Мы рассмотрели, как в даосском символизме изображается трансцендентное существо, а также как это существо возникает из материальной личности в процессе созерцания. Кроме того, мы увидели, как трансцендентное существо порождает свои чайи, или тени, которых всего семь, и которые в буддизме называются дхьяна-буддами. Каждая из этих теней, в свою очередь, освобождает подчиненные ей силы, или ангелов, которые охватывают материальную личность. Помедитируй на этой тайне, и ты увидишь, что она прекрасно соответствует эзотерическим космогоническим представлениям, тем самым еще раз подтверждая широкую применимость закона аналогий.
Давай теперь продолжим разговор о тайнах умножения метафизической личности, которое происходит в структуре трансцендентного существа.
(((Картинка, стр. 162.)))
[Трансцендентные структуры представлены в виде семи архатов, каждый из которых порождает своих ангелов. Взаимосвязь структур осуществляется следующим образом: мысль порождает мыслящего, а из мыслящего проистекают мысли. ]
Постижение раскрывается, как цветок лотоса. Сначала бутон раздувается, расширяется во всех направлениях, затем постепенно раскрываются его лепестки и начинается цветение — цветок один, но лепестков в нем много. В магических учениях буддизма секты Сингон на каждом из лепестков изображен соответствующий символ и санскритская буква, которая представляет одно из состоянии, или проявлений, Закона. Эзотерический символ тысячелепесткового лотоса свидетельствует о великом разнообразии, которое отражает абсолютное единство жизни. Все живые существа подобны лепесткам великого цветка Закона. Золотое сердце лотоса, сам великий Закон, недостижим и непостижим смертным сознанием. Однако подобно тому, как жизнь цветка проявляется в символе его цветения, также и совершенство Закона познается в лучезарных подпространствах, которые проницают пространство и время.
|
По мере того, как постижение ученика углубляется, его сознание раскрывается как священный цветок. При этом раскрываются неисчислимые лепестки, и постижение должно созерцать их все, но при этом непоколебимо стоять в центре. В престолоподобном центре лотоса восседает Будда со всеми его способностями.
Когда достигается это состояние, последователь становится архатом.
Вот в чем, таким образом, заключается правильное управление своими способностями. Утверждается, что когда человек предан в малых вещах, он получит доступ к большим. Когда мы упорядочиваем наши маленькие жизни, перед нами открывается возможность жить большей жизнью. Когда мы постигаем некоторые аспекты Реальности, мы осознаем, что она еще более многолика. Постижение должно возвысится до встречи с неизвестным. Поэтому постижение никогда не прекращает углубляться. Все, что мы узнаем, открывает перед нами перспективу дальнейших знаний. Каждая достигнутая добродетель свидетельствует о том, что существуют другие добродетели, которые еще не доступны человеку. Каждая осознанная истина становится ступень в осознанию других, более фундаментальных истин.
Как недалеки те жалкие смертные, которые верят, что могут обладать всеми знаниями в одной магической формулировке! Об этом прекрасно высказался сэр Эдвин Арнольд: Поднимая завесу за завесой, мы обнаруживаем впереди новые завесы тайн. Каждая новая постигнутая проблема чем-то обогащает наше постижение. Поэтому трансцендентное существо изображают в виде средоточия многочисленных энергий, каждая из которых соответствует постижению одного из аспектов вселенского Закона. В разных религиях мира эти личности изображаются по-разному.
|
В буддизме это лоханы, пятьсот поющих священников, которые воспевают великолепие Закона. Лоханы путешествуют по всему миру и несут свое учение (и постижение) всем существам, в каких измерениях Пространства они бы ни пребывали.
Ученик должен постичь эманации лоханов как внутреннее переживание. Из трансцендентного существа возникает сонм поющих архатов. Если можешь, визуализируй в себе это таинство. Осознай трансцендентное существо в виде поляризованной сущности, в виде Шамбалы, которая парит в пространстве над северным полюсом земли. Или же представь себе, как трансцендентное существо сидит в медитации и держит в руке золотую пагоду сердца. (Это маленький храм, который медитирующий держит в себя на коленях.)
Когда ты видишь это оком своего сознания, дверца пагоды открывается, и посредством воли и йоги трансцендентное существо выпускает оттуда своих архатов. Из открытой дверцы золотого храма появляется священная процессия поющих лоханов. Каждый из них изображен в желтой мантии монаха. Медленно процессия спускается по ступеням храма, и в их конце каждый лохан, сложив руки в молитве и воспевая хвалу Закону, ступает в воздух и, как птица с шафранным оперением, уплывает вдаль. Так поочередно происходит со всеми пятистами из них. В тишине медитации звуки песнопений постепенно затихают, когда маленькие певцы уносятся в самые отдаленные места мира мысли и Истины.
|
Начиная с этого времени, ученик постоянно осознает, что поющие лоханы свидетельствуют о Законе. Всякий раз, когда он становится воистину безмолвным, до него доносится их песня. Она звучит вдалеке, но ученик слышит ее внутренним слухом своего Я. По мере того, как это постижение углубляется, ученик может по своей воле объединять свое сознание с каждым из лоханов. Они становятся его центрами в Пространстве. Подобно тому, как он может посылать нервные импульсы по телу, он учиться направлять импульсы сознания по невидимым нервам своей души. Где бы ни нашли себе прибежище лоханы, там ученик может осознавать Закон.
Однако это еще не все. По мере того как проходит время, постижение ученика углубляется, и в конце концов он оказывается способным осознавать всех лоханов сразу. Это постижение становится столь совершенным, что в нем не остается и следа отделенности. Из одного трансцендентного существа исходят многие. Так и получается, что у человека внутри открывается тысяча глаз — это глаза самого постижения. У него теперь имеется пятьсот голосов — ибо все лоханы поют его песню, а он поет их песни. Постепенно его постижение углубляется, и он отождествляется с пением всего сущего.
На Востоке существует много легенд о приключениях лоханов. Там говорят о святых, которые ходят по воде и летают по воздуху; есть лоханы, которые изучили язык деревьев; а есть и такие, что читают проповеди птицам. Некоторые лоханы живут на лоне природы в лесу; другие построили себе хижины на одиноких скалах. Одни из них проповедовали камням, чтобы камни могли жить, тогда как другие шли на рынок, чтобы открывать Закон для торговцев и купцов. Некоторые поселились во дворце и стали советниками царей. Таким образом иносказательно нам хотят сказать, что посредством постижения могут быть осознаны все переживания и события. Где бы ни находился лохан, он проповедует. Где бы ни возникало постижение, оно нечто являет. Вот в чем тайна Закона.
Один восточный мудрец как-то сказал своему ученику, что если тот сможет стать в достаточной мере безмятежным, умиротворенным и мудрым, он везде услышит звучание Закона. Поскольку ученик, казалось, не понял слов учителя, старый архат протянул руку, и тотчас из леса выпорхнула птичка и уселась ему на палец. Когда птичка запела, мастер спросил:
— Ты слышишь песню?
— Да, это восхитительная мелодия, — ответил ученик.
— Глубже войди в безмолвие и слушай внимательнее, — велел мастер.
Ученик замолк и постарался объединить свое сознание с сознанием птички.
— Что ты слышишь теперь? — спросил мастер через некоторое время.
— Я слышу тихий вибрирующий звук, — ответил ученик.
— Ты достиг того уровня безмолвия, на котором слышен стук сердца маленькой птицы, — с удовлетворением отметил архат. — А теперь вслушайся еще более пристально.
Ученик молчал еще некоторое время, и тогда мастер спросил его:
— А что бы слышишь сейчас?
— Мастер, я услышал чудо! — воскликнул ученик, повернувшись к мастеру с сияющей улыбкой на лице.
— Объясни, что это значит, — попросил архат.
— Я не могу объяснить этого, — ответил ученик. — Я могу лишь сказать, что когда я в своем постижении достиг единения с сердцем птички, его пульс стал очень тихой песней — столь тихой, что даже уши постижения едва могли ее расслышать. Между тем, когда я стал вслушиваться в нее душой и сердцем, звуки постепенно прояснились, пока я не различил слова.
— Какие это были слова? — переспросил мастер.
— Это были слова нашего сокровеннейшего естества, — ответил ученик. — Сердце птицы пело: Я обретаю прибежище в Законе.
Девятое постижение
Итак, мы подошли в девятому постижению. Сердце всего сущего поет Закон. Мы можем слышать это песнопение в шелесте деревьев, в журчании воды. Как волшебная мелодия, оно витает над шумной рыночной площадью и звучит в пустынях и в горах. Это голоса поющих лоханов, доносящиеся до нас из глубин сознания всего, что существует.
Для нашего поверхностного восприятия существуют войны, вражда и преступления. В нашем внешнем мире царит самомнение, жадность, корыстолюбие и амбиции. Но когда постижение приближает нас к жизни, погружает нас в самое сердце вещей, до нашего внутреннего слуха из-за пелены сущего и из согретых любовью душ доносятся мелодические звуки. И если у нас хватает широты сознания, чтобы понять смысл этого постижения и объединить свою жизнь с другими жизнями, везде в Пространстве мы услышим пение живых существ. Все они поют одни и те же слова:
Я обретаю прибежище в Законе