К. Поппер предложил критерий истинности научного утверждения – фальсификации. Наука, по Попперу, - динамическая система, предполагаю-щая непрерывное изменение и рост знания. Это положение детерминировало иную роль философии науки в научном познании: отныне задача философии сводилась не к обоснованию знания, как это было в неопозитивизме, а к объяснению его изменения на основе критического метода. Так, в "логике научного открытия" Поппер пишет: "центральной проблемой теории позна-ния всегда была и остается проблема роста знания", а "… наилучший же спо-соб изучения роста знания – изучение роста научного знания". В качестве ос-новного методологического инструмента для этой цели Поппер вводит прин-цип фальсификации, смысл которого сводится к проверке теоретических ут-верждений эмпирическим опытом. Объявив задачей методологии изучение механизмов роста научного знания, Поппер основывается на понятой и восп-ринятой реальности, из которой состоит сфера научного познания. По его глубокому убеждению, наука не может иметь дело с истинной, ибо научно-исследовательская деятельность сводится к выдвижению гипотез о мире, предположений и догадок о нем, построению вероятностных теорий, и зако-нов; таков общий путь познания мира и приспособления наших представле-ний о нем. Задача философии заключается в том, чтобы найти такой способ, который бы позволил нам приблизиться к истине. В логико-методологичес-кой концепции Поппера находится такой механизм в виде принципа фальси-фикации. К. Поппер считает, что научными могут быть только те положения, которые опровергаются эмпирическими данными. Опровержимость теорий фактами науки, следовательно, признается в "логике научного открытия" критерием научности этих теорий.
|
На первый взгляд это положение воспринимается как бессмыслица: если выяснилось бы, что все те наши умозрительные конструкции, которые мы строим относительно мира опровергаются нашим же эмпирическим опытом, то, исходя их здравого смысла, следовало бы их признать ложными и выбрасывать как несостоятельные. Однако попперовские рассуждения строятся на ином логическом смысле.
Доказать можно все, что угодно. Именно в этом проявлялось, например, искусство софистов. Поппер считает, что научные положения, констатирую-щие о наличие материальных объектов, относятся не к классу подтверждае-мых опытом, а, наоборот, - опровергаемых опытом, ибо логика мироустрой-ства и нашего мышления подсказывает нам, что научные теории, опровергае-мые фактами, действительно несут в себе информацию об объективно сущее-ствующем мире.
Этот же методологический механизм, позволяющий в научном познании приблизиться к истине, т.е. принцип фальсификации теорий, путем их опро-вержения фактами, принимается Поппером в качестве критерия демаркации описательных (эмпирических) наук (от теоретических и от самой философии [3], отвергая тем самым неопозитивистские критерии демаркации (индукцию и верифицируемость).
Идейное содержание теорий фальсификации и демаркации имеет ценност-ное значение, которое выводит нас на мировоззренческое измерение. В осно-ве концепции "логики открытия" Поппера лежит идея, принявшая форму убеждения, об отсутствии какой бы то ни было истины в науке и какого-либо критерия ее выявления; смысл научной деятельности сводится не к поиску истины, а к выявлению и обнаружению ошибок и заблуждений. Этой, по су-ти своей, мировоззренческой идеей была детерминирована и соот-ветствующая структура:
|
а) представления о мире, принимаемые в науке как знания о нем, не являются истинами, ибо не существует такого механизма, который бы мог установить их истинность, но существует способ обнаружить их ошибочность;
б) в науке лишь те знания соответствуют критериям научности, которые выдерживают процедуру фальсификации;
в) в научно-исследовательской деятельности "нет более рациональной процедуры, чем метод проб и ошибок – предположений и опровержений" [3].
Данная структура – это структура осмысленная и принятая на мировоззре-нческом уровне самим Поппером и реализованная им в науке. Однако поэто-му влияние мировоззренческих убеждений на создаваемую мыслителем мо-дель развития науки.
На первый взгляд процедура опровержения теорий и поиск новых теорий, отличающихся разрешительными способностями, представляется позитив-ной, предполагающей развитие научного знания. Однако в попперовском по-нимании науки не предполагается ее развитие по той причине, что в самом мире не существует развитие как – такового, а есть лишь изменение. Процессы, которые происходят на неорганическом и биологическом уровнях существования природы, являются всего лишь изменениями на основе проб и ошибок. Соответственно и теории в науке, как догадки о мире, не предпола-гают свое развитие. Смена одной теории другой – это некуммулятивный про-цесс в науке. Теории, сменяющие друг друга, не имеют между собой пре-емственной связи, напротив, новая теория потому новая, что максимально дистанируется от старой теории. Поэтому теории не подвержены к эволюции и в них не происходит развитие; они всего лишь сменяют друг друга, не сох-раняя между собой никакой эволюционной "ниточки".
|
Смысл и ценность новой, сменившей старую, теории он видит в ее проб-леморазрешающей способности. Если данной теорией решается проблемы, отличные от тех, которые она призвана была решить, то, безусловно, такая теория признается прогрессивной. "… Наиболее весомый вклад в рост науч-ного знания, - пишет Поппер, - который может сделать теория, состоит из новых проблем, порождаемых ею…". Из этого положения видно, что прог-ресс науки мыслится как движение к решению более сложных и глубоких по содержанию проблем, а рост знания в этом контексте понимается как поэ-тапная смена одной проблемы другой или последовательность сменяющихся друг друга теорий, обусловливающих "сдвиг проблемы".
Поппер уверен, что рост знания является существенным актом рациональ-ного процесса научного исследования. "Именно способ роста делает науку рациональной и эмпирической, - утверждает философ, - т.е. тот способ, с по-мощью которого ученые проводят различия между существующими теория-ми и выбирают лучшую из них или (если нет удовлетворительной теории) выдвигают основания для отвержения всех имеющихся теорий, формулируя те условия, которые должна выполнять удовлетворительная теория".
Под удовлетворительной теорией мыслитель подразумевает новую тео-рию, способную выполнить несколько условий: во-первых, объяснить факты двоякого рода: с одной стороны, те факты, с которыми успешно справлялись прежние теории и, с другой - те факты, которых не смогли объяснить эти тео-рии; во-вторых, найти удовлетворительное истолкование тем опытным дан-ным, согласно которым были фальсифицированы существовавшие теории; в-третьих, интегрировать в одну целостность проблемы – гипотезы, несвязан-ные между собой; в-четвертых, новая теория должна содержать проверяемые следствия; в-пятых, сама теория так же должна быть способной выдержать процедуру строгой проверки. Поппер считает, что такая теория не только плодотворна в решении проблем, но даже обладает в определенной степени эвристической возможностью, что может служить свидетельством успешнос-ти познавательной деятельности.
Исходя из критики традиционного синтетического и аналитического мыш-ления, Поппер предлагает новый критерий познания, который он именует "критерием фальсифицируемости". Теория лишь тогда научна и рациональна, когда она может быть фальсифицируема.
Между верификацией (подтверждением) и фальсификацией существует явная ассиметрия. Миллиарды подтверждений не способны увековечить тео-рию. Одно опровержение и теория подорвана. Пример: "Куски дерева не то-нут в воде" - "Этот кусок эбенового дерева не держится на воде". Карл Поп-пер любил повторять знаменитое высказывание Оскара Уайлда: "Опыт- это имя, которое мы даем собственным ошибкам". Все должно быть испытано фальсификацией.
ТЕМА №5
Учение А. Шопенгауэра о мире как воле и представлении. «Философия жизни».