Из истории развития автомобильных дорог.




Строительство и геотехника

«Лет через пятьсот дороги, верно,

У нас изменятся безмерно»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

У каждого человека очень многое связано с дорогой. Когда и куда-бы не ехал - в самолёте, и в поезде, и в машине, но неизбежно одно - диалог со своими мыслями. Слово «дорога» настраивает на философский лад.

«Среди не пройденных дорог, одна - моя» -это слова В. Высоцкого и их сложно комментировать-они просты и понятны. Как нет одинаковых людей так и дороги у всех и каждого свои и они неповторимы.Таким образом, слово «дорога» всегда было и будет иметь два значения –философское как «жизненный путь» и дорога, как сооружение,путь сообщения. Дорога - это полоса земли, предназначенная для передвижения людей и транспорта, «составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны».*

Основной целью реферата является ознакомление с основами специальности «Автомобильные дороги и аэродромы», с терминологией, применяемой при изучении основ строительства и геотехники. Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить историю строительства дорог в мире и в России;

 

 

---------------------------------------------------

*https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8

- рассмотреть и проанализировать задачи, стоящие перед отраслью в связи с реализацией Национальных проектов,в частности проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;

-узнать какова с перспективы приобретаемой профессии, раскрыть сущность и особенности строительства и геотехники с использованием современных методов и способов укладки дорожного полотна.

Реферат по содержанию больше относится к категории обзорных т.е. дает обобщающую характеристику нескольких первоисточников, касающихся указанной темы.

Для написания были использованы законодательные документы:

Федеральный закон от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 2 августа 2019 года)»; Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». А также статьи из журнала «Транспорт Российской Федерации», материалы Парламентской газеты, сайта Правительства РФ и Пермского края, данные Интернета.

 

 

1. Основная часть

Из истории развития автомобильных дорог.

В 750-612 гг. до н. э. в Ассирии создана дорожная сеть в связи с началом почтовых операций; в 530-330 гг. до н. э. в Персии существовала сеть хороших дорог; на рубеже новой эры расцветает дорожное строительство и в древнем Риме*.

Первые римские дороги -это в Месопотамии на долине двух рек- Тигра и Евфрата. По мере завоевания новых территорий магистральные дороги (магистра́ль — основной маршрут, главное направление на транспорте) в Римской империи строились легионерами- это пехотинцы и всадники

римской армии. Строительство таких дорог осуществлялось на государственные деньги и на деньги жителей городов и собственников земель, по которым проходила дорога. В дальнейшем дорожная сеть в данной провинции развивалась усилиями римских граждан, которые получали наделы и создавали местные дороги, примыкавшие к магистральной.**

Ширина римских дорог была 3,5 м, дороги также имели пятислойные дорожные одежды толщиной до 1 м. Рядом с мощёной частью дороги располагались грунтовые тропы, по которым передвигались навьюченные животные.*** Дороги прокладывались длинными прямыми участками, объездных дорог не было и, если встречались горы, то появлялись и крутые подъемы.

_________________________________________

*https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8

** Там же

*** Там же

 

 

На поворотах дороги специально расширялись т.к. у римских повозок не было поворачивающейся передней оси. На реках строились каменные броды и арочные мосты, паромные переправы, в горах сооружались тоннели.*

Средства дорожного движения тоже были и назывались они «мильными камнями» –это каменные столбы весом более двух тонн, на них указывали расстояние до Рима и имя императора. «Золотой мильный камень» древнего Рима, часть которого сохранилась до наших дней, как нулевая точка отсчета,послужил основой для знаменитого выражения «Все дороги ведут в Рим». От этого мильного камня шло 29 дорог и они он действительно соединяли Рим с Испанией, Галлией и с другими завоеванными государствами.**

В России бронзовый знак нулевого километра находится в самом центре Москвы и называется «Нулевой километр автодорог Российской Федерации». Установлен в 1996 году. Юридическая значимость этой установки заключена в Федеральном законе Российской Федерации.***

Протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального населенного пункта до конечного населенного пункта или до Государственной границы Российской Федерации.

 

 

--------------------------------------------

*https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8

** Там же

*** Федеральный закон З от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 2 августа 2019 года)

За условную начальную точку и условную конечную точку отсчета протяженности автомобильной дороги принимается знак нулевого километра автомобильных дорог, установленный Москве.*

«Лет через пятьсот дороги,верно, у нас изменятся безмерно»:- писал Пушкин в 19 веке. Но в 21 веке хорошие дороги появляются в России значительно быстрее прогноза великого поэта.Однако, история строительства дорог знала и взлеты и падения.

В отличие от Римской империи история строительства дорог в России развивалось по -другому – не доставало каменных материалов. Для строительства наши предки собирали валуны на полях или добывали гравий в ледниковых отложениях. Но,в основном, дорожное строительство было основано на осушении дорожной полосы либо укреплением её деревом. При археологических раскопках в курганах степей Нижнего Поволжья, Приднестровья, Закавказья иногда находят сплошные (вырезанные из одного куска) колеса и упряжь скифских повозок, (VIII-III вв. до н. э.) Уже предкам славян были известны дорожные покрытия не только из грунта, дерева, но и каменные мостовые. **

Официально начало дорожного строительства в России - 1722 г. Был издан указ Сената о постройке дороги между Петербургом и Москвой. Дорогу строили «как грунтовую с земельным основанием», но это было очень примитивное строительство. **

-----------------------------------------------------

* Федеральный закон З от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 2 августа 2019 года)», статья 9

** https://www.polyline.ru/publications/istoriya-rossijskih-dorog

Уже с 1723 г стали строить каменные дороги,а основным типом дорожного покрытия стал щебень. Никакого уплотнения щебня не предусматривалось. *

С конца 18 века в России для дорог с проезжей частью обязательной стала «двухслойная конструкция дорожной одежды капитана Баранова: нижний слой - щебень размером «малого куриного яйца», а верхний толщиной 2—4 дюйма — из прочного каменного материала, который при постройке надо было «уколотить поплотнее ручными бабами и выровнять катками, железными и каменными»*. Насколько такое строительство было трудоемким и сколько унесло жизней -таких данных не найти. *

В 30-х годах XIX в. прославился В. П. Гурьев, изобретатель деревянных торцовых мостовых и автор сочинения «Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России» (СПб, 1836). В 1836 году в Санкт-Петербурге вышла книга Василия Гурьева «Об учреждении торцовых дорог и сухопутных пароходов в России посредством компании». Действительный статский советник, инженер путей сообщения – один из пионеров дорожно-транспортной науки в России, Гурьев был изобретателем в области транспорта и дорожного строительства.
Василий Гурьев написал свою книгу за 50 лет до того, как немец Карл Бенц запатентовал автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Гурьев ориентировался на «сухопутные пароходы »- паровые самоходные повозки.

Идея Гурьева - создание безрельсовых магистралей большого протяжения – так и не была осуществлена в силу разных причин.**

В 19 веке в России имел место спад в строительстве дорог, но к концу века

---------------------------------------------------

*https://www.polyline.ru/publications/istoriya-rossijskih-dorog

**https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=711926&archive=2009.08.10

количество сдаваемых в эксплуатации автодорог резко возросло-

до 300—350 км в год и это объясняется развертыванием строительства стратегических дорог в западных губерниях.*

В период до Второй Мировой войны получило распространение строительство дорог из бетона – бетонные плиты постоянной толщины 18—24 см, соединялись металлическими штырями и укладывались на песок или гравий или на «морозозащитный слой», предохранявший от пучения. Нет фактов проводимых исследований, но предполагалось, что толстая бетонная плита, распределяющая давление от колес автомобилей на всю площадь, может в процессе эксплуатации выровнять неоднородность грунта. По истечении времени стал очевиден существенный недостаток бетонного покрытия- появление трещин.*

Хронология развития дорог дает возможность сделать вывод о том, что имело место отставание в строительстве- 10-20 лет между Россией и западными странами.

Разный климат,трудности получения каменных материалов привели в России к тому что было проявлено больше творчества в применении щебеночных покрытий. Но у этого способа также был существенный недостаток:от выбитой щебенки начинался быстрый рост дальнейших разрушений. В России идея повышения устойчивости щебеночного покрытия начала реализовываться лишь после введения искусственного уплотнения с помощью катков. Каток представляет собой машину или часть машины, служащая для прокатки или утрамбовки дороги. Небольшие дорожные катки изготовленные из ствола дерева использовали еще в древности, применялась живая тягловая сила –лошади.

--------------------------------------------------- * *https://www.polyline.ru/publications/istoriya-rossijskih-dorog

Так как эффективность катка зависела от веса, то его (вес) постепенно увеличивали. Первое сообщение о применении катка весом более тонны появилось в 1725 году. Затем в 1902 году в Англии был спроектирован,а в 1903 году произведен первый каток с двигателем внутреннего сгорания*.

Модели катков (по воздействию на грунт) можно разделить на:

  • статические — воздействуют собственной массой, на небольшую глубину. Используются чаще всего для конечных дорожных работ,уплотнения подсыпок под фундамент и многого другого;
  • вибрационные —одновременное статическое и динамическое воздействием с глубиной до 2 м, наиболее эффективны.*

В 1859 году во Франции появился первый паровой каток, его создал конструктор Лемуан, но запущена эта модель была только в 1862 году. Вес сооружения - 17,5 тонн,приводился в движение паровым двигателем мощностью в 3,5 квт.Эта модель была удачной и её запустили в производство вместе с моделями весом 8,5 и 15 тонн компанией «Gellerat et Cie» в Париже в 1864 году.*

Во второй половине XVIII в. силами русского экспедиционного корпуса строилась Военно-Грузинская дорога - кратчайший путь через Главный Кавказский хребет. В конце XVIII в. появился тип русского шоссе из «хряща» (крупного песка) - прототип будущих гравийных дорог.** В начале 20-века в СССР была слаборазветвленная и не приспособленная для автомобильного движения сеть дорог. Дальнейшее строительство дорог в СССР связано с реализацией задач которые ставили руководители государства: индустриализации,коллективизация. __________________________

* https://rbt-master.ru/video/dorozhnyj-katok-istoriya-vozniknoveniya.html

** https://www.polyline.ru/publications/istoriya-rossijskih-dorog

Далее возникли стратегические проблемы,направившие действия руководства на увеличение строительства дорог в западной части страны.

Суммарная протяженность территориальных автомобильных дорог общего пользования в России по итогам 2018 г составляет 1,53 млн км.* Порядка 70% из них дороги с твердым покрытием. В Пермском крае 31 819,2 км ()см Приложение1). Территориальные дороги отличаются от федеральных меньшей загруженностью. Их основным назначением является обеспечение автотранспортного сообщения внутри субъектов Российской Федерации. Общей для всех дорог проблемой является улучшение состояния дорожных покрытий,что дает возможность для их меньшего износа, но повышения допустимой нагрузки.

Ярким примером высокого уровня развития строительства автомобильных дорог в России является строительство и запуск в 2019 году трассы М11. Она официально запущена в эксплуатацию 27 ноября 2019. Общая протяжённость- 684 км. Дорога платная.Начиная от Москвы, трасса идет по Московской области (90 км), Тверской области (253 км), Новгородской области (233 км) и Ленинградской области (75 км) до Санкт-Петербурга. Каждый метр обошелся примерно в 1 млн рублей, строилась трасса 10 лет,автомагистраль называется «Нева».*

Строительство трассы федерального значения «Таврида», которая свяжет Симферополь и Севастополь с восточной частью полуострова, Керчью и Крымским мостом, будет закончено в 2020году.**

_____________________________________

*https://www.ng.ru/economics/2019-11-27/1_7737_roads.html

**https://russian.rt.com › russia › article › 632501-trassa-tavrida-krym

 

 

1.2.Национальные проекты в России,общие вопросы

Для будущего специалиста по строительству автомобильных дорог и аэродромов важно понимать и задачи, стоящие перед отраслью в связи с реализацией Национальных проектов,в частности проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По словам Президента России В.В.Путина: «Национальные проекты являются четко поставленными целями».

Весь грузооборот автомобильного транспорта страны составляет ежегодно десятки миллиардов тонно-километров и если дороги не благоустроенные, то государство терпит от бездорожья огромные убытки. Бездорожье значительно сокращает срок службы грузовых автомобилей.

Автодорожное строительство –это важная составляющая экономики страны. Хорошие дороги способствуют экономическому росту, решению социальных задач..В настоящее время федеральные автомобильные дороги,особенно на подступах к большим городам,испытывают колоссальные нагрузки. Отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации приводит к росту аварийности и снижению экономического роста регионов.

Появление национальных проектов –это одно из главных направления для решения проблем.

Национальный проект как институт экономики ориентирован на то, чтобы сконцентрировать интеллектуальные, финансовые и инвестиционные и инфраструктурные ресурсы на решении главных задач.

Такие стратегические задачи заложены в Послании Президента Федеральному Собранию, во всех майских указах. Они являются законодательной основой, прокладывают линию для того, чтобы реализовывать эти задачи.

Национальные проекты были утверждены 24 декабря 2018 г и направлены на прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие России, вхождение страны в пятёрку ведущих экономически развитых стран, повышение уровня жизни, создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Нацпроекты разработаны по 12 направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Каждый из нацпроектов состоит из нескольких федеральных проектов. Кроме того, до 2024 года в стране планируется реализовать комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры..

На ежегодной пресс-конференции Президент РФ (газета Версия №44 от 18.11.19) заявил о необходимости совершения Россией прорыва, технологического прыжка, без которого нет будущего. Как отметил глава государства:- «России нужен новый технологический уклад»*. И он отметил, также, что сегодня в стране по-прежнему не хватает качественных дорог с современным покрытием.. Если доля таких федеральных дорог достигает 83 процентов (в 2010 году их было лишь 38%), то доля региональных не дотягивает и до 50 процентов. *. Более того, многие региональные дороги,, по словам президента, находятся «в кромешной темноте» и, понятно,

представляют реальную угрозу безопасности движения и жизни людей.*

Однако исполнение национальных проектов оставляет желать лучшего. На низком уровне исполнены расходы на нацпроекты «Цифровая экономика Российской Федерации» — 8,3 процента, «Безопасные и качественные

 

 

___________________________________________________

*https://versia.ru/putin-obyasnil-neobxodimost-nacionalnyx-proektov)

 

автомобильные дороги» — 12,2, «Экология» — 11,6, «Производительность труда и поддержка занятости» — 17,7%. *

 

-------------------------------

*https://ru.wikipedia.org › wiki



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: