ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в Уральском государственном горном университете




 

Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве), является средством хранения и передачи информации.

Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, стилистических разнообразий.

В Российской Федерации он является государственным языком.

Свободное владение русским языком – надежная основа каждого русского человека в его труде, творческой деятельности.

Для реализации этой цели необходимо качественное преподавание русского языка, соответствующее условиям и потребностям современного общества.

Задачи преподавания русского языка

Учебный предмет «Русский язык» имеет познавательно-практическую направленность, т. е. дает знания о родном языке и формулирует языковые и речевые умения. Вместе с тем, «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучаемых.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность в системе языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

· формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;

· вооружения их основами знаний о родном языке.

Коммуникативная компетентность реализуется в процессе решения следующих практических задач:

· формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

· овладения нормами литературного языка;

· обогащения словарного запаса и грамматического строя речи;

· обучения умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии¸ морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса русского языка, а также сведения об орфографии и пунктуации.

Важнейшим направлением является формирование навыков грамотного письма. Для этого необходимо добиваться понимания и запоминания орфографических и пунктуационных правил, а также применения их на практике.

Основными видами учебных занятий по дисциплине являются лекции, семинары.


РАЗДЕЛ I: Нормы современного русского литературного языка:

1.1 Нормативное произношение и ударение

1.2 Орфоэпия и орфография

1.3 Трудности ударения

РАЗДЕЛ II: Правильность и точность словоупотребления:

2.1 Значение слова и лексическая сочетаемость

2.2 Многозначность и омонимия

2.3. Плеоназм и тавтология

2.4 Паронимы

2.5. Синонимы

2.6. Антонимы

2.7. Функционально-стилевая принадлежность слова

2.8. Заимствования

2.9. Устаревшие слова и неологизмы

РАЗДЕЛ III: Фразеологические средства русского языка. Возможности их использования в речи:

3.1 Фразеологические обороты

3.2 Языковые афоризмы

3.3 Устойчивые словосочетания

РАЗДЕЛ IV: Правильное использование грамматических форм:

4.1 Употребление форм имени существительного

4.2 Род имен существительных

4.3 Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения

4.4 Род русских несклоняемых существительных

4.5 Обозначение лиц по профессии, должности, ученому или военному званию

4.6 Синонимы окончаний именительного падежа множественного числа существительных

4.7 Употребление форм имени числительного

4.8 Собирательные и количественные числительные

4.9 Склонение количественных числительных

4.10 Выбор правильного падежа и предлога

4.11 Употребление деепричастных оборотов

 

 


РАЗДЕЛ V: Основные правила орфографии:

5.1 Безударные гласные в корне слов

5.2 Чередование гласных в корне слов

5.3 Правописание о – е после шипящих

5.4 Правописание приставок

5.5 Употребление Ъ и Ь

5.6 Ь знак после шипящих на конце слова

5.7 Правописание суффиксов в разных частях речи

5.8 Правописание Н – НН – в суффиксах существительных, прилагательных, причастии и наречии

5.9 Правописание окончаний в различных частях речи

5.10 Правописание наречий

5.11 Правописание сложных слов

5.12 Правописание предлогов и союзов

5.13 Правописание частиц

5.14 Правописание не с различными частями речи

5.15 Различие между НЕ и НИ

РАЗДЕЛ VI: Основные правила пунктуации:

6.1 Тире между подлежащим и сказуемым

6.2 Предложения с однородными членами

6.3 Обособленные члены предложения

6.4 Вводные конструкции и знаки препинания при них

6.5 Знаки препинания при конструкциях с союзом КАК

6.6 Сложное предложение

6.7 Прямая речь

6.8 Косвенная речь

Демонстрационный материал тестовых заданий вступительного экзамена по дисциплине «Русский язык»

 

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Прочитайте внимательно задания теста и инструкции к ним. Задания выполняйте последовательно. В каждом задании может быть один вариант правильного ответа.

Вариант правильного ответа укажите на экзаменационном листе напротив номера задания.

Вариант 1

Часть А

ЗАДАНИЕ 1

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

a) выцв…сти, л…тучий, обж…гание

b) под…рить, хв…стун, просл…вляя

c) л…зурь, выр…зительный, покл…ниться

d) цв…сти, к…пучий, взр…стить

 

ЗАДАНИЕ 2.

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

 

a) оз…ряющий, об…яние, уд…литься

b) обозн…чать, прил…жение, обл…котившись

c) голлан…ский, докла…чик, пира…ский

d) г…роический, л…нгвистика, зап…реть

 

ЗАДАНИЕ 3.

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

 

a) в…лететь, бе…платный, не…говорчивый

b) роз…ск, вз…скать, не…звестный

c) пр…морье, непр…миримый, пр…обрести

d) з…облачный, пр…должить, не…свещенный

 

ЗАДАНИЕ 4.

В каком варианте ответа все слова, где пропущена буква «Е»

 

a) пр…творить (в жизнь), пр…ссекать, пр…клонение

b) пр…старелый, пр…дел (желаний), пр…поднести

c) пр…пятствие, пр…готовить, пр…одолеть

d) пр…красный, пр…тендент, пр…вередливый

 

ЗАДАНИЕ 5.

В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, в которых на месте пропуска пишется буква «Е»

 

А. выздоров…ть В. наста…вать

Б. натри…вый Г. желтоват…нький

 

1) А,Б,Г 2) А,Б,В 3) А,В,Г 4) В, Г

ЗАДАНИЕ 6.

В каком примере пишется «Н»?

 


a) операцио…ая

b) краше…ые волосы

c) суше…ые на солнце грибы

d) торжестве…о


 

ЗАДАНИЕ 7.

В каком примере пишется «НН»?

 


a) плете…ое кресло

b) погаше…ый свет

c) спица слома…а

d) земля…ой холм


 

ЗАДАНИЕ 8.

В каком слове на месте пропуска пишется буква «Ё»?

 


a) уличная собач…нка

b) государственный ш…винизм

c) отреш…нный взгляд

d) бороться с саранч…й


 

ЗАДАНИЕ 9.

В каком примере на месте пропуска пишется буква «Ь»?

 


a) сорвать ландыш…

b) явная фальш…

c) боевой клич…

d) суп горяч…


 

ЗАДАНИЕ 10.

В каком предложении «НЕ» со словом пишется раздельно?

 

a) Никто (не)застрахован от ошибок.

b) Путешественникам (не)где было расположиться.

c) (Не)яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.

d) А кругом на полях (не)пробудная тишь.

 

ЗАДАНИЕ 11.

В каком предложении оба слова пишутся слитно?

 

a) Надо много читать, что(бы) быть образованным человеком. При(чем) выбор книги – большое искусство.

b) Что(бы) мне ни говорили, я все равно осмотрел чердак, а так(же) подвал старого бабушкиного дома.

c) Природе то(же) необходимо, что(бы) ее любили.

d) Что(бы) рыба клевала так(же) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.

 

ЗАДАНИЕ 12.

В каком ряду все слова пишутся через дефис?

 

a) (пол) руки, (на) легке, (по) мещански

b) (белёсо) голубой, (по) приятельски, где(нибудь)

c) (вечно) зеленый, (в) троём, (экс) министр

d) (резко) выступающий, (по) сложнее, буд(то)

 

ЗАДАНИЕ 13.

В каком ряду все слова пишутся слитно?

 

a) (кратко) временный, (добро) сердечный, (чисто) кровный

b) (в) рассрочку, (средне) годовой, (контр) атака

c) (по) казахски, все (ли), (режиссер) постановщик

d) куда(либо), (по) заячьи, (по) просту

 

ЗАДАНИЕ 14.

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

 


a) кран Ы

b) нач А тый

c) обзв О нит

d) сверл И шь


 

 

ЗАДАНИЕ 15.

В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена неверно?

 


a) аг Е нт

b) деф И с

c) вкл Ю чит

d) балов А ть


Часть В

ЗАДАНИЕ 1.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

 

a) За золотом и рабами устремились моряки и наёмные солдаты авантюристы и пираты.

b) Мною овладело желание узнать и понять окружающий меня мир.

c) Колумб и его спутники обменивали лоскутки цветной материи стеклянные бусы латунные кольца на золотые украшения.

d) Маша любит этого человека и очень сильно.

 

ЗАДАНИЕ 2.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: