Многонациональность и многоязычность.




КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА И НОВОЕ ВРЕМЯ

Новое время

Новое время -- условное понятие, обозначающее исторический период, следующий за Средневековьем до Новейшего времени. Понятие это появилось в европейской мысли в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты 15 века разделили историю на древнюю, среднюю и новую. Для гуманистов Новым временем была их современность. «Новизна» по сравнению с предшествующей эпохой заключалась, с точки зрения гуманистов, в развитии светской науки и культуры, то есть определялась не социально-экономическим, а духовно-культурным фактором.

Нижней границей Нового времени разные исследователи считают:

1453 г. – гибель Византийской империи;

1492 г. – ожидание конца света; открытие Колумбом Америки;

1517 – Реформация;

1640 г. – английская революция

Верхней границей Нового времени считатся Первая мировая война (1914—1918.)

Эпоха Нового времени охватывает пять веков: XV, XVI, XVII, XVIII, XIX. Несмотря на единый базис этой культуры, вместе с тем каждый век исторически и культурно своеобразен: XV-XVI – эпоха Ренессенса; XVII – эпоха зарождения, становления рационализма; XVIII – век Просвещения; XIX – век классики, когда основные тенденции предшествующих столетий проявили себя всесторонне полно.

 

В эту эпоху были заложены основы современных знаний в сфере естественных наук и гуманитарной мысли. Критерием истины стал эксперимент, опыт, новая система доказательств. Результатом деятельности гуманистов стала система европейского университетского и академического образования. Имена Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта открыли философию Нового времени.

Новое время пытается построить цивилизацию на основе рациональной практики и науки, а не на единой для всего общества религии. В XVII в. была опровергнута идея о божественном происхождении власти. Английский английский философ-материалист Томас Гоббс выдвинул концепцию, согласно которой государствоявляется не божественным порождением, а результатом сознательного договора между людьми.

Движение Реформации отвергло власть папства над религиозным сознанием, раскололо Западную Европу на католическую и протестантскую части.

Происходит становление национальных государств, изменение форм верховной власти, усиление, расцвет и кризис абсолютистских монархий; на втором этапе Нового времени — становление парламентской демократии в наиболее развитых странах; складывается общеевропейская, а позднее и общемировая система международных отношений.

Труд понимается не как способ встроиться в природу, а как способ изменить ее – индустриальная экономическая культура как результат промышленного переворота.

Характерные черты Нового времени

Многонациональность и многоязычность.

Антропоцентричный характер культуры: «Человек есть мера всех вещей» - этот тезис древнегреческого философа Протагора выражает суть мировоззрения всей европейской культуры Нового времени. Внимание к внутренней духовной жизни порождает обостренное чувство «Я», что привело к открытию самосознания как особой реальности. Рациональное постижение смысла бытия усиливало антропоцентричный характер европейской культуры Нового времени.

Свобода личности: право каждого на жизнь, благосостояние, свободу и т.д.

Инновационный характер культуры: ориентация на изменение привычного образа жизни и образа мыслей, экономики, что способствовало формированию в Новое время так называемой цивилизации техногенного типа.

Индустриализация общественного производства: рост городов, развитие предпринимательства, повышение уровня технической культуры общества. Разрабатываются новые формы организации общественной жизни в экономике, политике, нравственно-правовой сфере.

Дух практицизма, деловитости, утилитаризма, порожденный буржуазным предпринимательством. Протестантизм (страны Северной Европы) утверждает приоритет этики труда, добросовестного отношения к семье, к собственности. Природа становится ареной деятельности человека, а он — ее хозяином.

Разделение власти на политическую и духовную, носителями которых были, с одной стороны, государство, а с другой, - Церковь.

Рост авторитета научного знания. «Знание — сила» Фрэнсис Бэкон. Знание рассматривается как движущая сила общественного прогресса. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается, а грамотность становится общей культурной нормой. Закладывается фундамент классической европейской философии.

Ускоренный темп технического развития: многочисленные научные открытия. В науке XIX века разрабатывается классическая система знаний, основанная на математике и механике. В художественной литературе главным направлением становится критический реализм.

Наряду с формированием национальных культур все отчетливее прорисовываются контуры единой мировой культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: