Современное состояние государственного долга России




 

В настоящее время наше государство сдержанно применяет инструменты государственной долговой политики в сравнении с другими странами: отношение государственного долга в России к ВВП почти 12 %, тогда как во многих странах этот показатель достигает 50-200 % (табл. 1). Превышение государственным долгом уровня в 85 % к ВВП, по оценкам международных экспертов, является препятствием для экономического роста.

 

Табл. 1. Отношение государственного долга к ВВП в ряде стран в 2013 г.

Отношение государственного долга к ВВП в странах G20
Великобритания 91%
Франция 90%
США 102%
Германия 82%
Япония 212%
Россия 12%

 

"Невысокий уровень государственного долга в Российской Федерации позволяет проводить политику постепенного увеличения объема государственных займов, не боясь за сохранность долговой устойчивости Российской Федерации", - так говорится в "Основных направлениях бюджетной политики на 2012 год и плановый период последующих годов".

В ближайшие годы долговая политика, согласно Минфина России, будет направлена на:

· поддержание баланса федерального бюджета при сохранении высокой долговой устойчивости;

· преобразование рынка государственных ценных бумаг;

· обеспечение высокого уровня рейтингов кредитов в Российской Федерации;

· обеспечение оптимального доступа к источникам заемного капитала.

Относительно высокий уровень мировых цен на энергоносители (93-97 дол./баррель), исходя из которых планировалась долговая политика на 2013-2014 года, по мнению регуляторов, способен обеспечить достаточно высокий уровень доходов федерального бюджета в ближайшие годы. В целом в ближайшие годы прогнозируется стабильный суммарный объем Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, что может означать ориентацию на снижение их роли при повышении значения долговой политики России, т. е. сохранение разнонаправленных трендов государственного долга и фондов (рис.1).

 

Рисунок 1. Прогноз на 2013-2014 годы по ценам на нефть "Юралс" (дол./баррель)

Государственная долговая политика будет предполагать:

· привлечение ресурсов на рынках капитала;

· поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны;

· совершение мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора.

В 2000-е годы проводилась политика замещения внешнего долга внутренним, и в 2013-2014 годах предполагается дальнейшее повышение роли внутреннего государственного долга в качестве источника погашения бюджетного дефицита (рис. 2). В связи с этим совершенствование национального долгового рынка, его модернизация в соответствии с потребностями "новой экономики", внедрение финансовых инноваций должны стать важнейшим приоритетом государственной долговой политики.

 

Рисунок 2. Прогноз на 2012-2014 года по дефициту государственного бюджета, внешнему государственному и внутреннему государственному долгу России (% к ВВП).

Ключевыми задачами можно назвать:

· совершенствование инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг;

· повышение его ликвидности;

· расширение инвесторской базы.

Также прогнозируются достаточно высокие показатели долговой устойчивости России в 2012-2014 годах, что мы видим из таблицы 2.


Табл. 2.

Показатели долговой устойчивости России (%)

     
Доля расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в общем объеме расходов федерального бюджета 4,0 4,5
Отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета 10,4 11,8
Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета 87,7 94,5
Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг 12,5 13,2
Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг 0,6 0,7

 

По сравнению с ведущими странами российский рынок ценных бумаг недостаточно развит. За последнее десятилетие количество используемых инструментов снизилось (рис. 3), и на сегодняшний день российский внутренний государственный долг формируют пять видов государственных облигаций.

 

Рисунок 3. Структура внутреннего государственного долга России, выраженного в ценных бумагах, по состоянию на 01.01.2013 года

 

В настоящее время сохраняется тенденция к снижению государственного долга России по кредитам международных банков развития (рис. 4).


Рисунок 4. Государственный долг России по кредитам международных банков развития (млрд. дол.)

 

При этом нельзя игнорировать возможность как менее, так и более благоприятных сценариев развития, т. е. достижения показателей, существенно отличающихся от российских официальных прогнозов. К примеру, отношение государственного долга к ВВП в России до 2016 года может оставаться на уровне 11%, что заметно ниже официального российского ориентира 14-16 %.

В краткосрочном и среднесрочном аспекте доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга, по официальным прогнозам, может продолжать расти при соответствующем снижении доли внешнего долга, что соответствует прежним ориентирам по замещению внешних заимствований внутренним.

Как отмечал министр финансов России А. Силуанов, планируется "поступать как в 2011 году, т. е. если… доходы, которые поступят в бюджет сверх плана, позволят нам меньше заимствовать, значит, мы будем сокращать объем заимствований" (по плану государство должно в текущем году занять в чистом виде на внутреннем рынке российской Федерации около 1 трлн. руб.).

Для более эффективного воздействия на структуру задолженности в документах Минфина России подчеркивается необходимость перехода к активному управлению государственным долгом. Ещё в 2011 году Минфин России подготовил документы, касающиеся ОАО "Российское финансовое агентство" (РФА). Планируется, что РФА будет осуществлять заимствования от имени России на внешнем и внутреннем рынках путем размещения государственных бумаг и проводить с ними операции на вторичном рынке (табл.3).

 

Таблица 3. Функции Российского финансового агентства

РФА Взаимодействие с инвестором
   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: