Причины возникновения и последствия, связанные с государственным долгом




 

Государственный долг является неминуемым порождением дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необъяснимой эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного сектора, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, лишений, хищений и т.д.

При образовании дефицита государственного бюджета появляются проблемы его покрытии, которые необходимо решить с наименьшими потерями для экономики. Существует несколько способов:

. уменьшение расходов государственного бюджета. Такой способ не всегда осуществим, поскольку уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а урезание социальных программ вызывает социальную напряженность и ведет к снижению совокупного спроса, что уменьшает стимулы производства.

. Увеличение налогов. Данный путь ведет к уменьшению инвестиций и потребления, снижет вероятность роста ВВП.

. покрытие дефицита госбюджета внутренними и внешними займами. Это происходит при обращении государства за кредитом к национальным банкам или при получении кредита от иностранных государств; выпуска облигаций.

. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Данный путь погашения бюджетного дефицита - самый опасный, поскольку порождает лавинообразное течение инфляции. Такой способ государства используют, если невозможно решить проблему при помощи иных источников.

Из-за того, что рыночная ставка процента растёт, то обслуживание госдолга ведёт к вытеснению частного капитала; рост налогов для оплаты долга снижает экономическую активность - происходит перераспределение дохода в сторону владельцев государственных облигаций.

Соотношение долг/ВВП даёт характеристику всей тягости долга, величина которого зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и величины первичного дефицита.

Взаимная связь дефицита бюджета и госдолга отражается как в выпуске займов для его покрытия, так и в нарастании долговых последствий позже. Увеличивается государственный долг и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги.

Существует 3 точки зрения в отношении того, какое влияние оказывает госдолг на экономику государства:

1. Госдолг - это бремя, которое осложняет функционирование экономики. Ведь долги государственных органов являются долгами налогоплательщиков и требуют не малых расходов по их погашению. Такой подход к рассмотрению вопроса обосновывается экономистами-либералами, которые считают, что экономическая активность и госдолг с ней связанный нежелательны. Полагается, что при росте государственных расходов происходит сужение частных расходов. И поэтому необходимо добиваться сбалансирования бюджета при минимальном вмешательстве государства.

В самом деле, госдолг оказывает определённое негативное воздействие. И этому есть свои причины. Так как, из-за увеличения госдолга, вместо того, чтобы соответствующие средства были вложены в акции, они вкладываются в ценные государственные бумаги. Это приводит к сокращению инвестиций в физический капитал. Таким образом, величины акционерного капитала и объёма производства оказываются ниже потенциальных. Следующая причина заключается в том, что поиски источников для выплаты крупных процентов приводят к увеличению налогов. А это в свою очередь снижает хозяйственную активность, то есть является особым "антистимулом" для работы и предпринимательской деятельности. Дефицит большого объёма и не малой протяжённостью ведёт к бесполезной спирали, в которой дефицит увеличивает госдолг, а его рост увеличивает расходы по обслуживанию долга и, затем, влёчёт к ещё большему росту увеличения дефицита и государственного долга.

2. Суть второй точки зрения заключается в том, что госдолг - это долг государства населению, а так же - задолженность налогоплательщиков самим себе. Это объясняется тем, что население является и держателем госдолга, и, одновременно, в лице государства должником по нему (исключение - внешние долги, погашение которого происходит за счёт текущего ВВП, снижая величину, которая остаётся внутри страны). В принципе, бюджет, имеющий баланс между доходами и расходами, не является необходимым. Более того, бездефицитный бюджет в течение какого-либо периода времени может быть основанием для экономического спада. А во время спада, предпринимаемые попытки по устранению дефицита бюджета с помощью повышения налогов лишь ухудшат положение.

В соответствии этой позиции, госдолг и экономическая деятельность государства с помощью мер, не осуществимые частным капиталом, дополняют частное предпринимательство. Тем самым, создаются условия и инфраструктура, которые благоприятствуют деятельности частных предпринимателей, а так же экономическому развитию. Позитивное воздействие государственных затрат оценивается наиболее значительным в тех условиях, когда имеется недоиспользованность максимально возможного выпуска продукции. Государственные затраты повышают общий спрос, подталкивают к активизации частных сбережений, и тем самым побуждают экономический рост.

3. Имеет место и третий подход, который провозглашает гипотезу нейтральности государственного долга. Появился он в 1970-х гг. Согласно нему воздействие государства на экономику не зависит от того, каким образом происходит финансирование государственных расходов (будь то увеличение налогов, либо заимствования). Естественно, эту позицию не одобряют как неокейнсианцы, так и неолибералы.

Очевидно, всё зависит от конкретной ситуации в стране и соотношения социально-политических и экономических сил. В зависимости от многих аспектов долг, он может как положительно, так и отрицательно воздействовать на экономическую ситуацию государства.

Дополнительные заимствованные средства могут стать эффективным приёмом регулирования экономики при проведении обдуманной государственной экономической политики. Это позволит с легкостью погасить займы и обеспечить экономическую выгодность этих заимствований.

Напротив, если займы расходуются непродуктивно (на нужды потребления, закупки иностранных товаров, погашение ранее полученных кредитов и процентов по ним и т.д.), то государственный долг оказывает негативное влияние на экономику страны.

Внешние источники финансирования дефицита бюджета ведут к росту процентных выплат и сумм основного долга, которые необходимо погасить. При превышении допустимых значений займа большая часть ВВП и бюджетных средств "утекают" за пределы страны. Недостаточность денежных средств побуждает прибегнуть к новым займам. Получается, что бюджет оказывается в неком порочном круге, а обращение за новыми займами связано с наращиванием экономического и политического давления из вне. Ситуация, в которой размер госдолга перекрывает возможности его обслуживания и погашения, чревата подрывом безопасности государства, потерей его суверенитета и, в конце концов, может привести к финансовому банкротству. Такие условия позволяют крупному международному капиталу, который поддерживается своими правительствами, динамично создавать товарные и денежные потоки. При этом в своих интересах, перераспределять финансовые ресурсы, организовывать развитие и структурную перестройку экономики. Они активно оказывают влияние на процессы различного рода, которые сопровождаются переводом прибыли и дивидендов иностранных инвесторов, процентов по кредитам, ослаблением и девальвацией национальной валюты и обесценением национального богатства.

Если брать во внимание опыт многих стран, то можно заметить, что существование дефицита бюджета и госдолга в конкретных пределах не ведёт к отрицательному влиянию. Изменение же дефицита в некоторых случаях даже может помочь избежать тяготы, связанные со спадом в экономике. Так какую же величину государственного долга можно считать оптимальной? По условиям Маастрихтских соглашений для вхождения в систему единой европейской валюты необходимо, чтобы госдолг в процентах к ВВП не превышал 60%. При этом увеличение абсолютной суммы госдолга протекает одновременно с ростом размеров ВВП и даже может его опережать. Но не смотря на это, предостережения сторонников первого подхода не теряют своих оснований и обязаны приниматься во внимание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: