Количество дворов крестьян-металлургов в Лоянской волости в 80-х годах 17 века составляет около 67% общего числа дворов, из них в 33% дворов - родословная занятий уходит в 16 век. Родословная крупного торговца железом 30-70-х годов 17 века из Лояниц скупщика Терентия Никитина прослеживается с середины 16 века. 1563 год: в д. Ингиж-Наволок стоит дом Мартынки Никитина. 1628 год: Писец И. Долгорукий отметил в одном из дворов Терешку Никитина. Записал за деревней домницу и кузницу, рыбную ловлю в Лоянском озере. Кроме тяглой пашни, крестьянин пахал из оброка в своей деревне пустоши Другое Гижино. К середине 17 века Терентий Никитин - состоятельный преуспевающий промыслов. Он регулярно торгует на Троицеой и Тихвинской ярмарках привозя на продажу по 3-4 воза железа, весом до 100 пудов и выручая от 24 до 27 рублей. На оборотные деньги Терентий Никитин не только скупал железо и другие товары, но и ссужал деньги в долг. В 1656г. Вместе с крестьянином из д. Мандроги Никитой Евстужеевым одолжили старцу Александро-Свирского монастыря 100рублей. В 80-90 годы его сыновья и внуки продолжали заниматься скупкой и продажей железа, кузнечным промыслом. Занятия промыслом становилось наследственным. В большом количестве производились предметы для повседневных хозяйственных нужд: от сковород, клещей, молотков, лопат, гроздей коровьих колокольчиков до рыболовных крючков и иголок. [8, 4]
Лес – кормилец».
Главный заработок жителей Лоянского прихода - вывозка дров и бревен в зимнее время. Готовили на продажу и ивовую кору [4]/ Жители деревни уходили на приработки к лесопромышленникам: работали на заготовке и сплаве леса, пилорамах и картонной фабрике в Важенах и Усланке (Вахр.), собирали живицу (Колод.), занимались углежжением [24]
|
Конечно же, одно из основных занятий – охота и собирательство. Охотиться начинали мальчики лет с восьми-десяти: ставили силки на зайцев и птицу. Взрослые добывали медведей, лосей, пушного зверя. Пушнину использовали для продажи или пошива теплой верхней одежды. На болотах вокруг деревни собирали клюкву, морошку, в лесах – чернику, бруснику, малину. Ягоды заготавливали впрок на зиму: морошку хранили в собственном соку, клюкву – в берестяных туесах, брусники – замачивали в деревянных бочонках. [17-20]
Традиционные отрасли земледелия.
В доколхозное время преобладало подсечное и лесопольное земледелие, в колхозе – паровое земледелие. Поля, в основном, были за деревней. Только одно большое поле – Bugin – было по краю деревни на холме. Землю пахали плугами и сохой, бороновали бороной-суковаткой. Из ручных - использовались тяпки, мотыги.[17-20]
Выращивали зерно, рожь, пшеницу, овёс, горох сеяли, картошку сажали и овощи только помидоры не сажали, были парники для огурцов. Выращивали капусту в парниках. В старину каждая семья выращивала лен и коноплю. Сенокосы в пределах деревни, а были и за 7 км В колхозе выращивали капусту, брюкву и несколько лет даже кукурузу. [17-20]
Скотоводство.
При колхозе был скотный двор, было 30 коров, конюшня. Небольшая свиноферма. В каждой семье – корова, телята, овцы, держали гусей, уток. [17-20]
3.4.5 Традиционные крестьянские промыслы
Мужчины делали сети, чтобы ловить рыбу. Нитка была тонкой. Женщины пряли, ткали, вязали, вязать носки, рукавицы, перчатки. Готовили для половиков тряпки (резали). С весны ткали дорожки (половики). В деревне был свой сапожник – Гусев Максим.[17-20]
3.5. Состав и характеристика населения.
3.5.1. Численность населения в разные исторические периоды.
|
Согласно «Списку населённых мест» 1873 года, население составляло 107 человек: 58 мужчин и 49 женщин. Жили по 18 дворам. По национальности карелы.
В «Списке населённых мест» 1905 года название деревни — Гижина. К 1905 году население состояло из 84 крестьян и 81 крестьянинки, всего 165 человек. Дворов 27, семей 29. Имелся скот: 33 лошади, 51 корова и 64 головы прочего скота.
За 32 года между составлением списков 1873 и 1905 годов количество дворов увеличилось на 9 (+50%), мужчин стало больше на 26 (+44.83%) и женщин стало больше на 32 (+65.31%). Общая численность населения увеличилась на 58 человек (+54.21%) [22]
Данные о численности населения согласно переписи 1942 года, проведенной финскими оккупационными войсками [6]
Название деревни | карелов | русские | всего | В том числе карелов | ||
Мужчины | женщины | Мужчины | женщины | |||
Hidniemi (Гижино) | - |
В последующие годы численность населения уменьшалась. Сегодня в деревне Гижино прописан 1 человек, но постоянно никто не проживает.
3.5.2. Основные фамилии жителей деревни Гижино
В деревне жили Кипрушовы, Корнышовы (прил.7), Вахрамеевы Пожлаковы, Гусевы (прил. 6), Ченжиевы, Навожиловы, Богдановы (прил.5). Валентина Михайловна Колодяжная, в девичестве Кипрушова, рассказывала: «Прозвище «Риковиха» было у моей мамы - Татьяны Ивановны. Как то зарезали, поросёнка мой отец сказал, что у меня, мол, голова как Рыкова (солома) Рыков был начальник и назвали. Отец погиб в Финскую войну. А прозвище осталось. Потом нас, детей, стали звать Рыкова Валя, Рыкова Надя, Рыков Ваня, «Рыковиха»». [7-15,17-20]
|
По вероисповеданию жители Лоянскаго погоста— православные, большинство жителей — говорят по-карельски, некоторые хорошо говорят по-русски. [23]
3.5.3 Массовые миграции, причины переселения в советское время.
По рассказам старожилов в 30 годы двадцатого века часть жителей деревни Гижино – 3 семьи- были раскулачены и выселены из деревни. Место их переселения неизвестно.[17-20]
Согласно «Домовым похозяйственным книгам » Михайловского сельского совета основная масса жителей деревни Гижино переселилась в деревню Устье (сегодня – село Михайловское). Часть жителей выехала в другие районы и за пределы нашей республики – в соседнюю Ленинградскую область, и даже на Украину, в Белоруссию.[9-15]
3.6.Традиции, быт, культурное развитие деревни.
Всё говорили «в Гижине самые красивые девки».
Говорили по-карельски. Пели частушки. Позже уже не говорили по-русски. Одежду шили сами, перешивали. Пекли келин периг, кюрзе, колобы, калитки, рыбник, булочки, печенье. На танцы ходили в Устье.
Праздник деревни Гижино – Emägan päjv'- по-русски Успенье, двадцать восьмого августа. Все собираются, приезжали из других деревень песни пели, плясали под гармошку. В школу ходили в Ташкеницы и в Лоянскую. [17-20]
«В д. Гижино Лоянской волости Олонецкого уезда по почину самих крестьян организуется красный уголок. Одним из крестьян предоставлен для красного уголка в бесплатное пользование свой собственный дом. Дрова и инвентарь для красного уголка решили заготовить коллективно всей деревней. По желанию самих же крестьян предположено организовать при красном уголке на первый случай сельскохозяйственный кружок и кружок безбожника, т.к. в этой деревне насчитывается более десятка безбожников. Крестьяне сознают, что книга и газета – их лучший друг: она сможет рассеять темноту и служить помощником в улучшении сельского хозяйства.» [5]
Электричество в деревне провели в 1961. Сначала свет был только вечерами, затем - постоянно. Радио часто слушали на всей улице. Во многих семьях были громофоны. На свадьбу ворота делали – навязывали на веревку платки, ехали на лошадях. [17-20]
3.7. Исторические и географические достопримечательности.
Согласно списка объектов культурного наследия (памятников истории и культуры),находящихся на территории Олонецкого муниципального района(по состоянию на 16.10.2017 г.) в 0,6 км юго-восточнее д. Гижино, в юго-восточной части оз.Лоянское, в 190 метрах северо-восточнее устья небольшого ручья, в 40 м от берега озера, в 58 м западнее дороги Куйтежа-Гижино расположена «Углежогная яма Гижино I» XVII-XIX вв.[24]
3.8. Социально-политические преобразования и главные исторические события в судьбе деревни.
В колхоз единоличные хозяйства деревни Гижино были объединенны в 1934 году. В колхоз «Октябрь» вступили всей деревней. Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941 года по июнь 1944 года данная территория была оккупирована финскими войсками, колхозное хозяйство частично раздали по семьям. 28 жителей Гижино – участники Великой Отечественной и финской войн. 19 – навсегда остались на полях сражений. [7,8] (прил.9,10)
В 1956 году колхоз «Октябрь» объединили с другими колхозами Лоянской волости. В 1959 году – преобразовали в зверосовхоз «Михайловскай».[17-20]
Причина того, что жители покидали деревню – работа. Основная волна переселения с 60-70годы прошлого века. Последний постоянный житель деревни – Кипрушов Анатолий Николаевич ушел из жизни в 1992 году (прил.8).
Сегодня в деревне в старых домах с весны до осени живут дачники и охотники. [ 17-20]
Заключение и выводы.
Сегодня многие возвращаются к своим истокам, к своим корням. В Михайловском школьный краеведческим музеем совместно с общественной организацией «Людиковские ростки» реализуется проект «Голоса ушедших и уходящих деревень»: собирается информация по истории Лоянских деревень, старые фотографии, родословные жителей, проводятся народные праздники. Собираются фотографии по всероссийскому проекту «Бессмертный полк».
Собирая и анализируя информацию о деревне Гижино, удалось структурировать собранный материал, пополнить фонотеку школьного краеведческого музея, собрать архив фотографий жителей деревни. Но пока план-схема деревни дорабатывается, так как в результате исследования в нее постоянно вносятся исправления и дополнения.
Проведя данное исследование, пришли к следующим выводам:
- определили 8 родовых фамилий деревни Гижино;
- в данной деревне в 17-18 веках был развит железоделательный промысел;
- основной причиной опустения деревни Гижино Михайловского сельского совета Олонецкого района КАССР можно считать укрупнение колхозов в зверосовхоз «Михайловский».