Сентиментализм (XVIII — начало XIX века)




1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.

2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).

3) Ведущая тема — тема смерти.

4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.

5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.

Основные тенденции культуры XIX века.

В своей основе культура XIX столетия базируется на тех же мировоззренческих посылках, что и вся культура Нового времени: рационализм, антропоцентризм, европоцентризм, сциенти́зм (фр. scientisme, от лат. scientia, наука, знание — идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и главным фактором взаимодействия человека с миром), и др. XIX век – это эпоха классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и затем вступила в стадию кризиса.

XIX век – время расцвета классического естествознания, создания единой системы наук. Научные открытия все более воздействовали на развитие ведущих отраслей промышленности – металлургии, приборостроения, транспорта, химической промышленности и др. XIX век принес 8527 открытий и изобретений – больше, чем все вместе взятые предшествующие столетия. В 1803 г. появился первый автомобиль с паровым двигателем, в 1807 г. – пароход, в 1814 г. –паровоз, к 1830 г. были проложены первые 50 км железнодорожного пути между Манчестером и Ливерпулем. В 1832 г. С. Морзе изобрел электрический телеграф. Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины следовали одно за другим. Начала складываться мировая капиталистическая система хозяйства, мировой рынок, стало возможным впервые говорить о мировой истории и мировой культуре.

Но единственной целью и культуры, и науки становится польза, а не собственно познание. Наука начала служить капиталу. Дегуманизированное материальное производство, отчуждавшее продукт и процесс труда от работника, противостояло миру духовных ценностей. Доминантами общественного сознания и ориентирами культуры становятся польза, достаток, комфорт. Наслаждения быта становятся главной целью человека, познание мира превращается в постижение законов физического мира. За идеей накопления капитала, желания комфорта и налаженного быта, по сути, скрывается идея власти. Свобода стала восприниматься как умение властвовать над другими. Если раньше мораль и нравственность понимались как законы, установленные Богом, то теперь они диктовались условиями в обществе. Мир духовный стали понимать не как мир Божественный, а как мир, наполненный духами природы. Происходит возврат к мифологическому, языческому восприятию мироздания.

Характерной чертой искусства XIX столетия является отсутствие единой эстетической доминанты. Последнее крупное художественное направление – романтизм – пытается преодолеть разорванность культуры через «динамический синтез искусств», но безуспешно. Отныне развитие искусства характеризуется асинхронностью, разнообразием стилей, борьбой противоположных направлений.

Романтизм

явился реакцией на идеи Просвещения, некоторые из них раскрылись в романтизме гораздо полнее, например, идея «естественного человека» Ж.-Ж. Руссо, культ природы, проникновение в психологию своих героев, интерес к народному искусству.

Специфические черты романтического искусства:

1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).

2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью.

3) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром; показание богатства и уникальности человеческой души.

4) Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.

5) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).

Романтизм отвергает современную ему действительность -- вместилище всех пороков. По характеру отрицания действительности различают революционный романтизм (автор восстаёт против ненавистного ему мира) и пассивный романтизм (автор бежит от действительности, создавая альтернативный художественный мир -- идея «эскапизма»). Это бегство за пределы буржуазного общества происходит в трех направлениях:

1. уход в природу, которая соотносилась с идеалом естественности, свободы и чистоты (отсюда – критика города, идеализация простых тружеников и интерес к их духовности, выраженной в фольклоре); внимание к экзотическим странам (восточные темы в поэзии Байрона), создание воображаемых миров (творчество Гофмана, Гейне, Вагнера);

2. переход в иное время: идеализация прошлого, особенно средневековое, его нравов, образа жизни (рыцарские романы В. Скотта, оперы Вагнера), ремесленного уклада (Новалис, Гофман), патриархального быта крестьян (Кольридж, Ж. Санд) и др.;

3. уход в собственный внутренний мир (сказки Гофмана, Гауфа, Андерсена, портретный жанр у Т. Жерико, Э. Делакруа и др.).

Реализм

Наряду с романтизмом в 40-е гг. XIX в. складывается и утверждается как самостоятельное течение «реализм».

Все более острыми становятся социальные противоречия, влияние денег на быт, нравы общества, на духовное развитие человека, и зеркалом этих процессов выступает реалистическое искусство. Социально-исторический, или критический реализм XIX в. наследовал лучшие традиции реализма Возрождения и Просвещения. Но он связан также и с революционным романтизмом: отрицание бесчеловечных буржуазных порядков, обращенность к духовному миру человека. Реализму были близки открытая романтиками тема народности, историческое чувство. Однако, в отличие от романтизма, бегущего от действительности, он стремится к раскрытию сущности социальных катаклизмов. Реализм интересуется не индивидом в чрезвычайных обстоятельствах, а «жизнью сердца, души и разума в нормальном состоянии» (Мопассан) и точным отображением «типических характеров» в «типичных обстоятельствах». Его характерные черты:

1) Следование принципу историзма.

2) Изображение типического героя в типических обстоятельствах.

3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.

4) Показание характеров героев в развитии; они многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.

5) Использование живого разговорный языка.

Натурализм

В 80-е гг. XIX в. на базе реализма возникает натурализм (Гонкур, А. Доде, Э. Золя и др.), связанный в своих основах с позитивизмом (Г. Спенсер) и эволюционной теорией Ч. Дарвина. Но если реализм был пропитан «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен какой-либо идеальной позиции человеческих ценностей. В отличие от реализма, проникнутого духом социальности, натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования. Творчество представителей натурализма утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека, буднично опустошающийся поток жизни, и в то же время возводило в абсолют роль подсознательного в человеке. Все это приводило к фатализму и пессимизму, а у натуралистов, близких к декадентскому миросозерцанию, принцип «беспристрастности» становился оправданием социальной апатии.

Характерные черты натурализма:

1) Стремление к внешне точному и бесстрастному изображению действительности и человеческого характера.

2) Сосредоточенность внимания авторов на быте, физиологических основах человеческой психики.

4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения.

5) Бессюжетность некоторых художественных произведений.

Декаданс

(фр. décadent, упадочный) – в своем генезисе явление сложное и противоречивое – на начальных этапах был связан с различными направлениями реализма. Этот термин употреблялся в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре конца 50-х гг. XIX – начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма, упадничества. Иногда рассматривается как cвязующее звено между романтизмом XIX века и модернизмом XX века. Впервые эти черты проявились во французском символизме, а также в английском эстетизме у теоретиков концепции «искусство для искусства» (Д. Рескин, О. Уайльд и др.). Позже они проявятся и у модернистов. В известной степени они характерны и для импрессионизма.

https://arzamas.academy/materials/414

Модернизм

(итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний»). В этот же период возникает новый термин «дух современности» — модернизм, представлявший собой совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого — середины двадцатого столетия. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год — год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников, забракованные жюри официального Салона. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Возникновению модернизма предшествовали концепции искусство для искусства, тенденции эстетизма, субъективизма и формализма. Искусство модернизма не создавалось какой-либо определенной группой художников; его направления возникали в разные годы, в разных странах. Многочисленные модернистские направления не были связаны и национальными традициями искусства своих стран. Разбросанные по разным странам, разделенные десятилетиями, модернистские течения связаны между собой одним: их объединяет антиреалистический метод.

По кругу идей модернизм несколько похож на романтизм: тот же бунт против традиций, поиск самовыражения, внимание индивидуальности каждого художника. Каждый поэт, музыкант или художник стремиться открыть свое направление, придумать новый язык, новую картину мира. Искусство обращается на самое себя, его темами часто становятся размышления над тем, что такое искусство.

Модернистских направлений множество. Наиболее значительными из них были символизм, импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.

Конец XIX века проходит под знаком символизма в искусстве.

Символизм (1870 — 1910-е годы)

Характерные черты символизма:

1) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.

2) Передача созерцаемых тайных смыслов через символ, мышление аналогиями.

3) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.

4) Представление об искусстве как интуитивном постижении мира.

5). Внимание к музыке и ритмике стиха, поскольку музыкальная стихия считается праосновой не только искусства, но и жизни.

6) Идея о том, что художник в процессе творчества изменяет мир (демиургичность).

10) Мифотворчество.

 

Одной из ветвей модернизма принято считать также АВАНГАРД, что в переводе означает «передовой отряд». Авангардизм (авангард) — собирательное название для тех художественных тенденций, которые являются более радикальными, чем художественный стиль «модерн». Главное различие между модернизм и авангардом заключается в том, что модернизм рождает нечто новое исключительно в сфере художественной формы. Авангард невозможен без активного "художественного антиповедения". Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм.

Авангардисты пытаются строить новую цивилизацию из обломков старых. Впрочем, их творчество больше связано с эпатажем, чем с собственно искусством.

Декаданс, модернизм и авангард не являются художественными направлениями, потому что не имеют общей стилистической идеи -- это круг определенных понятий, картина мира, философия, ощущение времени и т.д. Они пересекаются, их объединяет общее ощущение того, что художники живут на сломе веков и считают своей главной задачей отразить эту эпоху.

 

Для самостоятельного чтения:

Особенности художественных стилей https://7lafa.com/pageanswer.php?id=17574

Модернизм https://baget1.ru/style/Modernism/Modernism.php



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: