Византийские мастера, что строили первые храмы, принесли на Русь и традиции мозаики, которые включали изготовления цветного стекла (смальты), искусство создания мозаик в храмах, типические образы и тематику. Среди них – те, что сейчас является гордостью Софийского собора: Христос Пантократор (Вседержитель) – в главном куполе собора, Мария – Оранта (Заместитель) – в центральной апсиде, «святительский чин» (фигуры «святых отцов») в нижней апсиде храма. Эти фрески выполнены мастерами из Византии и их киевскими учениками, позже на основе увиденного создавали новое искусство Киевской Руси. Эти же мастера выполнили и многочисленные фрески древних храмов, в частности, и св. Софии.
Во фресках Софии Киевской византийское влияние заметно с первого взгляда – на них изображены сцены из жизни Константинополя: ипподром, император со свитой, колесницы, музыканты и скоморохи (роспись башен, ведущих на хоры). Русские художники перенесли изображаемую действие в Киев и рядом видим Ярослава Мудрого, его жену и трех дочерей.
Важной составляющей тогдашнего изобразительного искусства было иконописания. Из Византии в Киевскую Русь пришли собственно иконы, то есть изображение Бога и святых для поклонения, имевших учить вере неграмотных и язычников. Как известно, любое иконное изображение создается за установленными канонами по внешности и окружения (Иисус Христос – человек около 30 лет, с длинными темными волосами, в греческой тунике, правой рукой благословляет; Богоматерь – женщина средних лет, в греческой одежде, с ребенком на руках или у щеки; св. Георгий – юноша в одежде римского воина на коне, копьем убивает змея, лежит под копытами и т.д.). Эти каноны называются иконографическими типами, и большинство из них имеет византийское происхождение. Местные иконописцы меняли черты лица, делая его подобным славянского типа, время несколько меняли одежду и другие детали, но иконографические типы являются неизменными до сих пор.
|
Музыка
В сфере музыки влияние менее заметным (это вызвано значительным развитием народной музыки), однако церковный хоровое пение и духовная музыка заимствованы из Византии.
В общем, можно сделать такой вывод: придя на Русь с принятием христианства, будучи прежде всего христианской и церковной, византийская культура, смешиваясь с местными традициями, стала основой для развития культуры Киевской Руси во всех ее проявлениях (литература, образование, наука, архитектура, изобразительное искусство, музыка). Такое быстрое распространение произошло благодаря поддержке духовной и светской власти.
Музыка Византийской империи – это целый период в истории музыки, тесно связан с христианской культурой Восточной римской империи, начинает свой расцвет в эпоху правления императора Константина (306-337 гг.) и упадок с падением Константинополя в 1453 году.
Исторические условия и пестрый этнический состав населения Византии определили многообразие интонационного строя, жанров и форм Византийской музыки. Ее истоки восходят персидской, коптской, еврейской и армянской песне, а также включают достижения древнегреческой музыкальной культуры, объяснялось вхождением в состав Византии крупных центров греческой культуры – Александрии, Антиохии, Эфеса.
|
Светская музыка звучала при императорском дворе и была представлена такими жанрами, как «акламации» – ритуально-праздничные оды в стихотворные тексты и «Полихрониу» – оды для выхода императора, выполнялись хором. Звучала при дворе также инструментальная музыка – использовались трубы, цимбалы, а также древний прототип органа – гидравлос.
Народная музыка Византии представлена эпическими жанры – Акритские песни, прославлявшие подвиги Акрит.
В сохранившихся нотных записях представлена исключительно культовая христианская музыка. В отличие от западной музыки аналогичного периода, византийская духовная музыка была исключительно вокальной (орган в богослужебной практике был запрещен) и выполнялась на разных языках – кроме греческой, использовалась также сирийская, армянская, коптская, эфиопская, церковно-славянский языки.
Как и григорианский хорал, византийское литургическое пение было единогласным, в его основу была заложена система диатонических ладов, восходящие к древнегреческой ладовой системы. Для записи византийских хоралов использовали невменную нотацию, пришедшая на смену екфонетичной в 8 веке и в процессе эволюции прошла несколько форм – ранневизантийская (8-12 вв.), средневизантийская (12-15 вв.) и поздневизантийская (15-19 вв.).
На определение жанров византийской духовной музыки широко используется собирательный термин – гимнография, а науку, изучающую эти жанры называют гимнологиею. Наиболее ранней формой христианской гимнографии является псалмодии – медленные речетативные молитвы, восточного происхождения.
|
В IV веке распространяются песенно-поэтические импровизации на библейские сюжеты или апокрифические тексты – тропари. Тропари выполнялись обычно хорами мальчиков и отличались напевностью, орнаментальной мелодией, светлым колоритом и имели вариационную строение – первоначальный напев, «ирмос», варьировался в следующих «тропах».
Расцвет византийской гимнографии в 6-8 веках связан с деятельностью выходцев из Сирии св. Романа Сладкопевца, святого Андрея Критского, а также Иоанна Дамаскина. В это время появляются более сложные гимнические жанры, такие как кондак и канон, в то же время вытесняется Псалмодия.
С IX века важным центром гимнотворчости стал Судитський монастырь близ Константинополя. В XIV-XV веках подъем гимнотворчости связан с деятельностью Ивана Кукузеля, живший в монастыре Святого Афанасия на Афоне.
Строевые особенности гимнографии описывалась системой осьмогласия, что выделяло 8 звукорядов с типичными модальными функциями – «гласов». Сгруппированы по 8 гласах праздничные гимны собраны в «Октоиха» – книге песен, начальная редакция которого восходит к 6 веку. Основу 8 звукорядов составляли восемь диатонических ладов (эхои), которым соответствовали специальные знаки для указания ладовой принадлежности (мартирии). Поскольку высота звучания каждого строя была постоянной, устанавливался и высотный уровень данной мелодии. По аналогии с древнегреческой музыкальной системой, византийские лады были разделены на 4 аутентичные и 4 плагальные лады, также были заимствованы из Древней Греции и наименование ладов, однако их значение не соответствовали древнегреческим.
Византийская музыкальная культура оказала большое влияние на развитие как Восточной, так и Западной христианской богослужебной музыки. Наибольшее влияние византийская музыка имела те страны, где был принят восточный обряд богослужения, в том числе в России. В дальнейшем, однако, развитие церковной музыки в этих странах пошло своими путями, и привел к развитию своеобразных ее форм, в том числе на Руси такой формой стал знаменательный пение.
Заключение
Несомненно, влияние Византии на политическое, правовое, духовное развитие Киевской Руси имеет всемирно-историческое значение.
В условиях становления государства Киевской Руси Византия как наиболее культурная тогда страна Европы помогла Руси выйти из мрака язычества, способствовала Руси в получении своего государственного достоинства, стала для Руси источником славянской грамоты, которая стала главным фактором быстрого и всестороннего прогресса древнерусской[18].
Древняя Русь унаследовала многие порядки и обычаи византийского двора, в частности обряд венчания на царство, государственные титулы, объединения Московского герба с гербом Византии.
Как в Византии, на Руси стали возникать монастыри, церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными земельными владениями.
С русско-византийских договоров древнерусский право переняло многие межгосударственные нормы.
Основными источниками византийского права, заимствованными древнерусским правом появились номоканоны, эклоги, прохироны, «Закон судный людям».
Преступление стало рассматриваться не как причинение обиды и вреда, а как нарушение предписаний закона.
В конце X века, когда Русь приняла христианство, окончательно сложился классический византийский стиль, сохранявшийся почти без изменений около полутора веков. Торжественный, возвышенный характер византийского искусства, глубокая одухотворённость его образов, которые демонстрируют христианские идеалы, оказались созвучными мироощущению и художественно-эстетическим потребностям Киевской Руси.