Государственный долг России: динамика, размеры, тенденции




 

В конце XX века (80-90-е гг.) образовался государственный долг России. Его интенсивный рост проходил в условиях застоя производства и торговли, а так же экономического спада 90-х годов. Государственный долг отрицательно сказывался на производстве, распределении и потреблении ВВП. Рост госдолга и увеличение расходов по его обслуживанию вели к дополнительным ограничениям всего воспроизводственного процесса. Крупные размеры займов отрицательно влияли на производство, инвестиции, занятость населения, усугубляли положение формирования доходного сектора бюджета путём уменьшения налоговой базы и сокращения сбора налогов, побуждали развитие неплатежей и применение в обращении всякого происхождения суррогатов денег. Получаемые заимствования использовались бессмысленно и не благоприятствовали развитию производства.

Покрупневший госдолг и расходы на его обслуживание побудили становление проблемы долга, как одной из основных для России. Огромная для российской экономики задолженность государства заставляет органы государственного управления осуществлять дополнительные расходы из вновь созданного ВВП, для того чтобы выплатить проценты и погасить основную часть долга путём высокого уровня налогообложения, рефинансировать долг за счёт новых займов и сократить расходы бюджета. Только процентные платежи федерального бюджета в 2004 г. составили 205 млрд. руб., или 7.6% от общего объема расходов. В 1999-2000 гг. объем госдолга не изменялся. В 2001-2004 гг. доходы превысили расходы, т.е. ситуация с бюджетом улучшилась. Возникла реальная возможность сократить объём государственного долга. Отношение госдолга России к ВВП немного ниже, наблюдаемого отношения в других странах. Но вся проблема заключается в том, что основная часть госдолга - это внешние займы. В таких условиях предпринимались меры для погашения внешнего долга и замещения внешнего долга на внутренний. По данным ЦБ, произошло сокращение с 127,6 млрд. долл. на 1 января 2001 г. до 97,9 млрд. долл. на 1 января 2004 г. внешнего долга перед иностранными кредиторами.

Замена внешних займов на внутренние в опасных ситуациях допускает уклоняться от недозволительных экономических, бывает и политических требований зарубежных кредиторов и проводить более независимую и надёжную финансовую политику. Понижаются валютные риски, а так же в стране остаются суммы погашений и процентные платежи, которые работают на общенациональную экономику, а не "убегают за границу". При выгодных условиях возможно немного уменьшить суммы по обслуживанию долга, которые причитаются исходя из принятого графика платежей. Что касается экономии на платежах по основной сумме долга, следует учитывать два обстоятельства. При более длительных сроках платежей основной долг выплачивается в постепенно обесценивающейся из-за инфляции иностранной валюте. Внешний долг удешевляется. При досрочном погашении выплаты производятся в более дорогой валюте.

Долг государства перед гражданами по сбережениям, утраченным в процессе экономических реформ, по самым консервативным оценкам составляет, по заявлению бывшего главы Центробанка РФ В. Геращенко, около 4 трлн. руб. Сбережения граждан России, обесценившиеся в ходе реформ, были обеспечены не золотовалютными запасами, а всей государственной собственностью, которая при приватизации стала частной собственностью. Проведенная государством приватизация не освобождает его от ответственности перед гражданами, что в принципе признается выплатой мизерных компенсаций. Нужно восстановить утерянные гражданами средства в качестве внутреннего долга и расплатиться с вкладчиками Сбербанка так же как, государство рассчитывается по внешнему долгу. Каждой тысяче рублей дореформенного долга сегодня, по оценке В. Геращенко, соответствует 35 тыс. руб.

Долг перед вкладчиками по обесцененным сбережениям в Сбербанке был признан Федеральным законом "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации. По данным, приведенным заместителем министра финансов Б. Златкис, этот долг составляет 10 трлн. руб., или три годовых федеральных бюджета. С учетом внутреннего (10 млрд. долл.) и внешнего (120 млрд. долл.) долгов принимаемых при формировании федерального бюджета, общая величина государственного долга по отношению к ВВП составляет не 40, а 140%.


Глава II. Особенности государственного долга в России и опыт в других странах



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: