Глава 1. Основные причины и факторы культурного взлета Киевской Руси




Содержание

Введение. 3

Глава 1. Основные причины и факторы культурного взлета Киевской Руси 4

Глава 2. Влияние Византии на формирование права в Киевской Руси. 12

Договоры с Византией. 12

Рецепция византийского права. 13

Глава 3. Культурные связи Киевской Руси и Византии. 17

Литература. 17

Архитектура. 19

Образование и наука. 28

Изобразительное искусство. 29

Музыка. 30

Заключение. 34

Список использованных источников. 35


Введение

Актуальностью исследования выступает то, что Византия, будучи правопреемницей Восточной Римской империи, создавала колоссальное влияние в политическом, правовом и духовном развитии Киевской Руси, которое до современного периода сохраняет свое очертания и к тому же составляет объектом многих исследований со стороны историков, политиков, правоведов, культурологов.

В августе 1991 г. в Москве проведен XVIII-й Всемирный конгресс византино-ведческих исследований, в котором приняли около 700 ученых почти из 40 стран мира и которому проблема отношений Руси и Византии было одним из самых приоритетных. На самом деле различных уровнях знаний и культуры в обществе обсуждается вопрос как будто бы открывшихся когда-то перед Русью альтернативных и «потерянных» предками развития, возможных глубоких древних причин часто поражающих в России бедствий и крутых поворотов в истории[1].

Объект исследования представленной работы являются отношения Византии с Древней Русью.

Предметом исследования выступают определенные факторы во взаимоотношениях Византии с Древней Русью, которые повлияли на становление политической, правовой и духовной культуры Киевской Руси.

Целью исследования является определение роли Византии в отношениях с Русью и дальнейшее развитие нашей страны.

Главная задача моей работы – рассмотрение основных сфер влияния Византии на развитие древнерусской культуры и анализ этого влияния.

В работе использованы труды Гумилева Л.Н., Бибикова М.В., Владимирского-Буданова М.Ф., обзор исторических работ Литаврина Г.Г., и к тому же учебники Исаева И.А., Рижова К.В., Вальковой В.Г., Вальковой О.А..


Глава 1. Основные причины и факторы культурного взлета Киевской Руси

Высокий взлет культуры Киевской Руси был обусловлен существенными сдвигами в различных сферах общественной жизни – развитием феодальных отношений; становлением древнерусской государственности; отделением ремесла от сельского хозяйства; возникновением городов; оживлением торговли; активизацией и расширением международных контактов; введением христианства и др.. Новые явления и процессы в древнерусской культуре – это не только суммарный результат действия общественных сил и факторов, но и активный самостоятельный фактор влияния на различные сферы жизни, то есть культура одновременно выступает и как объект, и как субъект исторического развития.

Феномен культуры Киевской Руси имел следующие характерные черты и особенности:

1. Доминирующее влияние христианской религии на развитие материальной и духовной культуры. Церковь стала своеобразным центром, в котором органично синтезировались произведения мастеров различных культурных сфер - архитектуры, живописи, музыки, скульптуры, литературы. Так же как православная религия была поставлена ​​на службу государству, культура должна была служить церкви, свидетельством чего является абсолютное доминирование в искусстве библейских сюжетов, в литературе – религиозной проблематики, в архитектуре – культовых сооружений. В княжеские времена именно церковь становится одним из самых доступных мест удовлетворения эстетических потребностей народа[2].

2. Заимствование и творческое переосмысление византийских традиций, знаний и канонов. Христианство, оказав импульса государственно и культурным процессам на Руси, способствовало распространению византийского влияния в различных сферах общественной жизни и в культуре, в частности, что было особенно ощутимо в начале христианизации. В этот период древнерусская литература развивается в пределах византийских канонов, которые определяли жанры (жития, проповеди, поучения) и сдержанную стилевую манеру изложения. Иконопись, следуя византийские образцы, отличается абстрактностью и статичностью. В архитектуре получает распространение византийский стиль зодчества, заимствуется техника кирпичной и каменной кладки, занимается опыт создания фресок и мозаик[3].

Со временем начали проявляться глубинные древнерусские основы. В литературе появляется эмоциональное и страстное «Слово о полку Игореве» (1187 г.) не имевшее аналогов ни в византийской, ни в европейской литературе. С XI в. в церковной живописи начинается процесс размывания византийских канонов: все чаще встречаются светские сюжеты, религиозные композиции наполняются образами реальных людей, бытовыми сценами, приобретают национальные черты. Ярким примером этого являются фрески Coфии Киевской. Именно Софийский собор является материальным воплощением сочетания византийского стиля и местных традиций. Значительное количество овальных куполов (бань) в каменных храмах является проявлением влияния дохристианских традиций сооружения капищ (языческих культовых сооружений).

3. Существование на Руси дохристианского культурной среды – основа для создания местной самобытной культуры. Роль византийского влияния на развитие культуры Руси была значительной, но не решающей, поскольку все византийское в процессе «ославянивания» творчески переосмысливалось, качественно видоизменялось под влиянием местных традиций.

Феномен древнерусской культуры вырос не из пересаженных варяжского или византийского саженца. Он является своеобразным синтезом местных традиций и достижений соседних народов Запада и Востока. Так, известный скифский «звериный стиль» прикладного искусства, сформировавшийся под влиянием культур Греции и Переднего Востока, достаточно заметно выражен в галицких керамических плитках, черниговском резьбе по дереву, киевских фибулах и змеевиках. Некоторые элементы (высокая культура плужного земледелия, керамическое и эмалевое производство, определенные строительные навыки) черняховской и зарубинецкой славянских культур (первая половина I тыс. н.э.), на которых заметно сказалось влияние римской цивилизации, возродились и развились во времена Древнерусского государства.

Еще в дохристианский период восточные славяне имели свою письменность. Местное население пользовалось азбукой из 27 букв, из которых 23 соответствовали греческом алфавита, а 4 (Б, Ж, Ш, Щ) имели славянское происхождение. Летописное информация о строении дворцов княгини Ольги, а также открытие монументальной ротондоподибнои архитектурного сооружения, построенного почти на 50 лет раньше знаменитой Десятинной церкви, в самом центре киевского детинца убедительно свидетельствуют о том, что еще в дохристианский период славяне имели высокий уровень ремесла, определенную его специализацию, которые позволяли создавать монументальные сооружения на основе синтеза собственного опыта и архитектурных влияний соседних народов[4].

4. Форсированное подъем культуры, появление новых культурных явлений. Возникновение и становление Древнерусского государства способствовало заметному культурному развития восточных славян, обогащению новыми достижениями.

Существование собственной письменности и образования является основным признаком цивилизованности народа. Удостоверенное археологами широком распространении грамотности на Руси является непосредственным следствием развития древнерусской образования. Уже во времена Владимира и Ярослава Мудрого школьное образование было важной сферой общегосударственной и церковной политики. О высоком уровне развития образования свидетельствует существующая в тот период дифференциация учебных заведений: дворцовая школа повышенного типа (государственное учебное заведение, содержался за счет князя); школа «книжного учения» (для подготовки священников); светская (частная) школа домашнего обучения (главным образом, для купеческого и ремесленного городского населения).

Накоплению знаний, обмена информацией, развития школ способствовало основания при храмах, монастырях и княжеских дворах библиотек. Самыми известными были библиотеки Ярослава Мудрого, его правнука Николая-Святоши, волынского князя Владимира Василька, монаха Григория. Книги активно переписывались и распространялись на Руси (по подсчетам ученых, ее книжный фонд насчитывал менее 130-140 тыс. томов), несмотря на их чрезвычайно высокую цену. Так, за молитвенник для церкви в Любомле волынский князь Владимир Василькович заплатил 8 гривен, которых в то время было вполне достаточно для покупки овец 40 голов.

Книгописные мастерские и библиотеки стали тем фундаментом, на котором выросла отечественная оригинальная литература. Самобытным литературным жанром с момента возникновения было летописание. Оно появилось на Руси в конце X – начале XI в. В 1037-1039 гг. Статьи были объединены в первый древнерусский летописный свод. Вершиной исторической мысли в пределах летописной традиции считается «Повесть временных лет», созданная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. В Хлебниковському списке «Повести временных лет» Нестора назван автором этого произведения. Как летописец он упоминается и в «Киево-Печерском патерике»[5].

Нестор (? - После 1111) – монах Киево-Печерского монастыря, писатель и, возможно, летописец. Был пострижен при игумене Стефана (1074-1078) и им же возведен в сан диакона. Безусловным считается авторство Нестора двух житий: Бориса и Глеба и Феодосия Печерского. Первое представляет историю убийства сыновей Владимира Святославича их сводным братом Святополком Ярополчич как извечную борьбу добра со злом. Добавлено позже житие Феодосия, одного из основателей Печерского монастыря, определяется большей художественной свободой.

До нас дошло около 1500 летописных списков является неисчерпаемым источником исторических знаний. К выдающимся оригинальных памятников древнерусской литературы относится «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение детям» Владимира Мономаха, первая древнерусская энциклопедия «История Украины» (1073), «Слово о полку Игореве» и др.. Эти произведения были не только апробацией различных литературных жанров, но и поступательными шагами в развитии политической культуры, общественного мнения, так как почти все они касались важной проблемы государства – отношений светской и церковной властей.

Древнерусская литература предложила два альтернативных варианта решения этого вопроса: концепцию «богоугодной обладателя», в основу которой положена идея превосходства церковной власти (Нестор) и концепции монархической одно государственности, что стоит над церковью, которая отражала идею верховности светской власти.

Печатное слово открыло новые горизонты и в сфере правовой культуры. В древних славян сначала было обычное устное право, фиксировало нормы поведения, которые передавались из поколения в поколение и вошли в обиход и сознание в форме обычаев и традиций. В годы княжения Ярослава Мудрого появляется первое писаное свод законов Киевской Руси – «Русская правда». Этот правовой документ дошел до нашего времени в 106 списках, которые принято делить на три редакции – Краткую, Расширенную и Сокращенную. Древнейшей является Краткая редакция, содержащая Правду Ярослава (правовые нормы, касающиеся убийств, телесных повреждений, образ, нарушение права собственности), Правду Ярославичей (появление новых акцентов – четкая направленность законодательных норм на защиту феодального землевладения, отмена кровной мести, штраф за нарушение юридических норм уплачивался не пострадали, а в государственную казну), Покон верный и Урок мостникам (организация мощения и развития главных торговых магистралей и дорог). Расширенная правда, кроме названных правовых документов, содержит устав Владимира Мономаха, который существенно расширяет и дифференцирует древнерусское законодательство: появляются нормы, регулирующие вопросы долговых обязательств и кабальных отношений; регламентирующих социальные отношения в вотчинах, вопросы наследования; определяют деятельность судебно-административного аппарата и т.п.. Считается, что Сокращенная правда создана на основе расширенной в более поздние времена, в XV или даже в XVII в.

Появление писаного кодифицированного права способствовала развитию и укреплению Древнерусского государства, вводила ее общественную жизнь в рамки правовых норм, что обусловило рост правовой культуры населения и его цивилизованности.

Под влиянием христианства новые тенденции появились в сфере материальной культуры. В частности, в княжескую эпоху широкое распространение приобретает на Руси монументальная культовая архитектура, которая в своем развитии прошла несколько этапов. В ранний период храмостроительства доминирует византийская традиция. Типичные черты византийского стиля четко прослеживаются в первых монументальных сооружениях: Десятинной церкви в Киеве (X в.), Спасо-Преображенском соборе в Чернигове (1031-1036). Своеобразным переходным рубежом является сведение в 1037 Софийского собора, в котором ярко проступают славянские традиции. Начиная с XII в. в архитектуре Руси византийское влияние ослабевает, появляются черты западноевропейского романского стиля, все четче и рельефнее проявляются местные особенности. Постепенно формируются отечественные архитектурные школы – киевская, галицкая, Переяславская. В перестроенном виде с памятников этого периода до нас дошли церкви Кирилловская (1146), Васильевская (1183) в Киеве; Борисоглебский собор (1128) в Чернигове, церковь св. Пантелеймона (1200) в Галиче. В церковном строительстве широко использовались фрески и мозаика. О высоком мастерстве русских ремесленников свидетельствует тот факт, что мозаичные композиции Софийского собора выполнены из смальты, спектр которой насчитывает 177 цветовых оттенков на золотистом фоне[6].

Христианство дало толчок развитию древнерусской иконописи. Сначала иконы завозились из Византии и Болгарии, но вскоре формируются местные традиции иконописания. Первыми отечественными живописцами были монахи Киево-Печерского монастыря Григорий и Алипий (Алимпий), последний, по свидетельству Печерского Патерика, «иконы писать хитр был зело».

Алипий (Алимпий, Олимпий) Печерский (? – 1114) – древнерусский живописец, ювелир и врач, монах Киево-Печерского монастыря. Крупнейшими его малярными работами были семь икон, написанных для домовой церкви неизвестного лица. Они считались чудодейственными, поскольку не сгорели во время пожара. Алипий погребен в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Именно с его именем некоторые специалисты связывают иконы «Печерской Богородицы» и «Большой Панагии».

Постепенно отрываясь от византийского корня, формируются самобытные иконописные школы: киевская, Галицко-Волынская, Владимиро-Суздальская и др..

Убедительным свидетельством форсированного развития культуры является динамичный рост количества древнерусских городов, которые, будучи центрами концентрации общественной жизни, выполняли роль не только политических и экономических центров, но и стали своеобразными лабораториями, где из местных традиций и достижений мирового опыта синтезировалась самобытная древнерусская культура.

Итак, феномен культуры Киевской Руси сформировался на основе местных традиций под влиянием условий социально-исторического бытия и творческого переосмысления и усвоения достижений мировой культуры, что позволило расширить культурные горизонты, содержательно обогатиться, но при этом сохранить свою самобытность и не оторваться от питательных корней родной земли. Характерными чертами и особенностями развития культуры Киевской Руси были: доминирующее влияние христианской религии; заимствования и творческое переосмысление византийских традиций, знаний и канонов; существования на Руси дохристианского культурной среды – основа для создания местной культуры; подъем культуры, появление новых культурных явлений.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: