Методические разработки для студентов




Раздел УМК.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А. ВАГНЕРА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   КАФЕДРА ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ  
  УТВЕРЖДАЮ: заведующий кафедрой ортопедической стоматологии проф. Г.И.Рогожников _________________________________ заседание №____ от ___ 31.01.13 ____    
ПРОТЕЗИРОВАНИЕ ЗУБНЫХ РЯДОВ (СЛОЖНОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ)  
Практическое занятие № 1 Повышенное стирание зубов. Определение понятий «физиологическое», «задержанное», «повышенное» стирание твердых тканей зубов. Этиология. Патогенез. Классификация клинических форм изменения зубочелюстной системы при патологической стертости без нарушения непрерывности зубного ряда, без снижения высоты нижней трети лица и со снижением в центральной окклюзии. Семинар: Алгоритмы диагностики и ортопедического лечения больных с повышенным стиранием твердых тканей зубов. Особенности ортопедического лечения, осложнения, диспансеризация, профилактика. МКБ10-(К03.0).    
Методическая разработка для студентов стоматологического факультета    
  Курс 3, семестр 6 Факультет: стоматологический Продолжительность занятия: 3 часа
    Пермь, 2013

1.Тема занятия: Повышенное стирание зубов. Определение понятий «физиологическое», «задержанное», «повышенное» стирание твердых тканей зубов. Этиология. Патогенез. Классификация клинических форм изменения зубочелюстной системы при патологической стертости без нарушения непрерывности зубного ряда, без снижения высоты нижней трети лица и со снижением в центральной окклюзии. Семинар: Алгоритмы диагностики и ортопедического лечения больных с повышенным стиранием твердых тканей зубов. Особенности ортопедического лечения, осложнения, диспансеризация, профилактика. МКБ10-(К03.0).

2. Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности: В своей практической деятельности врачу стоматологу ортопеду, довольно часто приходится сталкиваться с различными видами повышенного стирания зубов. Для минимизации, повышенной стираемости, врачу необходимо знать причины и факторы, приводящие к ней. Ещё помнить этиологические и патогенетические механизмы возникновения повышенной стираемости зубов. Владеть методиками лечения больных с повышенной стираемостью зубов.

3. Цель занятия: знать ортопедические методы лечения патологического стирания. Ознакомится с осложнениями патологического стирания. Освоить ортопедические методы лечения пациентов с патологической стертость, уметь правильно поставить диагноз и правильно составить план лечения такому пациенту.

Перечисленные результаты освоения образовательной программы являются основой для формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

п/№ Номер/ индекс компетенции Содержание компетенции (или ее части)  
 
       
1. ОК-7 способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции  
2. ОК-8 способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну  
3. ПК-1 способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением  
4. ПК-5 способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного больного  
5. ПК-7 способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций  
6. ПК-9 способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач  
7. ПК-17 способностью и готовностью к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья  
8. ПК-18 способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур  
9. ПК-19 способностью и готовностью к сбору и записи полного медицинского анамнеза пациента, включая данные состояния полости рта  
10. ПК-23 способностью и готовностью поставить диагноз с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)  
11. ПК-36 способностью и готовностью к проведению несложного ортопедического лечения заболеваний полости рта у пациентов различного возраста  
12. ПК-44 способностью и готовностью понимать иерархию правления отраслью, структуру организации медицинской помощи населению и значение стоматологической службы в системе здравоохранения Российской Федерации, роль врача-стоматолога в охране здоровья граждан; нормативную правовую базу деятельности врача-стоматолога  
13. ПК-45 способностью и готовностью управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций  
14. ПК-50 способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования  

Самоподготовка к занятию:

Знать:

- требования и правила в получении информированного согласия пациента на диагностические и лечебные процедуры;

- организацию работы младшего и среднего медицинского персонала в медицинских организациях;

- ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организаций стоматологического профиля,

- окклюзию, биомеханику зубочелюстной системы;

- свойства стоматологических материалов и препаратов, применяемых в стоматологической практике;

- стоматологические инструменты и аппаратуру.

Уметь:

- анализировать и оценивать качество медицинской, стоматологической помощи и организации медицинской помощи;

- собрать полный медицинский анамнез пациента, включая данные о состоянии полости рта и зубов; провести опрос больного, его родственников;

- интерпретировать результаты обследования, поставить пациенту предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;

- разработать план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия при заболеваниях челюстно-лицевой области;

- вести медицинскую документацию различного характера в стоматологических амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях;

1. применять методы асептики и антисептики, медицинский инструментарий, медикаментозные средства в лабораторно-диагностических и лечебных целях;

- сделать диагностический оттиск, зафиксировать прикус при помощи окклюзионных валиков, отлить модель;

- проводить одонтопрепарирование, контролировать лабораторное изготовление починки;

- работать со стоматологическими инструментами, материалами, средствами, и аппаратурой.

Владеть:

- методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях;

- методами общего клинического обследования взрослых

- клиническими методами обследованиями челюстно-лицевой области;

  • работа с методической разработкой кафедры по теме занятия:

Убыль эмали и дентина в результате их стирания происходит в течение всей жизни человека. Это естественный процесс, и начинается он сразу после прорезывания зубов. Скорость стирания твердых тканей зубов зависит от многих причин: твердости эмали и дентина, вида смыкания зубов, величины жевательного давления, особенностей питания, образа жизни человека и т.д.

Естественное (физиологическое) стирание эмали происходит в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В горизонтальной плоскости стираются режущие поверхности резцов и клыков, уменьшается выраженность бугорков премоляров и моляров. Это можно рассматривать как приспособительную реакцию организма: снижение функциональных возможностей паро-донта компенсируется уменьшением высоты клинической коронки зуба. При вертикальной форме стирания происходят уплощение контактных поверхностей зубов и, как следствие, мезиальное их смещение и укорочение зубной дуги. Это также приспособительная реакция, которая обеспечивает уменьшение треугольных промежутков в области (атрофии) ретракции десны. В определенных условиях (употребление мягкой пищи, глубокая резцовая окклюзия, подвижность зубов и т.д.) может происходить задержка физиологического стирания и анатомическая форма коронок сохраняется.

Кроме естественного стирания, наблюдается повышенное стирание зубов. Оно характеризуется значительной потерей эмали и дентина в течение короткого времени. В зависимости от прикуса стираются или режущие поверхности резцов и клыков, бугорки премоляров и моляров, или оральные и губные поверхности коронок.

Повышенное стирание зубов - полиэтиологическое заболевание, выделенное в Международной классификации болезней в качестве отдельной нозологической формы (по МКБ-10С К03.0).

Причинами стираемости могут быть:

• функциональная недостаточность твердых тканей зубов, обусловленная их морфологической неполноценностью:

- врожденной (вследствие нарушений энамело- и дентиногенеза при болезнях матери и ребенка);

- наследственной (синдром Стейнтона-Капдепона);

- эндогенного характера (нейродистрофические заболевания, расстройства функции эндокринного аппарата, в частности паращитовидных желез, нарушения обмена веществ различной этиологии);

• функциональная окклюзионная перегрузка зубов или зубных рядов, обусловленная:

- дефектами зубных рядов (уменьшение числа антагонирующих пар зубов);

- парафункцией жевательных мышц (бруксизм, беспищевое жевание и др.);

• вредные физические или химические факторы (вибрация, физическое напряжение, кислотные и щелочные некрозы, запыленность);

• сочетанное воздействие перечисленных факторов.

Можно предположить, что термин "повышенное стирание" объединяет различные состояния зубочелюстной системы, нередко с неясной этиологией, но с общей для всех патологоанатомической характеристикой: быстрая утрата твердых тканей всех или только части зубов.

При повышенном стирании нарушается структура твердых тканей зуба: происходят снижение четкости межпризменных пространств эмали, нарушение связи между призмами, облитерация дентинных канальцев. В пульпе наблюдаются фиброзные перерождения и образование петрификатов. Если процесс образования заместительного дентина происходит медленно, то появляется гиперестезия (повышенная чувствительность) зубов. Степень выраженности гиперестезии зависит от скорости стирания твердых тканей, реакции пульпы и порога болевой чувствительности организма человека.

При первой степени убыли твердых тканей стираются бугорки и режущие края зубов, при второй - коронки стираются до контактных площадок, при третьей - до уровня десны.

Выделяют три клинические формы повышенного стирания: вертикальную, горизонтальную и смешанную (рис. 6-1).

При вертикальной форме с нормальным перекрытием передних зубов стирание наблюдается на нёбной поверхности передних зубов верхней челюсти и губной поверхности зубов-антагонистов на нижней челюсти. Ситуация меняется при обратном перекрытии: стирается губная поверхность верхних передних зубов и язычная - нижних. Горизонтальная форма характеризуется укорочением коронок по горизонтальной плоскости: появляются горизонтальные фасетки стирания на режущей и жевательной поверхностях. При смешанной форме повышенное стирание развивается как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.

Повышенное стирание может носить ограниченный и разлитой характер, соответственно различают локализованную и генерализованную форму стирания. Локализованная форма чаще встречается в области передних зубов, генерализованная (разлитая) форма отмечается по всей зубной дуге.

В зависимости от компенсаторно-приспособительной реакции жевательного аппарата следует различать 2 клинические формы повышенного стирания твердых тканей зубов: некомпенсированную и компенсированную. Данные формы могут наблюдаться как при локализованной, так и генерализованной форме повышенного стирания зубов.

Рис. 6-1. Формы повышенного стирания зубов: а - горизонтальная; б - вертикальная; в - смешанная

При обследовании пациентов для правильного планирования подготовки полости рта и ортопедического лечения необходимо провести:

• тщательный сбор анамнеза;

• рентгенографию всех зубов;

• электроодонтодиагностику всех зубов;

• изучение диагностических моделей;

• определение высоты нижнего отдела лица, и в случае снижения более 4 мм - проведение рентгенографии височно-нижнечелюстных суставов (по возможности следует проводить также рентгеноцефалометрический анализ лицевого скелета).

В связи с различием в микротвердости эмали и дентина стершиеся зубы (II и III степени стертости) имеют типичную форму с кратерообразными участками: острые более высокие края твердой эмали и вогнутое дно из более мягкого дентина.

При повышенном стирании твердых тканей зубов возникает патогенетический "порочный круг". Нарушение анатомической формы зубов (стирание режущего края передних зубов, жевательных бугорков у боковых зубов) приводит к необходимости рефлекторного компенсаторного увеличения силы мышечного сокращения, т.е. к увеличению жевательного давления для выполнения обычной функции откусывания или пережевывания пищи. Это, в свою очередь, приводит к еще большему стиранию зубов. Круг замкнулся (см. схему).

Поэтому ортопедическое лечение с реставрацией формы окклюзионной поверхности стершихся зубов является патогенетической терапией.

При ортопедическом лечении больных с повышенным стиранием необходимо устранить причины и заместить убыль твердых тканей зубов, разорвав порочный патогенетический круг. По возможности необходимо замедлить или остановить процесс стирания, снять повышенную чувствительность зубов (курс комплексной реминерализующей терапии). Методы ортопедического лечения обусловлены формой повышенного стирания зубов, степенью стирания зубов, наличием сопутствующих осложнений: дистальным смещением нижней челюсти, частичной потерей зубов, дисфункцией височно-нижнечелюстных суставов.

Практическое занятие:

Содержание практического занятия:

Правильно оценить смоделированную клиническую ситуацию, провести определение резерва пародонту опорных зубов, определить протяженность дефекта, определить количество опорных зубов, провести оценку окклюзионных соотношений, определить степень патологического стирания. Выбирать конструкцию зубных протезов.

· базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:

Название предыдущей дисциплины Полученные знания, навыки и умения
Терапевтическая стоматология Знать основные стоматологические заболевания и уметь избирать методы их лечения
Хирургическая стоматология Уметь определять показания к плановому хирургическому лечению в ходе проведения санации

· вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:

Вопросы семинара:
  Причины, приводящие к возникновению патологической стираемости зубов.
  Патогенез патологической стираемости. Классификация и формы патологической стираемости зубов
  Методы подготовки полости рта к ортопедическому лечению при патологической стираемости зубов
  Ортопедическое лечение при патологической стираемости зубов, особенности и методы его проведения.
  Осложнения, возникающие вследствие патологического стирания твердых тканей зуба.
  Клинические особенности состояния зубов при патологической стираемости.
  Мероприятия по профилактике дальнейшего разрушения зубочелюстной системы при патологической стираемости зубов

· тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию:

  Форма повышенной стертости твердых тканей зубов зависит от: а) формы зубных рядов б) вида прикуса в) размера зубов г) размера челюстей д) верно а) и в)    
  Форма повышенной стертости твердых тканей зубов, при которой поражены вестибулярная и (или) оральная поверхности зубов, называется: а) смешанная б) вертикальная в) компенсированная г) декомпенсированная д) горизонтальная  
  Автором классификации повышенной стертости по распространенности патологического процесса является: а) Грозовский б) Курляндский в) Бушан г) Дойников д) Копейкин  
  При компенсированной форме локализованной повышенной стертости твердых тканей зубов показан метод ортодонтического лечения: а) постепенная дезокклюзия б) коррекция формы зубных рядов в) последовательная дезокклюзия г) перестройка миотатического рефлекса д) верно б) и г)  
  При I степени повышенной стертости зубов показано применение: а) пластиночных протезов б) вкладок в) штифтовых конструкций с последующим покрытием коронкой г) искусственных коронок д) верно б) и г)  
  При повышенной стертости твердых тканей зубов полость зуба: а) увеличивается б) уменьшается в) не изменяется г) в начале заболевания увеличивается, затем уменьшается д) в начале заболевания уменьшается, затем увеличивается а  
  Осложнением повышенной стертости зубов является: а) кариес б) окклюзионно-артикуляционный дисфункциональный синдром в) флюороз г) гингивостоматит Венсана д) клиновидный дефект  
  При горизонтальной повышенной стертости твердых тканей зубов форма фасеток стирания: а) клинообразная б) кратерообразная в) ступенчатая г) овальная д) округлая  
  Экзогенные этиологические факторы повышенной стертости, приводящие к функциональной недостаточности твердых тканей зубов: а) патология прикуса б) химическое воздействие кислот и щелочей в) частичная адентия г) бруксизм д) верно а) и в)  

рекомендованная литература:

Основная:

1) Аболмасов Н.Г. Ортопедическая стоматология. / Н.Г. Аболмасов, Н.Н. Аболмасов, В.А. Бычков, А. Аль-Хаким //М.: МЕДпресс-информ, 2002.

2) Жулев Е.Н. Ортопедическая стоматология. / Е.Н. Жулев//М.: МИА, 2012

3) Копейкин В.Н. Руководство по ортопедической стоматологии. / В.Н. Копейкин // — М.: Триада-Х, 2004

4) Лебеденко И.Ю. Руководство к практическим занятиям по ортопедической стоматологии для студентов 3 курса. / И.Ю.Лебеденко, В.В. Еричев, Б.П. Маркова// М.: Практическая медицина, 2007

Дополнительная

1) Журнал «Институт стоматологии».

2)Журнал «Клиническая стоматология».

3) Журнал «Пародонтология».

4) Журнал «Панорама ортопедической стоматологии».

5) Журнал «Стоматология».

6) Материалы интернет.

5. Работа на занятии:

· план занятия:

5.1. Организационные вопросы – 3 мин.

5.2. Цель занятия – 1 мин.

5.3. Мотивация – 1 мин.

5.4. Проверка исходного уровня знаний – 15 мин.

5.5. Коррекция исходного уровня знаний – 10 мин.

5.6. Семинар по теме – 60 мин.

5.7. Самостоятельная работа под контролем преподавателя для овладения практическими навыками: участие в приеме тематического больного преподавателем, обследование друг друга, работа с блоком информации, историями болезни, данными обследования, алгоритмами диагностики и лечения, решение ситуационных задач – 50 мин.

5.8. Клинический разбор больных – 20 мин.

5.9. Итоговый контроль: тестирование – 10 мин.

5.10. Подведение итогов занятия – 10 мин.

· место проведения занятия: кафедра ортопедической стоматологии – учебная аудитория, лечебный зал.

· оснащение и время проведения занятий:

- лечебные залы

- стоматологические установки

- стоматологические и зуботехнические инструменты

- стоматологические расходные материалы

- средства индивидуальной защиты

- компьютер

- мультимедийный проектор

- комплект тестовых и ситуационных задач

· форма отчетности:

o Доклад студента

o Тестирование

o Ситуационная задача

o Отчет по практике: бланк истории болезни с результатами обследования

o Рейтинговая оценка студента

Рейтинговая оценка работы студента на занятии:

Составляющие рейтинговой оценки: Максимальная сумма баллов Рейтинг студента*
  Явка на занятие 1 балл  
  Активность на занятии 1 балл  
  Освоение теории 10 баллов  
  Решение тестов 10 баллов  
  Решение ситуационных задач 10 баллов  
  Практическое занятие 10 баллов  
  Самостоятельная работа студента:    
  Подготовка мультимедийного доклада 10 баллов  
  Устный доклад 5 баллов  
  Устное сообщение 2 балла  
  Итого (100) 52 балла  
  Количество минимальных баллов (70) 36 баллов  

Практическое занятие (уточнение критериев оценки):

  Название манипуляции Не выполнено Выполнено частично Выполнено  
0 баллов 1 балл 2 балла
  Использование защитных средств      
  Соблюдение правил асептики и антисептики      
  Соблюдение алгоритма обследования      
  Заполнение истории болезни      
  Постановка диагноза, в т.ч. по МКБ      
  Итого     10 баллов

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫС­ШЕГО ПРО­ФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Е.А. ВАГНЕРА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВО­ОХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕ­ДЕРАЦИИ   КАФЕДРА ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ    
  УТВЕРЖДАЮ: заведующий кафедрой ортопедической стоматологии проф. Г.И.Рогожников _________________________________ заседание №____ от ___ 31.01.13 ____    
ПРОТЕЗИРОВАНИЕ ЗУБНЫХ РЯДОВ (СЛОЖНОЕ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ)
   
  Практическое занятие № 2: локализованная форма повышенного стирания. Методы ортопедического и комплексного лечения.  
Методическая разработка для студентов стоматологического факультета  
    Курс 4, семестр 6 Факультет: стоматологический Продолжительность занятия: 3 часа  
    Пермь, 2013

1. Тема занятия: Локализованная форма повышенного стирания. Методы ортопедического и комплексного лечения.

2. Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности. Изучение данной темы позволяет усвоить методы ортопедического и комплексного лечения локализованной формы повышенного стирания зубов.

3. Цель занятия: ознакомить студентов с клиническими проявлениями и методами лечения локализованной формы повышенного стирания зубов.

Перечисленные результаты освоения образовательной программы являются основой для формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

п/№ Номер/ индекс компе­тенции Содержание компетенции (или ее части)  
 
       
15. ОК-1 способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности  
16. ОК-7 способностью и готовностью использовать методы управления, организо­вать работу ис­полнителей, находить и принимать ответственные управлен­ческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профес­сиональной компетенции  
17. ОК-8 способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обще­стве моральных и правовых норм, соблюдать правила вра­чебной этики, законы и норма­тивные правовые акты по работе с конфиден­циальной информацией, сохранять врачебную тайну  
18. ПК-1 способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачеб­ной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением  
19. ПК-4 способностью и готовностью анализировать результаты собственной дея­тельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административ­ную, гражданско-правовую, уголовную ответственность  
20. ПК-7 способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обра­ботку лечебных и диагностиче­ских помещений медицинских организаций  
21. ПК-9 способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различ­ных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач  
22. ПК-18 способностью и готовностью к проведению стоматологических профессио­нальных проце­дур  
23. ПК-21 способностью и готовностью анализировать закономерности функциониро­вания отдель­ных органов и систем, использовать знания анатомо-физиоло­гических основ, основные методики клинико-иммунологического обследо­вания и оценки функционального состоя­ния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологи­ческих процессов  
24. ПК-44 способностью и готовностью понимать иерархию правления отраслью, структуру орга­низации медицинской помощи населению и значение сто­матологической службы в сис­теме здравоохранения Российской Федера­ции, роль врача-стоматолога в охране здоровья граждан; нормативную правовую базу деятельности врача-стоматолога  
25. ПК-45 способностью и готовностью управлять средним и младшим медицинским персоналом для обеспечения эффективности лечебного процесса; к анализу показателей деятельности медицинских организаций, к использованию современных организационных технологий профилактики, диагностики, лечения, реабилитации при оказании медицинских услуг в основных типах медицинских организаций  
26. ПК-48 способностью и готовностью оформлять текущую документацию, соста­вить этапность диспансерного наблюдения, оценивать качество и эффек­тивность диспансеризации; реали­зовывать госпитализацию в экстренном порядке; использовать формы и методы профилак­тики стоматологических заболеваний  
27. ПК-50 способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования  

4. Самоподготовка к занятию:

· цель самоподготовки: в результате освоения темы занятия студент должен:

Знать:

- клинику, диагностику локализованной формы повышенного стирания,

- методы ортопедического и комплексного лечения

Уметь:

- клинически применить лечебно-диагностическую каппу,

Владеть:

- оформлением необходимой документации при ортопедическом лечении паци­ентов с локализованной формой повышенного стирания зубов.

· работа с методической разработкой кафедры по теме занятия:

Повышенное стирание может носить ограниченный и разлитой характер. Ограниченное или локализованное повышенное стирание захватывает лишь отдельные зубы или группу зубов, не распространяясь по всей дуге. Чаще оно наблюдается в области передних зубов, но процесс может распространяться на премоляры и моляры.

Условно можно выделить 3 группы причин локализованной патологической стираемости зуба.

Функциональная недостаточность твердых тканей зубов:

1.Эндогенные факторы.

а) врожденная функциональная недостаточность: неполноценность эмали и дентина, мраморная болезнь, несовершенный остеогенез (синдром Фролика и Любштейна), синдром Капдепона;

б) приобретенная функциональная недостаточность: эндокринопатии.

2. Экзогенные факторы, а) алиментарная недостаточность: (нарушения всасывания Са, заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания почек).

б) Клиническое повреждение: клеточный некроз, фтористый некроз.

в) Физические факторы: лучевой некроз, вибрация, шум.

П. Факторы, общим моментом которых является чрезмерное абразивное воздействие на твердые ткани зубов.

1. Пища

2. Средства гигиены

3. Профессиональные вредности на производстве

4. Поверхность зубных протезов

Ш. Функциональная перегрузка зубов:

1. Патология прикуса.

2. Частичная адентия.

3. Нарушение окклюзии при неправильном протезировании.

4. Нерациональное протезирование.

Повышенное стирание бывает горизонтальным, вертикальным, смешанным. Смешанная форма чаще всего наблюдается при ортогнатическом, реже - при глубоком прикусе. Вертикальное стирание имеет место в области резцов и клыков, а горизонтальное – в области премоляров и моляров. Частота и степень выраженной вертикальной и горизонтальной форм зависят от глубины резцового перекрытия.

В зависимости от компенсаторно – приспособительной реакции зубочелюстной системы следует различать две клинические формы: декомпенсированная и компенсированная.

Локализованная компенсированная форма стирания также вызывает уменьшение высоты коронок отдельных зубов. При этом стертые зубы сохраняют контакт с антагонистами за счет гипертрофии альвеолярной части (вакатная гипертрофия) в этой зоне, которая приводит к зубоальвеолярному удлинению. Межальвеолярная высота и высота нижнего отдела лица остаются неизменными.

Лечение больных с локализованной формой повышенного стирания зубов заключается в восстановлении анатомической формы и функции стертых зубов.

При компенсированной форме повышенной стираемости больные нуждаются в специальной подготовке перед протезированием, задачей которого является обеспечение места для протеза. С этой целью с помощью лечебной накусочной пластинки осуществляется перестройка альвеолярного отростка и перемещение зубов с повышенным стиранием. Величина разобщения зубных рядов на накусочной пластинке должна быть равна величине свободного межокклюзионного расстояния. Для ускорения перестройки альвеолярного отростка у пациентов старше 30 лет следует проводить кортикотомию.

Для изготовления лечебно-накусочной пластинки снимают оттиски, определяют центральную окклюзию и по общепринятой методике готовят съемный пластиночный протез. После привыкания к протезу на поверхность смыкания пластмассовых зубов, антагонирующих с выдвинувшимся зубом, накладывают небольшую порцию быстротвердеющей пластмассы и повышают межальвеолярную высоту на 1.5-2 мм. Пародонт выдвинувшегося зуба испытывает повышенную окклюзионную нагрузку. Под влиянием такой нагрузки наступают процессы перестройки во всех тканях пародонта, в том числе костной ткани альвеолярного отростка. Последние выражаются в рассасывании костной ткани на всей внутренней поверхности и гребню лунки нагруженного зуба. В этих участках, многочисленных лакунах располагаются многоядерные клетки остеокласты, которые и рассасывают кость. В результате этого выдвинувшийся зуб постепенно внедряется в лунку, но укорочения коронковой части его не наблюдается, к.к. костная ткань рассасывается и по гребню лунки, в связи с чем соотношение внутриальвеолярной и внеальвеолярной частей зуба не изменяется. Происходит так называемое зубоальвеолярное укорочение, т.е. укорачивается зуб вместе с альвеолярным отростком.

Вместо применения пластинки возможно использование временных мостовидных протезов или зубодесневых капп.

В более старшем возрасте или при наличии резко выраженного зубоальвеолярного удлинения такое лечение не рационально. В подобных случаях следует депульпировать выдвинувшиеся зубы, а затем укоротить их до нужной величины. В отдельных случаях, когда деформация резко выражена и путем укорочения зубов невозможно получить оптимальные условия для протезирования, показано удаление зубов с альвеолотомией или без нее.

При повышенном стирании III степени, когда корни зубов не представляют ценности, проводится специальная хирургическая подготовка – удаление корней стертых зубов с резекцией части альвеолярного отростка.

После подготовки полости рта проводится ортопедическое лечение различными видами искусственных коронок, выбор которых определяется местом зуба в зубном ряду и степенью его стирания.

· базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:

Раздел для повторения Смежная дисциплина
Некариозные поражения зубов Терапевтическая стоматология


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: