6,1% больше, чем в 2011 году), транспортных средств и оборудования – на $1,916 млрд. (на 21,7% больше), электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на $1,23 млрд. (на 12,7% больше). Объем экспорта по отрасли в целом составил более $7 млрд. Это около 60% от объема выпуска.

За 2013 год доля трех ключевых компонентов машиностроения (производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования, производство электрооборудования) составила 11,4% во внешнеторговом обороте страны, при этом сложилось положительно сальдо на уровне 1,7 млрд долл. США.

За 2014 год поставки продукции белорусского машиностроения снизились на 12,79% или на 68,26 тыс.т (с 533,84 до 465,57 тыс. т). За 2013 год снижение было гораздо больше – на 140,93 тыс.т, то есть катастрофическое снижение вывоза притормозили вдвое.

Выручка от экспорта составила $ 2 млрд 448,25 млн, тогда как в 2013 году она составила $ 4 млрд 631,90 млн.

Затраты на импорт за исключением июля, августа и декабря вышли меньше, чем в 2013 году. За год закупки машин зарубежного производства снизились наполовину —на 188,42 тыс.т (вместо 377,71 тыс.т было закуплено продукции машиностроения весом в 189,29 тыс.т). Несмотря на рост затрат заплатили иностранцам на $ 220,76 млн меньше, чем в 2013 году. И это с учетом десятикратного роста стоимости импорта в декабре (с $ 104,12 млн до $ 1 млрд 49,59 млн).

Внешнеторговое сальдо из положительного (на $ 654,51 млн) сразу ушло в минус (пока только на $ -121,90 млн). Но это $ 776,41 млн недополученной выручки по графику прошлого не очень успешного года.

В целом экспорт сконцентрирован в основном в страны СНГ (особое место занимает Российская Федерация) – эти рынки для Беларуси являются традиционными для продукции машиностроения.

 

 

Статистика за 2014 год

Таблица 1.1 – Экспорт

 

 

 

Таблица 1.2 – Импорт

 


ЗАДАНИЕ 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КРАТКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

 

 

ОАО«Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов» - современное промышленное предприятие, производитель тракторной техники для сельского и коммунального хозяйства, запасных частей и колесных дисков. Завод выпускает номенклатурные узлы и детали для всей гаммы тракторов, выпускаемых МТЗ.

3200 сотрудников трудоустроены на предприятии.

2000 единиц тракторов произведено в 2014 году.

63% экспорта в объеме свободной реализации продукции.

49 стран экспорта.

15 моделей тракторов и коммунальных машин.

2000 наименований оригинальных запчастей к тракторам Беларус.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: