Сущность и структура государственного долга




ВВЕДЕНИЕ

 

Моя курсовая работа посвящена проблеме, связанной с государственным долгом.

При проведении экономических преобразований, почти все государства мира используют различные источники финансирования. Если рационально и "с умом" использовать займы, кредиты и помощь, то можно способствовать увеличению темпов развития экономики, а так же найти наиболее приемлемые пути выхода из сложившихся проблемных ситуаций.

Но на практике мы можем встретить и иное: отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию финансовых ресурсов ведет к образованию задолженности, становящейся серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Какой-либо общей научно-теоретической базы, оптимальной для всех стран, по поставленному вопросу не образовалось.

Государственный долг является неотъемлемой частью многих финансовых систем государств мира. А от эффективности политики в этой области зависят международный имидж государства, отношения политиков, инвесторов, потенциальных партнеров по совместным крупным международным бизнес-проектам, международных финансовых организаций, а также международный суверенный рейтинг.

Поэтому, как будущего экономиста, меня заинтересовал вопрос о задолженности государств. В настоящее время он приобрел глобальный характер. А экономические события последних лет сделали проблему государственного долга одной из первостепенных. Более того, с уверенностью можно утверждать, что данный вопрос будет оставаться на вершине основных и в ближайшей перспективе.

Огромная практическая значимость, недостаточное всестороннее исследование проблемы обусловили выбор и актуальность моей курсовой работы.

В своей работе я рассматриваю теоретические аспекты государственного долга, а так же опыт государств, так как широкое использование мировой практики управления государственным долгом позволило бы нашему государству, которое не является исключением списка стран, столкнувшихся с задолженностью, с меньшими издержками решить собственные долговые проблемы.

Таким образом, целью курсовой работы является исследование сущности государственного долга и его влияния на экономику государства, а так же определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации.

Для достижения цели, поставлены следующие задачи:

- раскрытие экономической сущности госдолга;

исследование зарубежной практики управления государственным долгом и России;

анализ современного состояния долга России;

Для написания данной работы использовались следующие методы: исторический, аналитический, статистический, монографический.

 


Глава I. Теоретический аспект государственного долга

Сущность и структура государственного долга

 

Перед тем, как мы перейдём к понятию государственный долг, выясним, что представляет собой бюджет. Понятие "бюджет" имеет два толкования. С одной стороны - это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми обладает любой экономический субъект, такой как государство, предприятие или семья. С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, который характеризует соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего за год. Таким образом, бюджет определяет и содержимое "кошелька", наличие в нем денег или их отсутствие, и динамику его наполнения и опустошения, пути прихода и расхода денежных средств, соотношение между доходами и расходами.

Теоретически доходы и расходы органов государственной власти могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого не наблюдается. Таким образом имеет место профицит, либо дефицит.

В тех случаях, когда доходы, которые имеются у бюджета недостаточны для осуществления расходов, говорят о бюджетном дефиците.

Появление дефицита нередко является показателем неблагополучного состояния государственных финансов, но и не обязательно указывает о наличии чрезвычайного положения в экономике страны.

В мировой практике объём бюджетного дефицита не более 3% от ВВП признаётся безопасным уровнем.

В ситуации, когда бюджет на очередной год принимается с дефицитом, утверждаются источники финансирования дефицита бюджета (см. Приложение 1)

Сумма непогашенных обязательств, образовавшихся в результате финансирования дефицита бюджета образует государственный долг.

Государственный долг представляет собой сумму прямых договорных обязательств перед экономическими единицами других секторов экономики. Он определяется как сумма всех положительных сальдо, т.е. профицитов, государственных финансов и их отрицательных сальдо, т.е. дефицитов, на конец какого-либо периода. Долг органов государственного управления - один из важных элементов в структуре активов и пассивов экономики.

Так как данный долг представляет собой сумму непогашенных обязательств, оценка государственного долга производится по номинальной стоимости в национальной валюте и отражает сумму, которая подлежит выплате при наступлении сроков. Задолженность в иностранной валюте пересчитывается в национальную. В то же время, если в государстве имеет место слабая валюта, то общая величина долга определяется так же в иностранной валюте. При этом долги различным странам-кредиторам пересчитываются из их национальной валюты в одну из сильных валют, к примеру, такую как доллары США, по рыночному курсу на дату переоценки.

Данные о государственном долге охватывают признанные прямые обязательства органов управления перед другими секторами экономики или странами мира, которые обслуживаются путём выплаты процентов и/или погашения основной суммы задолженности. В госдолге не показываются пассивные долги, т.е. долги, по которым основные платежи и выплаты процентов были приостановлены с согласия кредитора или по причине одностороннего отказа должника. Соответствующие суммы при возобновлении обслуживания пассивных долгов вновь указываются как активные. Долг, по которому не было заявлено об отказе от его уплаты, но платежи были временно приостановлены или просрочены, сохраняется в объёме государственного долга.

Для оценки, анализа, а так же выявления влияния на развитие экономики и управления долгом органы государственной власти нуждаются в систематизированной информации о государственных долговых обязательствах. Эта информация должна давать характеристику о различных сторонах долга, таких как типы долговых обязательств, размещенных государственными органами и обращающихся на финансовом рынке, хронологический порядок их обслуживания, распределение долговых обязательств среди владельцев, относящихся к различным подсекторам экономики, влияние этого распределения на структуру активов последних. Систематизация задолженности осуществляется на основе специальных классификаций, при помощи которых многочисленные и разнообразные элементы долга объединяются в однородные категории. Основными классификациями являются классификации по типам кредиторов и типу долгового обязательства (см. Приложение 2). Помимо этого, производится распределение долга в соответствии с хронологическим порядком его обслуживания и по странам-кредиторам.

Основной при анализе государственного долга является разбивка его на внутренний и внешний.

Внешний государственный долг является составляющей государственного долга. Существование такого долга в мировой практике не является чем-то необычном. Это вполне нормальное явление. Внешний долгопределяется какзадолженность гражданам и организациям других стран. Он является наиболее тяжелым, так как по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой, для его покрытия приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах поступления от внешнеэкономической деятельности намного ниже ежегодного обязательства выплат по займам.

Ещё одной составляющей государственного долга является внутренний долг. В этом случае кредиторами являются: граждане государства, банковские структуры, кредитные и финансовые учреждения. Погашение внутреннего долга происходит за счет налогоплательщиков.

В результате роста этой части долга уменьшается престиж страны на международной арене. А население страны относится со скептицизмом к политике правительства.

Однако же, любое государство в выборе форм долговых обязательств устремляется к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это не только подрывает авторитет, понижает экономическую самостоятельность страны, но и ослабляет его суверенитет.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: