Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга. | Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой. |
Средний | Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении. | Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого. |
Низкий | Ребенок не умеет правильно «читать» схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга. | Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может. |
Оценки | Низкий | Средний | Высокий |
Уровень теоретических знаний | |||
Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. | Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуется дополнительные вопросы. | Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. | |
Уровень практических навыков и умений | |||
Работа с инструментами, техника безопасности. | Требуется контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности. | Требуется периодическое напоминание о том, как работать с инструментами. | Четко и безопасно работает инструментами. |
Способность изготовления моделей роботов | Не может изготовить модель робота по схеме без помощи педагога. | Может изготовить модель робота по схемам при подсказке педагога. | Способен самостоятельно изготовить модель робота по заданным схемам. |
Степень самостоятельности изготовления моделей роботов | Требуется постоянные пояснения педагога при сборке и программированию. | Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям. | Самостоятельно выполняет операции при сборке и программированию |
Перечень учебно-методических средств обучения, ЭОР (электронных образовательных ресурсов)
· ноутбуки
· Комплект LEGO Education 9580 «WeDo Стартовый»
· Набор LEGO 9689 "Простые механизмы"
· Набор LEGO 9656 "Первые механизмы"
· Обучающие презентации
· Учебные видеофильмы и звукозаписи
Список литературы:
1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
2. Волина В. «Загадки от А до Я» Книга для учителей и родителей. — М.; «ОЛМА _ ПРЕСС», 1999.
3. Научно-популярное издания для детей Серия «Я открываю мир» Л.Я Гальперштейн. — М.;ООО «Росмэн-Издат», 2001.
4. Формирование регулятивных УУД у младших школьников в рамках внеурочного курса «образовательная робототехника» Лукьянович А.К. начальная школа плюс до и после. 2013. № 2. С. 61-65
5. Атлас «Человек и вселенная» Под ред. А АГурштейна. — М.; Комитет по геодезии и картографии РФ, 1992.
6. Н. Ермильченко «История Москвы» -для среднего школьного возраста — М.; Изд. «Белый город»,2002.
7. Серия «Иллюстрированная мировая история. Ранние цивилизации» Дж. Чизхолм, Эн Миллард — М.; ООО «Росмэн-Издат», 1994.
8. Детская энциклопедия «Земля и вселенная», «Страны и народы» — М.; Изд. «NOTA BENE»,
Подготовка педагогических кадров в области образовательной робототехники Ечмаева Г.А. Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 325.
№3 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОУ»
Актуальность.
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание всесторонне развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, можно сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения).
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование LEGO-технологий. Использование LEGO-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
На сегодняшний день, LEGO-конструкторы активно используются детьми в игровой деятельности. Идея расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения легла в основу данной программы.
Инновационность программы заключается во внедрении конструкторов LEGO Duplo и LEGO WeDo в образовательный процесс ДОУ.
Цель:
Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами LEGO Duplo и LEGO WeDo.
Задачи:
· Познавательная задача: развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к робототехнике.
· Образовательная задача: формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO Duplo и LEGO WeDo.;
· Развивающая задача: развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое).
· Воспитывающая задача: воспитывать ответственность, культуру, дисциплину, коммуникативные способности.
Ожидаемые результаты:
К концу курса дети могут:
· сформировать устойчивый интерес к конструированию, моделированию и робототехнике;
· работать по предложенным инструкциям;
· творчески подходить к решению задачи;
· довести решение задачи до готовности модели;
· работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
· участие в различных конкурсах по робототехнике.
Срок реализации: 8 месяцев (октябрь-май).
Участники: дети подготовительной группы (6-7 лет).
Содержание программы.
Данная программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста. С учётом возрастных особенностей детей.
Состав групп: 5-7 чел. Формирование групп по желанию воспитанников.
Возрастная категория: дети 5-7 лет.
Кружок проходит 1 раз в неделю, длительность занятия 30 минут.
Занятия ЛЕГО конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Результаты: в ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Перспективное планирование.
Месяц | Занятие | Задачи | Содержание темы | |
Октябрь | Познакомить с лего – конструкторами и техникой безопасности при работе с конструкторами. | Беседа о технике безопасности во время конструирования. Знакомство с компонентами конструктора LEGO DUPLO. | ||
Знакомить с деталями конструкторов. | Знакомство с деталями LEGO. Просмотр презентации. | |||
Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач. Воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности. | Знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели. | |||
Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое). | Обобщенное занятие (закрепление пройденного материала). | |||
Ноябрь | Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач. Построить разные дома. Воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности. | Разные дома. Просмотр презентации «Разные города». Учить строить домики разной величины и длины с помощью схемы. | ||
Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу; Воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности. | Постройка различных зданий с помощью LEGO DUPLO. | |||
Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу; - развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования; - воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | Учить строить различные высотные здания. | |||
«Конструирование по замыслу» - закреплять полученные навыки; - учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; - развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Закрепление пройденного материала. Постройка «Город будущего». | |||
Декабрь | Формировать умения и навыки конструирования, приобретения опыта при решении конструкторских задач. Учить работать чётко и быстро, не допуская ошибок. | Конструирование высотных зданий по замыслу. | ||
Конструирование мостов. Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу; воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. | Знакомство с разными видами мостов. Постройка «Мосты» для соединения двух городов. | |||
Построить задуманный город, для соревнований FLL Junior Discovery. Приобщить детей дошкольного возраста к конструированию и техническому творчеству. | «Совместная работа»: постройка зданий и сооружений для участия на соревнованиях. | |||
Конструирование по замыслу. Закреплять полученные навыки. Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое). | Обобщенное занятие (закрепление пройденного материала). | |||
Январь | Развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к робототехнике. | Знакомство с компонентами конструктора LeGo WeDo 2.0 | ||
Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDO 2.0 Воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности. | «Тяга»: развитие (программирование модели с более сложным поведением) | |||
Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDO 2.0 Воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности. | «Скорость»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели | |||
Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое). | «Скорость»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). | |||
Февраль | Развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к робототехнике. | Знакомство с компонентами конструктора LeGo WeDo 2.0 | ||
Развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к робототехнике. | Знакомство со средой программирования (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором). | |||
Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDO 2.0 Воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности. | «Майло, научный вездеход»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели. | |||
Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое). | Обобщенное занятие (закрепление пройденного материала). | |||
Март | Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDO 2.0 Воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности. | Забавные механизмы. «Майло, научный вездеход»: развитие (программирование модели с более сложным поведением) | ||
Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDO 2.0 Воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности. | «Датчик перемещения Майло»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели | |||
Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDO 2.0 Воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности. | «Датчик перемещения Майло»: развитие (программирование модели с более сложным поведением). | |||
Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое). | 1. Обобщенное занятие (закрепление пройденного материала). | |||
Апрель | Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDO 2.0 Воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности. | «Датчик наклона Майло»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели | ||
Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDO 2.0 Воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности. | «Датчик наклона Майло»: развитие (программирование модели с более сложным поведением | |||
Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач, знакомство с новыми видами конструкторов LEGO WeDO 2.0 Воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности. | «Совместная работа»: знакомство с «первыми шагами»; конструирование модели | |||
Развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое). | Обобщенное занятие (закрепление пройденного материала). | |||
Май | ||||
Формировать умения и навыки конструирования, приобретения первого опыта при решении конструкторских задач. Воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности. | Программирование моделей по замыслу. | |||
Закреплять полученные навыки; Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; | Обобщенное занятие (повторение пройденного материала). | |||
Итоговое занятие. | Презентация проектов. | |||
Список литературы.
1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. - всерос.уч.-метод, центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф, центр «Маска» - 2013.
2. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
3. ПервоРобот LegoWeDo. Книга для учителя (прилагается к программному обеспечению интерактивного конструктора LegoWeDo).
4. Фешина Е.В. «Легоконструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2011.
Интернет – ресурсы:
https://int-edu.ru https://7robots.com/
https://www.spfam.ru/contacts.html
https://robocraft.ru/
https://www.robo-sport.ru/
https://www.railab.ru/
https://www.tetrixrobotics.com/
https://robotics.benedettelli.com/
https://www.battlebricks.com/
https://www.nxtprograms.com/projects.html
https://www.robocup2010.org/index.php
https://myrobot.ru/index.php https://www.aburobocon2011.com/
https://creative.lego.com/en-us/games/firetruck.aspx?ignorereferer=true
№4 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТЕХНОЗНАЙКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Актуальность программы: Введение робототехники в образовательный процесс обусловлено требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к формированию развивающей предметно-пространственной среды, востребованностью развития широкого кругозора дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей:
· ребенок овладевает практическими знаниями,
· учится выделять существенные признаки устанавливать отношения и связи между деталями, механизмами и предметами.
Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей в рабочей программе «Технознайка» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Направление программы: познавательно – исследовательское
Цель программы – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.
Задачи:
— формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
— приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, собирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
— развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных;
— формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей
— воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
— формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Программа основывается на следующих принципах:
1) обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в продуктивной творческой деятельности;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной творческой деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);