Художественные системы Нового времени




В искусстве эпохе Возрождения зародились такие художественные системы Нового времени, как: маньеризм, барокко, классицизм, рококо, ренессансный реализм.

Крушение идеала Возрождения привели к новым формам восприятия мира. Оптимистический реализм Возрождения сменяется чувством неустойчивого положения человека, для которого характерен тот или иной конфликт: столкновение прав личности и общественного долга, осознание противоречивости бытия. Личности все труднее отыскать свое место в новых отношениях общества, которому все меньше нужен всесторонний человек Ренессанса и все больше – человек-функция. Эта трагическая коллизия находит выражение в таких направлениях мысли, в таких способах соотношения с миром и, наконец, в таких художественных стилях, как маньеризм, барокко и классицизм.

 

Барокко

(итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. pérola barroca (дословно «жемчужина с пороком»), направление в европейской дворянской и церковной культуре XVI века (Италия, Испания) — середины XVIII века (Венгрия, славянские страны). Барокко отмечено печатью трагизма и бессмысленности жизни. Оптимистический идеал Ренессанса сменяется пессимистической оценкой действительности; восторженное преклонение перед человеком и его возможностями – осознанием его двойственности, непоследовательности, «испорченности», ощущением трагического несоответствия между видимостью вещей и их сущностью; ощущается разорванность бытия, столкновение между телесным и духовным, между привязанностью к чувственной красоте мира и осознанием бренности земного бытия. Барочный стиль стремился к монументальности, мистическим аллегориям и натуральности изображения. Особое внимание в нем уделялось эмоциональному воздействию. Распространенными темами барокко были физические и нравственные страдания человека, а любимыми персонажами – экзальтированные мученики, погибающие или разочарованные герои.

Барокко отмечено вычурным, усложненным художественно-образным мышлением. В живописи, архитектуре, художественной литературе — это преувеличенный пафос, импозантность, напряженная экзальтация, монументальность, что способствовало появлению новых жанров искусства — оперы и балета. В мировой художественной культуре барокко представлено трагедиями П.Кальдерона, архитектурными сооружениями Л.Бернини, В.Растрелли, портретами П.П.Рубенса, музыкой А.Вивальди и И.С.Баха.

Архитектура и живопись барокко https://www.youtube.com/watch?v=7aKSBjUrfeI

Архитектура 17 века. Барокко https://www.youtube.com/watch?v=3afQ0oUnjio

Мода эпохи Барокко https://www.youtube.com/watch?v=vISIID6DDMo

 

Маньеризм

Одним из направлений барокко был маньеризм (Италия) (от итальянского maniera, манера) — направление в западноевропейском искусстве XVI века на переходном этапе от Возрождения к барокко. Для художников этого направления характерно не следование природе, а субъективная «внутренняя идея» художественного образа, рождающаяся в душе, ощущение неустойчивости мира, трагичности, беззащитности в нем человека, находящегося во власти иррациональных сил. Искусство маньеризма проникнуто трагизмом и мистической экзальтацией; произведения отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение.

Маньеризм https://www.youtube.com/playlist?list=PL_wgO1DGDRtYhoRxRi-pfD4JkbWwoKEkk

Джузеппе Арчимбольдо.Сказки картинной галереи https://www.youtube.com/watch?v=8e3ILG4tzto

 

Классицизм

-- (теоретики Н.Буало и Ф.Малерб), художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв. Родиной классицизма (от лат. classicus — «образцовый») стала Франция конца XVII века. Классицизм был тесно связан с придворной аристократической культурой периода утверждения французского абсолютизма. Классицизм -- культура дворянства и абсолютизма. «Государство — это я» — сказал Людовик XIV (1643—1715). В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Р. Декарта. Идеологи классицизма ориентировалсиь на сюжеты, образы и формы античной культуры, но наполняли их новым историческим содержанием. Наибольшей популярностью пользовались традиции поздней римской античности и философия римских стоиков, сторонников сохранения твердости духа в любой ситуации, подчиненности внеличностным целям. Идеологическая основа классицизма включала в себя идеи патриотизма, государственного служения, возвеличивая человека, предпочитающего собственным интересам общественные. Цель искусства классицизма — нравственное воздействие на человека, воспитание в нем благородных чувств. Классицизм характеризовался рационализмом, стремлением создать завершенные гармонические формы, нормативностью, разработав свою систему жестких обязательных правил:

Ø правило трех единств (времени, места, действия) и трех стилей (высокий, средний, низкий);

Ø строгая иерархия жанров: «высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода; «средние» — дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс;

Ø сюжеты из греческой и римской мифологии и истории;

Ø четкая закрепленность положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами;

Ø колонны и портики в архитектуре;

Ø образцовые телосложения героев живописи и скульптуры;

Ø стройность, логичность изложения, тщательной отделки формы художественных произведений;

Для произведений классицизма, ориентированных на реалистическое воссоздание действительности, типичной была избирательность в сюжетах, формах и средствах изображения, подчиненных строгому плану и главной задаче художника – убеждать силой и логикой мысли. Идеалом классицистической культуры становится гражданин, подчиняющий чувства и страсти разуму, совершающий подвиг во благо общества и государства, верный долгу. Классицизм прославляет идею величавого порядка и строгой соподчиненности. Гражданская направленность, нравственный пафос, героически возвышенное начало — все это отвечает интересам и идеологии королевских домов Европы.

Особенно широко классицизм распространен во Франции. В литературе это творчество П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.Б. Мольера, Ж. де Лафонтена, Н. Буало. В живописи — картины Н. Пуссена и придворных художников, в архитектуре — парковый и архитектурный ансамбль Версаля.

Культура XVI - XVII веков. Зарождение классицизма https://www.youtube.com/watch?v=Tc3uyV02kcE

Классицизм https://www.youtube.com/watch?v=MhrdwgGb9-w

Классицизм как направление в искусстве и литературе https://infourok.ru/videouroki/2342

 

Ренессансный реализм

-- стиль в русле европейского Барокко XVII века. Термин "ренессансный реализм" обозначает ту часть художественного достояния XVII века, которая не относится ни к классицизму, ни к барокко и непосредственно связана с идеями и эстетическими позициями гуманистов Возрождения. Его историческая заслуга состояла в решительной борьбе с аристократической чрезмерной изысканностью барокко, с присущей ему фальшивой идеализацией элиты общества.

Реалистическое направление, свободное от стилевых элементов барокко и классицизма, возникает в изобразительном искусстве 17-го века как продолжение реалистических традиций Ренессанса. В итальянском искусстве оно нашло наиболее полное выражение в произведениях Микеланджело Меризи да Караваджо, оказавшего громадное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы, созданной позже такими художниками, как Мантенья, Питер Брейгель Младший, Ганс Гольбейн и др.

Одно из существеннейших отличий реалистического искуства этого времени и от классицистического, и от барочного, раскрывается в портрете. Для обеих разновидностей «высокого» искусства изображение человека означает возведение реального к идеальному, как бы это идеальное ни понималось, а для ренессансного реализма (творчество, например, Караваджо, Рембрандта или Веласкеса) задача портретирования -- в постижении индивидуальности изображаемой личности. С культурологической точки зрения в XVII веке принцип ''портретности'' распространялся на все предметы, изображавшиеся живописью: изображение животного становилось его «портретом»; «портретами вещей» были натюрморты голландских художников, а «портретами природы» -- их пейзажные картины.

Голландская живопись. Рембрандт https://ok.ru/video/265716240892

Микеланджело Меризи да Караваджо- итальянский художник XVII века. Галерея картин https://www.youtube.com/watch?v=PVdjnZNlFik

Рококо

— (раковина, узор из камней и раковин), западно­европейский художественный стиль, который был наиболее утонченной и облегченной формой искусства барокко; возник и достиг расцвета в 20-40 гг. XVIII века во Франции. Рококо стало украшением праздной жизни беспечной, изнеженной дворянской знати. Игривость, легкомыслие, остроумие, стали модой высшего света, и это нашло отражение в живописи, керамике, резьбе, архитектуре, ювелирных изделиях, росписи внутренних интерьеров зданий и т.п.

Архитектура и искусство рококо https://www.youtube.com/watch?v=rZq8nhyNb_E

 

Просвещение

В конце XVII – начале XVIII вв. в европейской культуре возникает идеология Просвещения с ее приоритетом образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства, идеями воспитания совершенного человека. Решающим толчком в генезисе Просвещения была Английская буржуазная революция 1640 г., глубоко расшатавшая устои английского общества. Именно в Англии рационалистические стремления были сформулированы, приведены в систему, которая выработала определенное самостоятельное отношение к главным вопросам философии, политики и морали. Мыслителей раннего английского Просвещения (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм) стали называть вольнодумцами.

На первый план Просвещение выдвигает не самого человека, но разум как основу творчески преобразующего мир начала. Разум предстает как особая самостоятельная субстанция, отделенная от человека, но уже не соотносимая с Всемогущим Творцом (хотя и наделенная почти теми же функциями), а человек – как основной его носитель. «Просвещенцы» стремились к социальному и общекультурному переустройству мира, рассчитывая перевернуть сознание масс. Методы, которыми они намеревались изменить мир – это методы насильственного перелома культуры, общественного сознания и государственных структур. Они считали, что революция в головах и государстве – единственный метод достижения подлинного величия человека. И если на пути этих целей стоит Бог, то Бога нужно низвергнуть, т. е. отказаться от признания его влияния на жизнь человека. Идеологи «просвещенного атеизма» восприняли Бога как соперника в господстве над мирозданием. И это отразилось в литературе, искусстве, науке, социально-общественной жизни. Ученые стали искать причину возникновения мира в материи, происхождения человека -- в эволюции, философы создавали нравственные доктрины, основанные не «страхе Божием» (то есть ответственности за свои поступки перед Богом), а на социальных нормах, и т. д. Этот процесс захватил всю Западную Европу. Просветители были убеждены в том, что развитие разума способно изменить общественную жизнь в соответствии с законами природы. Подобные идеи мы находим в работах Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Вольтера. По мере развития Просвещения происходит постепенное очеловечивание разума; к концу XVIII в. разум все более связывается с человеком, становится его атрибутом, и точка, где происходит их окончательное слияние, становится концом Просвещения, ибо невозможна вера в разум, соединенный с человеческими недостатками: практика применения такого разума все больше демонстрирует его ограниченность, выявляет его разрушительные стороны, что особенно было осознано на опыте Великой Французской революции, где первая попытка выстроить по рационалистическим образцам «общество всеобщего счастья и благоденствия» закончилась грандиозной неудачей, а рационализм новоевропейской культуры выявил свою предельную узость. Просвещение соединило в себе противоречивые идеи и настроения: веру в переустройство мира и социальную апатию, формирование рациональных идей и пассивность.

Наибольшее развитие и воплощение идеи Просвещения получили во Франции. Писатели Просвещения называли себя философами. Вольтер, (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ), был признанным вождем просветителей Европы. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью Вольтера и называют общим именем − вольтериянство. Расцвет деятельности французских материалистов относится к 50 – 60 гг. XVIII в. и тесно связан с изданием «Энциклопедии и Толкового словаря наук, искусств и ремесел » в 35 томах.

Эпоха Возрождения, заразившая человечество неверием, безбожием, породила массовое увлечение оккультизмом, -- поискам таинственной силы, котоая якобы способной дать человеку все без особых усилий, напряжения воли и борьбы с грехом. В XVIII веке поиски тайного знания достигли своего апогея и выразились в поисках философского камня, с помощью которого человек мог бы получить власть над жизнью и смертью. Все эти устремления человека способствовали расцвету тайных обществ, которые наводнили в XVII – XVIII веках всю Европу, и возникновении оккультной философии.

 

Эпоха Просвещения и просветители (рус.) Новая история: https://imperiya.by/video/P7IvXmweecd/epoha-prosvescheniya-i-prosvetiteli-rus-novaya-istoriya.html

Эпоха Просвещения https://www.youtube.com/watch?v=Pym9QVQziho

Научная революция и эпоха просвещения https://www.youtube.com/watch?v=Eju-uXSmA08

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: