Совершенствование приводит в действие закон кармы. По мере совершенствования ты увидишь, что твои возможности возрастают.
Здесь важно высказать одно предостережение. Когда ты начинаешь заниматься метафизическими упражнениями, в твоем внутреннем мире происходят определенные изменения. Ты можешь оградить себя от нежелательных физиологических влияний, но ты не можешь защититься от закона кармы. Когда человек становится на духовный путь, кармические закономерности имеют тенденцию проявляться более ярко, поэтому твои личные проблемы скорее всего дадут о себе знать в полную силу. Ты начнешь быстрее выплачивать свои кармические долги. Это очень важно для дальнейшего прогресса, но может поначалу показаться довольно неприятным.
Ты должен быть готов к тому, что попадешь к неприятные и затруднительные ситуации. Они дадут о себе знать, как только ты приступишь к занятиям. Так протекает процесс очищения, когда сознание отторгает от себя негативные составляющие. Бывает, что тело начинает выделять из себя физические яды, и тогда мы имеем дело с обычным недугом. Когда же яды начинает выделять душа, мы сталкиваемся с болезненными процессами во внутреннем мире. Последние зачатую сопровождаются конфликтами с близкими, финансовыми проблемами или гнетущими сомнениями. В этом случае не следует забывать, что яркое проявление кармических тенденций очищает душу и готовит ее к принятию метафизических наставлений. Поэтому не удивляйся, если количество трудностей поначалу будет возрастать.
Когда бывает трудно, можно успокоить себя тем, что мудрость природы никогда не поставит человека перед непреодолимыми препятствиями. Многим не удается решить своих проблем, однако эта неудача не связана с тем, что у них нет средств справиться с ними. Обычно затруднения, которые преследуют метафизика, обусловлены расширением сознания, и если он будет жить в соответствии со своими идеалами, то вскоре обнаружит, что его проблемы исчезают одна за другой, обогащая его новым опытом и давая возможность переоценить имеющиеся ценности.
|
Глава X
Подход к духовности
О силе воображения в ментальной и эмоциональной жизни человека мы уже говорили. Важно понять, что воображение тесно связано с псевдо-мистицизмом и может служить непосредственной причиной многих его проявлений. Неконтролируемое воображение и принятие действительного за желаемое может привести к созданию видимости подлинного духовного развития. Если ученик не находится под защитой в первые годы своего развития, существует вероятность, что его введет в заблуждение астральный свет мира воображения.
Когда ученик пытается освободить сознание без помощи опытного учителя, необходима постоянная бдительность. Такая бдительность невозможна без основательных познаний в строении видимого и невидимого миров и глубокой осведомленности в законах, которые проявляются в них.
Очень много значит правильный подбор материала для чтения.
Серьезному искателю рекомендуется познакомиться с книгой А.П.Синнетта "Эзотерический буддизм" (A.P.Sinnett, Esoteric Buddhism). Это простое и дельное руководство по широкому кругу предметов, которые так или иначе связаны с согласованием индивидуальной созерцательной жизни с космическими законами. Эта книга недорога, и ее можно найти в любой публичной библиотеке.
|
Не следует предполагать, что изучение такого текста сделает из человека сторонника буддистской религии. Подлинный мистик быстро выходит за иллюзорные границы между сектами и вероисповедованиями. Он скоро приходит к пониманию, что в просветленной духовной жизни нет места религиозным предрассудкам. Он признает вклад в духовность всех религий и осознает универсальность Истины.
Однако чтение имеет свои слабые стороны. Сталкиваясь с новыми идеями или незнакомыми ему интерпретациями старых идей, разум новичка склонен принимать их с энтузиазмом, от которого начинает усиленно работать воображение. Таким образом ученик может поспешно сделать выводы, которые не согласуются с известными фактами. Поэтому здесь, как и в предыдущем случае, нужно быть бдительным, чтобы не увлечься многообещающими идеями.
Занятия эзотерическими упражнениями в течение некоторого времени обычно приводит к тому, что у человека повышается чувствительность к духовным сущностям. Эта чувствительность может увенчаться, а может и не увенчаться необычными сверхчувственными переживаниями.
Разумеется, лучше, когда духовной развитие не сопровождается заметным развитием необычных психических возможностей. Для начинающего бывает очень трудно правильно оценить значимость экстрасенсорного восприятия. Обычно люди склонны переоценивать свои возможности и, стало быть, свой уровень развития. Порой бывает, что эти неправильные оценки, подкрепленные воображением и энтузиазмом, приводят к плачевным последствиям.
|
Следующая за этим катастрофа может принять одну из нескольких форм. Одержимый своей недалекостью, ученик может счесть себя очень продвинутым. Когда этому подкрепленному желаниями мнению сопутствует определенное стечение обстоятельств, новичок попадает в замкнутый круг воображаемых озарений и посвящений, которые пагубно скажутся на его неразвитых духовных способностях и перечеркнут немногие положительные результаты, которых он достиг.
Много метафизических движений было основано увлеченными людьми без должного понимания — что возымело весьма незавидные последствия для их самих и многих других людей. На подобных иллюзиях основываются представления многих так называемых проповедников высших истин, искренне и с невиданным упорством отстаивающих свои фантастические учения. Большинство членов метафизической аристократии, которая во все времена наводняет сферу мистицизма, лелеют в себе плоды собственного воображения или невероятные построения вышеупомянутых проповедников.
Серьезно подумай обо всем этом и укрепись в решимости противостоять естественным искушениям, которые возникают при избытке энтузиазма и неконтролируемой работе воображения. Подлинного прогресса добиться нелегко, и поэтому его завоевания следует защищать от пагубных воздействий, которые могут проявиться, когда возникает убежденность в новых достижениях.
К духовности следует относиться спокойно и без всяких амбиций. Опасно недооценивать свои достижения, равно как и переоценивать их. Ни один разумный ученик не желает отягощать свою карму и вводить в заблуждение других. Мы несем ответственность за все ложное, что навязали людям. Поэтому мы должны наставлять других лишь в той мере, в которой сами убеждены, что говорим правду.
Цель настоящей книги — дать возможность каждому, кто проявит должную настойчивость, пробудить в себе способность постигать.
Если ты внимательно ознакомился с ней, ты, должно быть, заметил различие между постижением как сокровенным осознанием и псевдо-постижением, которое представляет собой всего лишь рациональную идею.
Чтобы сделать эту необычайную подробность как можно более ясной, давай взглянем на проблему с различным точек зрения. Возможно, ты убежден в том, что правильно понимаешь предмет, однако ты ничего не потеряешь, если еще раз внимательно поразмыслишь о нем и тем самым еще раз удостоверишься, что в твое понимание не закралась ошибка. Помни, что самая на первый взгляд незначительная ошибка в начале развития, если ее не устранить, по мере совершенствования перерастает в великое заблуждение.
Интеллектуальное понимание всего этого, в сущности, является словесным построением. Содержание любого утверждения вполне может стать объектом веры, может быть принято или отвергнуто человеком, может рассматриваться им как добродетель — однако это еще не постижение. Различие в данном случае очень тонкое и его трудно объяснить в словах. Ни одно утверждение не имеет смысла, если оно прямо и непосредственно не приводит к постижению. В действительности, мудрость заключается в том, чтобы вообще не утверждать, а просто постигать.
Пример. Все просветленные люди разделяют мнение, что мир, его законы и вселенская жизнь, которая в нем проявляется, есть благо. Рассуждения, базирующиеся на подобных представлениях, могут оказаться весьма благоприятными для психики человека, могут дать тому, кто из разделяет, чувство эмоциональной благодати, хотя все мыслительные построения остаются всего лишь идеями до тех пор, пока они не пережиты. Между тем человек, который верит в то, что мир благ, может причинить вред не только себе, но и обществу. Мнение о том, что жизнь по своей сути положительна, может быть использовано для оправдания пассивной жизненной позиции и развить у человека склонность не замечать существующие недостатки. Оно может привести к тому, что человек не будет признавать необходимость дальнейшего совершенствования. Или же ученик попытается продвинуться духовно с помощью одних только голословных утверждений. Он может верить, что делает успехи уже только потому, что отстаивает положительные аспекты жизни там, где они не очевидны. Каждое утверждение будет казаться ему великой победой, и недалекий человек, сам того не замечая, своим оптимизмом введет себя в гипнотическое состояние. Формулировки станут для него фактами, а желание утверждать — заменой внутреннему просветлению.
Подлинное постижение отличается не только в подходе, но и в механизме реагирования на великое разнообразие феноменов окружающего мира. Постижение не подразумевает постоянные размышления о том, что мир благ. Лучше сказать, что по мере углубления постижения сознание открывает благость мира как неотъемлемо присущее ему качество. Это переживание является итогом созерцательной жизни; оно не приходит в жизнь извне. Оно исходит из мира, становится очевидным и проявляется как нечто растущее. Это нечто просвечивает для нас сквозь пелену видимостей. Поэтому нашему разуму нет необходимости еще раз утверждать, что мир благ, так же как у него нет необходимости каждый раз говорить, что растение растет.
Постижение — это своеобразное видение, о котором можно сказать, что это видение само по себе есть вера. Человек постигает благость мира, и это переживание приводит к перестройке внутренней жизни. Постижение есть осознание того, что благо пребывает в мире, и того, что мир пребывает в благе. Постижение также подразумевает желание служить благу, стремиться к благу и самому быть благом. Даже когда просто думаешь о благе, подобные неделимые высказывания пробуждают в сознании благоговение. Таким образом, мир известен как Благо, силы, которые его питают, известны как Красота, тогда как начало, которое его одухотворяет, известно как Единый — невыразимый, но постижимый; невообразимый, но открывающийся нашему пониманию Абсолют.
Постижение не следует путать с эмоциональным вдохновением. Большинство людей видят в религиозном поиске лишь последовательность эмоциональных состояний, в которых чувства затмевают рассудок. Утверждать благость может не только разум — его могут утверждать и эмоции, подкрепляя впечатление приятными рефлексами. Последние включают в себя сильное желание обладать вселенским благом и такие характерные для набожных людей настроения, как комфорт, удовольствие, счастье, безопасность и прочие удовлетворительные переживания. Все эти психические феномены имеют свое начало не в глубинах Я, а в поверхностной эмоциональной структуре. Они граничат с самодовольством и, если им потакать, приводят к развитию пассивности. Они могут стать отдушиной в нелегкой борьбе за совершенство и побегом от душевных конфликтов.
Пифагор учил, что иррациональность человека проявляется в виде склонности впадать в крайности. Оставаясь непросветленным, человек одержим противоречиями, на которые его толкают ограничения поверхностной личности. Разум побуждает его бросаться из одной крайности к другой, и при этом каждая эмоция быстро сменяется на свою противоположность. Обеспокоенный злом этого мира, разум не находит в себе опоры и склонен верить учениям, утверждающим, что мир есть благо. Эмоциональное же естество человека, чувствительное к хаосу повседневной жизни, быстро привязывается к убеждениям, которые обещают покой и гармонию. Таким образом жизнь человека становится чередованием надежды и безнадежности, оптимизма и пессимизма, привязанности и непривязанности, добра и зла.
Пифагор учил, что постижение не может быть найдено ни в одной из крайностей человеческих убеждений, и что Реальность пребывает в середине. Истину следует искать в равновесии, а не в преобладании чего-то одного. Поэтому у таких людей естественные порыв найти приводит не к Истине, а к накоплению ошибок.
Мудрец не стремится во что бы то ни стало убежать от зла или приблизиться к добру. В созерцании он пробуждает в себе постижение, а затем в умеренной центральной зоне сознания без лишней суеты и ненужных задержек продолжает движение к Реальности. По мере того, как движение Реальности все больше проявляется в нем, он сливается с ним подобно тому, как звучание песни сливается в его дыханием.
Постижение не должно ассоциироваться ни с одним видимым эмоциональным проявлением. Оно не должно сопровождаться ни экстазом, ни страданием. Скорее оно должно выражаться в углублении спокойствия и появлении некоторой невидимой силы, которая не имеет ничего общего с напряжением, усилиями воли и неугомонной деятельностью.
Если постижение достигнуто один раз, потерять его трудно. Однако оно может попасть под власть рассудка и эмоций, если оно по-прежнему несет в себе следы эгоизма. Один просвещенный брахман жил так мудро и благоразумно, что, как утверждает притча, после смерти был унесен прямо на небеса Индры. Здесь он нашел себя в окружении очень совершенных душ. Честь, которой он, несомненно, удостоился за свои предыдущие заслуги, была велика, что это окончательно вскружило голову несчастному брахману. Он воскликнул в восторге, что счастлив оказаться среди избранных, которые настолько лучше обычных смертных. Стоило только этой мысли появиться у него в голове, как он почувствовал, что со скоростью молнии уносится с небес Индры в самые низшие сферы чистилища.
Подобно тому, как развивающееся растение может пострадать от позднего заморозка, развивающееся постижение не может сосуществовать ни с одним ментальным и эмоциональным комплексом. Под воздействием ложного стимула незаметно для человека постижение уходит, и на его месте остаются обычные мнения, утверждения и эмоции. Ученик, который обычно не осознает, как это происходит, тем самым наносит ущерб своему развитию. Первым признаком, по которому он может определить, что его постижение подвергается воздействию эгоизма, является усиление беспокойства. Когда он теряет покой, он теряет и постижение.
Постижение в действии
По мере того, как во внутреннем мире развивается постижение, в объективной жизни человека происходят определенные изменения. Эти изменения следует внимательно изучать, потому что по ним можно судить о достигнутом духовном прогрессе. Если же эти осязаемые физические последствия отсутствуют, тогда постижение оказывается несовершенным. Все причины производят соответствующие следствия. Когда развитие сознания входит в нормальное русло, мотивы личных действий оказываются довольно умеренными.
В учении буддизма правильное действие является одной из восьми спиц колеса Закона. В соответствии с пониманием буддистов, правильное действие есть действие, проистекающее из постижения Закона. Если человек видит Закон, его правильное действие проистекает не из внешних проявлений, а из внутренней необходимости. Действиями управляет его внутреннее Я.
Постижение углубляет мотивацию личных действий и делает человека более чувствительным. Просветленный индивид действует столь тонко, легко и просто, что его поведение явно контрастирует с поведением менее развитых людей. Дело в том, что ни одно постижение не обходит стороной повседневной деятельности. Поэтому для просветленного человека без постижения не может быть действий.
Мои наблюдения показывают, что самого по себе изучения метафизических предметов недостаточно, чтобы в сколь угодно значительной степени изменить стандарты личных действий. Ученики, который отдали свои лучшие годы на изучение и исследование, могут по-прежнему проявлять все признаки непонимания и невежества. Знание о том, что человек обладает духовной милостью, не является добродетелью, если эта милость не проявлена на уровне естественных рефлексов и эмоций. Претендовать на просветление и в то же время злословить и проявлять нетерпимость — означает убедительно отрицать то, о чем человек голословно утверждает. Абсолютное совершенство здесь не требуется, однако, чтобы подтвердить свои успехи в духовном развитии, следует продемонстрировать убедительные свидетельства.
По мере своего развития постижение порождает естественную чувствительность, которая не может примириться с конфликтами внутри личности. Выражаясь словами Плотина, можно сказать, что гармония внутри перерастает в гармонию вовне. Отсюда не следует, что постижение рождает какую-то особую чувствительность в отношении проблем внешней жизни. Подлинный мистик не собирается менять мир, но стремится достичь гармонии внутри. Ученик, оправдывающий свою неспособность заниматься медитацией неблагоприятными внешними условиями, такими как необходимость содержать семью и поддерживать отношения с друзьями, поступает так, потому что не обладает постижением. Подлинное постижение не требует внешних изменений — оно сводится к необходимости изменений внутренних.
Постижение способствует облагораживанию вкусов, склоняет разум и эмоции к восприятию красоты и благородства, и в то же время для удовлетворения этого стремления оно не требует обладания. Мистик из Восточной Индии, созерцая лотос, видит в нем символ мистического вдохновения и поклоняется ему за его красоту, цвет, а также истины и законы, которые он символизирует. Однако при этом у него нет желания сорвать цветок лотоса или назвать его своим. Он полностью удовлетворен тем, что остается на некотором расстоянии от цветка и просто созерцает его тайну.
Свидетельством утонченности является глубокомысленность, которую мы можем определить как спокойное и искреннее рассмотрение любого предмета.
Вдумчивость подразумевает также некоторое предвидение. Глубокомысленные действия совершаются с полным осознанием внутренней необходимости, а не под давлением обстоятельств. Глубокомысленность украшает жизнь, она нечто прибавляет к необходимости, в результате чего возможности становятся более благородными и впечатляющими. Речь идет не о том, что поступки совершаются из чувства долга, а о том, что действия становятся своеобразной привилегией.
Присутствие вдумчивости указывает на протяженность постижения в направлении объекта. В результате человек обретает еще одну добродетель буддистского образа жизни.
Один из восьми этапов пути в Реальному определяется как правильная глубокомысленность. Этот термин исполнен большего достоинства и смысла, нежели термин правильное мышление. Помедитируй на этом различии, и ты осознаешь, что правильное мышление может исключительно рациональным, тогда как правильная глубокомысленность — это глубинное понимание, проявленное через мышление.
Ранее в этой книге уже подчеркивалось мистическое восхищение как одна из величайших способностей души. Теперь установи связь между восхищением и правильным пониманием. В результате объединения этих двух проявлений появляется правильное почитание.
Никогда не относись к почитанию как к обычному принятию священности некоторого объекта, личности или убеждения.
Почитанию — это намного больше, чем это. Это благоговейное отношение ко всей жизни, постижение глубинного достоинства всех вещей. Оно не толкает ученика на то, чтобы он падал на колени в слепом поклонении. Скорее оно наполняет желанием любить, служить и защищать все живое.
Очевидно, что когда человеком движут такие силы и их проявления на уровне ощущений, изменения во внешней жизни могут стать очевидными даже для неосведомленных. Поэтому мы говорим, что постижение способствует тому, что мотивы всех действий становятся умеренными и в некотором смысле видимыми благодаря изменениям, которые оно производит в наблюдаемых сферах жизни.
На Востоку выше всего ценятся проявления постижения в действиях. Запад ценит активность только в том случае, когда она приносит ощутимые результаты, тогда как Восток ценит ее за качество. Человек западного мира считается активным, если он оживлен и постоянно находится в движении. При это причина оживления и направление движения редко принимаются во внимание. В то же время на Востоке в оживлению относятся с недоверием, а движение без направления считается заблуждением. Совершение ненужных действий рассматривает как признак неведения. Благодаря присущей ему глубинной природе постижение не толкает человека на опрометчивые поступки. Оно никогда не приводит к быстрой, хаотической деятельности. Оно не производит противоречий и никогда не вдохновляет нетерпимости.
Разум стимулирует наблюдения, которые можно назвать правильным поиском, еще одной из буддистских добродетелей. Наблюдение есть понимание ценностей. В этом отношении человек Запада также информирован недостаточно. Его приучили преклоняться перед большим количеством и великим размахом. Размер, число и схожесть очень много значат для него. Его внимание оказывается прикованным к самому близкому. Он видит вначале то, что находится рядом, и не замечает того, что обладает самым выдающимися качествами. Посредством постижения сознание начинает осознавать достоинство того, что едва заметно для внешних органов чувств. Истина заключенная в форме, проявляется лишь частично в зависимости от качества формы. Наблюдение есть человеческая способность видеть постижение, проявленное в очертаниях окружающего мира.
Каждое из азиатских видов искусства обладает традицией, которая обогащена столетиями наблюдений. Человек искусства получает награду в том, что его понимают люди, достигшие такой же, как и он, или высшей ступени постижения. Знаток восточного искусства однажды показал мне реликвию, которая у него хранится. Дело в том, что каждый знаток искусства обладает какими-то шедеврами, которые он никому не продает, но все же любит показывать тем, кто может их оценить. К данном случае это была маленькая лакированная шкатулка, тщательно завернутая в шелковую ткань, как принято хранить на Востоке подобные вещи. Он объяснил, что прошли годы с тех пор, как последний раз открывал шкатулку. Когда он извлек ее из ткани, оказалось, что это настоящий шедевр резьбы по дереву. Он открыл шкатулку. Внутри находился маленький поднос, находящийся в верхней части внутреннего пространства.
Взяв его в руки, он объяснил:
— Нетрудно видеть, что внутри шкатулки нет выступов, на которых могла бы висеть эта платформочка. Она так тщательно подогнана, что висит на сжатом воздухе. Однако не нее можно класть довольно тяжелые предметы, от которых она, казалось бы, должна была бы опуститься. Она может парить в таком положении много лет.
Подумать только, эта шкатулка сделана из дерева и поэтому в нормальных условиях расширяется и сужается, подвержена влиянию сырости, однако платформочка не отошла от стенки даже на тысячную долю дюйма! Эта шкатулка была сделана одним из выдающихся мастеров резьбы по дереву более сотни лет назад, однако за все это время маленький поднос ни разу не застрял и не провалился внутрь!
Он поместил платформочку обратно и попросил меня легонько нажать на нее пальцем. Я так и сделал, но она не провалилась на дно, а вогнулась, как подушка, и вернулась в первоначальное положение, когда я отпустил ее.
К этому моменту энтузиазм знатока искусства достиг предела, выйти за который ему не позволяли буддистские убеждения. Однако он был не прочь еще немного порассуждать о своей реликвии:
— Может показаться, что шкатулка с парящим в ней подносом представляет собой просто утонченное произведение искусства, однако это еще не все. Помимо всего прочего, она — воплощение терпеливости. Она свидетельствует о стремлении сознания делать все совершенно, вкладывать максимум стараний в каждое действие. Она дает понять, что человек искусства понимал достоинство каждого действия. Она говорит нам, как он старался, и насколько сильным было его внутреннее желание довести до совершенства каждое свое действие. Когда что-либо совершается правильно и совершенно, оно становится священнодействием. Мы славим Истину, являя ее своими действиями. Мы утверждаем закон своими поступками.
Более того, люди, которые видят эту шкатулку, получают возможность приобщиться к постижению ее создателя. Она прекрасна во всех своих проявлениях и своим видом говорит нам о том, сколь глубоко было понимание, которое ее создало. Она совершенна и дает нам понять, что техника ее исполнения соответствовала внутреннему постижению мастера. Вот почему, друг мой, ее можно по праву назвать произведением искусства. Ведь искусство есть сочетание умения творить совершенно и способности запечатлевать это умение.
Благоговейно и нежно, словно он заворачивает хрупкое живое существо, этот человек снова завернул шкатулку в шелк и спрятал ее в тайнике. Со вздохом он вернулся в своим повседневным делам и тихо молвил: Сомневаюсь, что открою ее еще раз в этой жизни.
Вот в чем проблема правильного наблюдения: не столько видеть прекрасное, сколько чувствовать импульс, который его порождает; не столько изумляться искусности, сколько быть открытым для постижения того, что необходимо для ее проявления. Таким образом, восхищение в совокупности с наблюдением выражается в почтении, которое присутствовало в словах и действиях смиренного знатока.
Как немного в этом мире людей, способных по достоинству оценить послание лакированной шкатулки! Только сознание, в котором развилось созидательного понимание, может чувствовать мистическую передачу Истины, которая воплощена в простом совершенстве этого изысканного произведения искусства. Оно могло бы сказать о многом Микеланджело, который знал, что есть совершенство, ведь понять может только понимание.
О степени постижения, которой человек достиг в ходе изучения мистицизма, отчасти можно судить по тому, как он откликается изысканному и утонченному. Если он по-прежнему предпочитает возвышенному достоинству пустой стены грубые поделки, которыми окружают себя непосвященные, очевидно, что его постижение неглубоко.
Поведи человека в картинную галерею и попроси его показать тебе произведение искусства, которое нравится ему больше всего. Так ты сможешь получить представление о глубине его постижения. Это будет представление не о его осведомленности в искусстве, а о его сокровенном отклике на увиденное. Изучай реакции людей на окружающий мир и, в частности, свои собственные реакции. Наблюдая их, ты убедительно сможешь сказать, правда ли, что лелеимые тобой надежды на духовное совершенство являются всего лишь интеллектуальными представлениями.
Постижение как поведение есть свершение Истины. Постижение как наблюдение есть восприятие Истины. Постижение как восхищение есть наслаждение Истиной. Постижение как речь есть выражение Истины. Постижение как медитация есть созерцание Истины. Постижение как почитание есть принятие Истины как духовной тайны. Практика как воплощение Истины есть следование Закону. Видение как Истина есть открытие Реальности в форме, цвете, очертаниях и сочетаниях.
Таким образом, в нашем распоряжении имеется критерий для определения подлинности постижения. Если мы честны в отношении себя, мы знаем, насколько далеко вперед мы ушли. Нам не нужно, чтобы другие говорили нам, в какой мере мы преодолели свою вспыльчивость и раздражительность. Мы сами знаем меру своей искренности и степень своей целостности — по крайней мере приблизительно. Если после нескольких лет изучения метафизики в нашем характере не наметились существенные изменения, что-то в наших занятиях обстоит не так, мы учимся неправильно, что бы ни говорили другие и какие бы великолепные впечатления мы порой ни получали. Если наша жизнь существенно не улучшилась, у нас нет глубокого понимания. На самом деле у нас очень плохая память, если мы не можем помнить законы жизни. Если память не дает нам постоянства, чтобы то, о чем мы помним, стало тем, что мы совершаем, мы едва ли сможем чего-нибудь достичь.
Десятое постижение
Перетекание понимания в истинное действие индивид достигает путем постижения. Это следует понимать так, что поведение должно быть целостным. Практикуй упражнения, направленные на более глубокое постижение Закона. Познай Закон в движении своих мыслей. Чувствуй Закон в качестве и направлении своих эмоций. Выражай Закон в ритме и согласованности своих действий.
Во время занятий медитацией поначалу просто, а затем с помощью самых разнообразных средств старайся пережить Закон. Помести перед собой на столе простой, но значимый объект — желательно, чтобы это было нечто маленькое и изысканное; нечто любимое и ценимое тобой. В ходе своего постижения не умом, а самим сознанием, протяни в нему руку и возьми его. Наблюдай это простое движение. По мере углубления твоего постижения простое действие, заключающееся с том, что ты берешь предмет, вместит в себе все открытия, сделанные тобой в ходе духовного развития. Ты обнаружишь, что движение руки, которое поначалу ассоциировалось всего лишь с мышечным напряжением, выполняется с великим изяществом и приобретает смысл и ритм, подразумевающие глубокое понимание.
По мере углубления твоего понимания движение, направленное на то, чтобы взять в руки предмет, будет становится все более медленным до тех пор, пока, как дзэнский монах, ты не окажешься в состоянии выполнять его одним только постижением, безо всяких усилий. С философский точки зрения, это будет неподвижное движение. Предмет будет поднят самим только постижением. Это не значит, что объект повиснет в воздухе, как при левитации, подлетит к человеку по воле его воображения или даст повод говорить о каком-то другом чуде. Это означает, что реальность объекта, его значимость и цель, являющиеся его подлинным Я, будут спонтанно охвачены сознанием медитирующего индивида без волевых усилий.
По мере того как постижение распространяется на различные аспекты жизни, одно простое действие, заключающееся в том, что ты что-то берешь в руки, становится символом всех других действий. Прежде всего оно будет прекрасным. Оно будет воплощать в себе грацию и гармонию. Постепенно все грубые действия уйдут из твоей жизни, и тогда каждый поступок будет совершаться с постижением.
Глава XI
Просветление
Для мистика слово просветление означает открытие источника внутреннего света. Подобно тому, как солнце освещает физический мир и все в нем живущее и дарует ему свою энергию, наше сокровенное Я, солнце души, озаряет внутренний мир и питает наше вдохновение и высокие идеалы.
Со словом просветление связаны многие распространенные заблуждения. Просветление не следует понимать как внешнее переживание. Оно представляет собой естественное следствие духовной жизни. Просветление не подразумевает совершенства, равно как и не дает неожиданного прироста духовных способностей. Пожалуй, просветление можно назвать восходом внутреннего солнца, открытием большего света, Авророй Якоба Бёме.
Просветление не следует понимать как причастность к элите посвященных адептов или как право доступа к сокровищнице тайных знаний. Оно не имеет ничего общего с фантастическими празднествами, облаченными в экзотические одеяния людьми, жрецами и алтарями, полетом души и прочими абсурдами, до которых могут додуматься непросвещенные люди. Просветление — это просто процесс пробуждения… открытие глаз, поднятие завесы, распахивание двери… видение лика Истины. Это сознание, которое проникло в тайну существования несколько глубже.
Просветление не дает повода для гордости — если оно как-то и меняет характер ученика, то лишь делает человека более мягким и смиренным. Однако это не самоуничижительное смирение. Человек устремляется к Истине, потому что право на обладание ею принадлежит ему от рождения. Он не требует и не просит. Он следует Закону и открывается для того, чтобы воспринять свет, — и тогда свет приходит в нему.
Просветление — это не одно переживание, отмеченное внезапным переходом от состояния неведения к состоянию мудрости. Это последовательность связанных переживаний, ряд духовных открытий. Конечно, у тебя будут мгновения, которые покажутся более яркими, чем остальные, однако полное просветление возможно только в течение многих жизней. Рост является следствием раскрытия; это постепенный процесс, для которого характерно усиление внутреннего света.
В школе ребенок героически борется с загадками таблицы умножения. Для него она воплощает тайну, и его разум стремится объять и объяснить идеи, лежащие в основе умножения. Прежде чем он овладеет ими, проходят недели, но в один прекрасный день ребенок открывает для себя принципы, на которых основывается теория умножения. Теперь это больше не тайна; требуемая разгадка найдена. Следует внутренний прилив свободы и чувство, что в твоем распоряжении теперь целый мир. Так появляется ощущение новых возможностей, желание встречать проблемы и решать их.
Проблеск понимания, который посетил разум ученика, проникшего в тайну таблицы умножения, в чем-то напоминает просветление. Это пробуждение в осознания, вспышка света, который озарил тайну перед глазами ослепленного разума.
В проблеске понимания, который случился к школьника, тоже есть что-то загадочное и мистическое. Если источник внутреннего света не открылся в нем, можно сказать, что он обучался напрасно, ведь без понимания учение бессмысленно. Однако никогда, даже в своих фантазиях, ребенок не чувствует, что принадлежит в тайному ордену сверхчувственных существ только потому, что овладел правилами умножения, равно как и не ожидает он, что его новое понимание станет универсальной панацеей от неведения. Очень скоро он убеждается, что вслед за умножением он должен овладеть делением. Здесь он сталкивается с новыми принципами и новыми возможностями. Снова он будет искать законы и снова найдет их в себе самом.
Первые проблески просветления не гарантируют, что в будущем человеку не нужно будет прилагать усилия, равно как и не гарантируют спокойствия и безопасности в каком-то земном раю. В мистицизме нет ничего непрактичного. Трудность в том, что многие непрактичные люди ищут в мистицизме убежище от своих проблем вместо того, чтобы решать их.