В процессе уроков:
§ определить последовательность событий на фронтах Второй мировой войны, ознаменовавших коренной перелом в военных действиях в пользу сил Антигитлеровской коалиции;
§ раскрыть значение понятия «коренной перелом» в ходе войны, выделив существенные черты, признаки этого понятия на основе изучения важнейших событий периода Второй мировой войны конец 1942 – 1943 гг.;
§ проанализировать изменение стратегии действий советского командования в период коренного перелома Великой Отечественной войны, ее отличие от стратегии командования Красной Армии в начальный период войны;
§ сравнить вклад союзников по Антигитлеровской коалиции в осуществлении коренного перелома в ходе Второй мировой войны, сделать выводы с результате сравнения о решающем вкладе Советского Союза;
§ охарактеризовать перемены, произошедшие в советском обществе в период Великой Отечественной войны, вызванные незначительной трансформацией сталинского режима;
§ показать противоречивый характер поведения советских людей на оккупированных территориях: от широкого развития партизанского движения против оккупантов до откровенного предательства, как следствия проводимой политики сталинского режима в предвоенный период.
Основные понятия: коренной перелом в ходе войны, операция «Уран», операция «Цитадель», преднамеренная оборона, «большая тройка», второй фронт, «Большая земля», партизанское движение.
Основные даты: июнь 1942 г. – победа американского флота у аттола Мидуэй.
Октябрь – ноябрь 1942 г. – сражение у Эль-Аламейне в Северной Африке.
19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – контрнаступление советских войск под
|
Сталинградом.
Май 1943 г. – капитуляция итало-германских войск в Тунисе.
5 июля – 23 августа 1943 г. – Курская битва.
1943 г. – Тегеранская конференция.
Персоналии: Н.Ф. Ватутин, Р.Я. Малиновский, А.М. Василевский, П.А. Ротмистров,
Л.Б. Монтгомери, А.А. Власов, П.К. Пономаренко, С.А. Ковпак,
А.Ф. Федоров.
Вопросы плана уроков | Приемы, средства и содержание обучения |
1. Победы советских войск под Сталинградом и на Курской дуге. а). Контрнаступление советских войск под Сталинградом. б). Операция «Цитадель». в). Преднамеренная оборона советских войск. г). Сражение под Прохоровкой. д). Коренной перелом. 2. Сражения в Северной Африке и на Тихом океане. а). Победа англичан в Северной Африке. б). Переход Италии на сторону Антигитлеровской коалиции. в). Победа США на море. г). Тегеранская конференция. | Å Работа с текстом учебника (§25). Работа на уроке с понятием коренной перелом. Изложение учителем содержания понятия коренного перелома, который включает в себя: 1 окончательный переход стратегической инициативы от одной воюющей стороны к другой; 2 изменения соотношения сил на международной арене в пользу одной из противоборствующих сторон; 3 обеспечение превосходства оборонной промышленности и экономики тыла над экономикой противника; 4 достижение над противником военно-технического превосходства в новейших видах вооружения. Изучение вопросов 1-2 пунктов плана уроков (соответствуют 1) признаку содержания коренного перелома) на основе выполнения задания: ¢ Используя материал учебника, докажите, что решающие события Второй мировой войны, обеспечившие коренной перелом в пользу держав антигитлеровской коалиции, произошли на советско-германском фронте. Работа по составлению хроники событий конца 1942 – 1943 гг., определивших перелом в ходе военных действий в пользу Антигитлеровской коалиции, или продолжение коллективной работы учащихся с таблицей «Основные этапы и события Второй мировой войны». Выполнение старшеклассниками задания сопровождается работой с картами учебника: №12 «Военные действия в Европе и Северной Африке (19 ноября 1942 г. – 9 мая 1945 г.), стр. XVI-XVII; №13 «Военные действия на Тихом океане в 1941-1942 гг.», стр. XVIII; №14 «Контрнаступление Красной Армии под Сталинградом (ноябрь-декабрь 1942 г.), стр. XIX; №15 «Курская битва (июль-август 1943 г.), стр. XX., в следующей последовательности - №14 и №12, №15, №12, №13. Рекомендуется использовать по изучению вопросов 1-2 пунктов плана уроков задание №1 к параграфу и документ задания №2 (стр. 174) и статистические материалы учебника «Соотношение сил в важнейших сражениях 1942-1943 гг.» (стр. 169). Обратите внимание! В начале 60-х годов в Пентагоне и государственном департаменте США была разработана теория "решающих битв". Первый ее вариант был изложен в книге военного редактора газеты "Нью-Йорк таймс" X. Болдуина "Проигранные и выигранные битвы. Великие компании Второй мировой войны". К числу "великих компаний", которые определили ход всей войны, он отнес сражение в Польше в 1939 г., битву за Англию, борьбу за остров Крит, оборону американской крепости на острове Коррехидор, Сталинградскую битву, бои за атолл Тарава, десантные операции войск западных союзников в Сицилии и Нормандии, морское сражение в заливе Лейте, сражение в Арденнах, захват японского острова Окинава. Как видно, из битв на советско-германском фронте в этот перечень попала только Сталинградская. Бои за остров-крепость Коррехидор на Филиппинах, где 12-тысячный американский гарнизон с января до мая 1942 г. оказывал сопротивление японским войскам, а затем капитулировал. «Великая битва» за атолл Тарава, которая продолжалась три дня, и в которой 15-тысячный американский десант потерял более 3 тыс. человек. § Попробуйте назвать, с вашей точки зрения, «великие компании Второй мировой войны». Какой критерием вы руководствовались при определении «великих компаний Второй мировой войны»? § Как вы думаете, из какого критерия исходил Х. Болдуин? Подумайте! Английский историк Второй мировой войны Тейлор отметил: «В Англии до 1942 г. вероятность того, что солдат в армии получит телеграмму о гибели жены от бомбы, превышала вероятность того, что жена получит телеграмму о гибели мужа в бою», а «общее число убитых англичан во время воздушных налетов составило 60 тыс. за всю Вторую мировую войну...» § Используя фрагмент, сравните активность военных действий до 1942 г. и соответственно вклад в победу над гитлеровской Германией СССР и Великобритании. Å Сравните стратегию действий советского командования в начальный период Великой Отечественной войны и периода коренного перелома. Какие события Сталинградской и Курской битв говорят о значительном росте стратегического мышления командования Красной Армии? Обратите внимание на точку зрения историка Б. Шапталова по данному вопросу. «Высшее командование Красной Армии сумело к середине Великой Отечественной войны в полной мере овладеть искусством маневренных операций стратегического масштаба. К началу 1943 г. советское полководческое искусство практически сравнялось с немецким, а с лета 1943 г. явно превзошло его. Но не следует забывать, что к ноябрю 1942 г. немцы на Восточном фронте оккупировали территорию, равную трем Франциям, и вывели из строя около 10 млн советских солдат, что равно примерно трем французским армиям 1940 г. За это время было подбито около 35 тыс. танков и столько же.самолетов, что в 8—10 раз превышало силы Франции и ее союзников в 1940 г. Но людские и материальные ресурсы Советского Союза позволили продолжать войну, так что возможности учиться военному искусству у советского командования были почти неограниченные. Солдат такую «учебу» вытерпел, но лишь к 1943 г. была преодолена порочная тактика атак живыми волнами». § Сравните приведенную характеристику с тем, что вам известно из материалов учебника и обоснуйте свое мнение. |
|