Модуль 2. Прибылеобразующие показатели торгового предприятия




Модуль 1. Ресурсы торгового предприятия

Тема 1. Экономическая сущность и функции торгового предприятия

Предприятие в условиях рыночной среды. Предприятие как субъект и объект экономических отношений на рынке товаров и услуг. Торговое предприятие: цели, задачи, функции, классификация. Особенности торговых предприятий. Финансово-экономический механизм торгового предприятия. Исторические аспекты развития торговли в РФ. Особенности развития торговых организаций в рыночных условиях. воздействие внешней среды на эффективность деятельности предприятия.

 

Тема 2. Основные фонды торгового предприятия

Понятие основных фондов торгового предприятия и источники их формирования. Требования, предъявляемые к основным фондам. Методы оценки основных фондов. Первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость. Научно-технический прогресс и техническая оснащённость предприятия торговли. Воспроизводство основных фондов.

Показатели эффективности использования основных фондов. Движение и износ основных фондов.

Амортизационные отчисления, методы расчёта. Определение эффективности инвестиций в основные фонды.

 

Тема 3. Оборотные средства торгового предприятия

Оборотные средства: понятие, состав, структура и кругооборот на торговых предприятиях. Источники формирования оборотных средств предприятий торговли.

Анализ оборотных средств торгового предприятия.

Эффективность использования оборотных средств на предприятиях: система показателей, методы их определения.

Методика расчёта потребности в собственных оборотных средствах, необходимых для нормальной хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Пути улучшения использования оборотных средств торговых предприятий.

 

Тема 4. Кадры торгового предприятия

Трудовые ресурсы торгового предприятия. Рынок труда, возможности и способы привлечения кадров в торговые предприятия.

Движение трудовых ресурсов: интенсивность оборота трудовых ресурсов; устойчивость и динамика трудовых ресурсов.

Производительность и эффективность труда в торговле. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии и их обеспеченности. Производительность труда – источник благосостояния общества и прибыли предприятия. Расчёт потребности в кадрах на (будущий год).

 

Тема 5. Анализ и планирование фонда заработной платы

Формы и системы оплаты труда. Задачи анализа фонда оплаты труда. Анализ состава фонда заработной платы. Анализ структуры фонда заработной платы.

Исходные экономические предпосылки для планирования фонда оплаты труда на предстоящий период времени. Планирование фонда заработной платы на будущий год.

Тема 6. Финансовые ресурсы торговой организации

Понятие финансовых ресурсов, их роль и значение в деятельности торгового предприятия. Источники формирования финансовых ресурсов.

Структура капитала торгового предприятия и источники его формирования. Положительные и отрицательные особенности формирования собственного и заёмного капитала торгового предприятия. Финансовая структура капитала, факторы оказывающие влияние на её размер. Оптимизация структуры капитала торгового предприятия.

Показатели эффективности использования капитала, «финансовый ливеридж».

 

Модуль 2. Прибылеобразующие показатели торгового предприятия

Тема 7. Розничный товарооборот торгового предприятия

Понятие розничного товарооборота, его состав и значение. Система показателей, характеризующих розничный товарооборот. Связь розничного товарооборота со спросом на товары. Товарное обеспечение розничного товарооборота. Формирование товарных ресурсов. Товарные запасы, их роль в формировании розничного товарооборота. Показатели измерения товарных запасов. Виды товарных запасов. Время товарного обращения. Факторы, влияющие на объём товарных запасов и оборачиваемость товаров. Влияние ускорения (замедления) товарооборачиваемости на конечные результаты коммерческой деятельности торгового предприятия.

Изучение состояния и тенденций, объёма, состава и структуры розничного товарооборота в торговом предприятии. Оценка достигнутых результатов. Анализ факторов, влияющих на изменение розничного товарооборота.

 

Тема 8. Товарооборот оптового предприятия

Оптовый товарооборот − основной показатель деятельности предприятия оптовой торговли. Его понятие и виды. Изучение и оценка товарооборота оптового предприятия. Товарное обеспечение оборота оптового предприятия. Источники товарного обеспечения оптового товарооборота. Товарные запасы. Нормирование товарных запасов в оптовом предприятии. Особенности развития оптовой торговли в рыночных условиях.

 

 

Тема 9. Валовой доход торгового предприятия

Валовой доход, понятие, источники образования. Абсолютные и относительные показатели валового дохода.

Торговая надбавка как основной источник доходов торгового предприятия. Дифференциация и ограничение систем торговых надбавок. Факторы, влияющие на величину валового дохода.

Исследование влияния факторов на величину валового дохода.

 

Тема 10. Издержки обращения торгового предприятия

Понятие себестоимости работ и услуг торгового предприятия. Состав затрат, включаемых в себестоимость, их классификация. Расходы, включаемые в издержки обращения. Постоянные, переменные и общие издержки обращения, характеристики их взаимосвязи. Методы подсчёта издержек обращения.

Изучение издержек обращения и оценка факторов, определяющих общий уровень и структуру издержек обращения. Расчёт нормативной величины отдельных статей издержек обращения при их планировании.

 

Тема 11. Прибыль и рентабельность предприятия

Прибыль как основной показатель коммерческой деятельности предприятия. Товарооборот – основа коммерческой деятельности и формирования прибыли. Экономическая и чистая прибыль. Прибыль от реализации и других видов деятельности. Налогооблагаемая прибыль. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности.

Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность предприятия. Анализ прибыли и рентабельности. Основные направления использования прибыли. Планирование прибыли предприятия.

 

Тема 12. Понятие эффекта и эффективности, методика расчёта

Понятие социально-экономического эффекта и эффективности, их различие. Понятие системы оценочных показателей, показатели эффективности: коэффициенты фондоотдачи и фондорентабельности, интегральный показатель эффективности использования ресурсов и затрат; экспертная оценка достигнутых результатов деятельности в баллах. Пути повышения эффективности использования ресурсов, проблемы, суждения.

Показатели оценки прибыльности торгово-коммерческой деятельности. Показатели оценки деловой активности. Показатели оценки эффективности управления. Показатели оценки ликвидности и финансовой устойчивости.

 

5. Самостоятельная работа студентов

 

Самостоятельная работа, являясь важной составной частью учебного процесса, проводится для усвоения, углубления и закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях, активного поиска новой информации, подготовки к предстоящим занятиям, аудиторной контрольной работе (для бакалавров заочной сокращённой формы обучения) и экзамену. Систематическая самостоятельная работа бакалаврантов позволяет непрерывно пополнять знания, совершенствовать умения и навыки, формировать базу для самообразования, обеспечивающую в дальнейшем профессиональный рост. Она способствует формированию оригинальности мышления и творческого подхода к решению проблем учебного, теоретического, практического, в том числе и профессионального характера.

Самостоятельно под контролем преподавателя студенты изучают вопросы и задания по темам:

 

Тема 1. Экономическая сущность и функции торгового предприятия

1. Что означает понятие «предприятия»? В чём состоят различия понятий «организация», «предприятия», «хозяйствующего субъекта»?

2. Какова специфика торгового предприятия?

3. Какие признаки характеризуют торговую организацию как хозяйствующий субъект и как юридическое лицо?

4. Каковы функции и задачи розничной торговли на потребительском рынке?

5. Какие методы, инструменты и рычаги экономического управления применяются на торговых предприятиях?

 

Тема 2. Основные фонды торгового предприятия

1. Что представляют собой основные фонды, каково их назначение и по каким признакам их классифицируют на предприятиях?

2. Какие существуют виды стоимостных оценок основных фондов предприятия и для чего они применяются?

3. Какова сущность физического и морального износа основных фондов предприятия и какие факторы влияют на них?

4. Какие виды амортизации используют предприятия и чем обусловлен выбор того или иного вида?

5. В чём состоят сущность и значение воспроизводства основных фондов предприятия и какие факторы влияют на них?

 

Тема 3. Оборотные средства торгового предприятия

1. Раскройте понятие оборотных средств и дайте характеристику их структуры.

2. Какие показатели оборотных средств и как необходимо анализировать при оценке финансового состояния предприятия?

3. Назовите основные направления ускорения оборачиваемости оборотного капитала торгового предприятия.

4. Какие показатели оценивают эффективность использования оборотного капитала и как они взаимосвязаны?

5. Каким целям служит нормирование оборотных средств? Что такое иммобилизация?

 

Тема 4. Кадры торгового предприятия

1. Какие факторы влияют на формирование кадрового состава предприятия?

2. По каким признакам классифицируют кадры предприятий торговли?

3. В чём заключается сущность эффективности и производительности труда в торговле?

4. Какие функции выполняет показатель производительности труда?

5. Какими показателями и методами измеряется производительность труда? Назовите их достоинства и недостатки.

 

Тема 5. Анализ и планирование фонда заработной платы

1. Какие функции выполняет заработная плата в рыночной экономике? Как они взаимосвязаны? Каково их влияние на размер заработной платы работников предприятия?

2. Какие основные факторы влияют на уровень оплаты труда работников предприятия?

3. Какие принципы и элементы заработной платы лежат в основе её организации?

4. Какие элементы входят в состав фонда заработной платы предприятия?

5. Какова роль доплат и надбавок в организации заработной платы в торговле и общественном питании?

 

Тема 6. Финансовые ресурсы торгового предприятия

1. Какую цель и задачи выполняет расчёт потребности предприятия в финансовых ресурсах?

2. Рассмотрите методику определения потребности в оборотном капитале и назовите основные её этапы.

3. К каким последствиям на предприятии приводит недостаток оборотного капитала?

Тема 7. Розничный товарооборот торгового предприятия

1. Почему товарооборот является важнейшим оценочным показателем деятельности торгового предприятия? Какие тенденции в нём отражаются?

2. Какие показатели характеризуют товарооборот торгового предприятия и как они рассчитываются?

3. Какие факторы влияют на объём и структуру товарооборота и почему необходимо их учитывать?

4. С какой целью и в какой последовательности торговое предприятие должно проводить анализ товарооборота? Какие решения могут быть приняты по результатам анализа?

5. Какие факторы, влияющие на товарооборот, являются основными? Как рассчитывается их влияние?

Тема 8. Товарооборот предприятий оптовой торговли

1. Назовите основные отличия между розничной и оптовой торговлей?

2. Опишите основные формы товародвижение оптового товарооборота.

3. Какое влияние на торговое предприятие оказывает звенность товародвижения?

4. С какой целью предприятия оптовой торговли создают товарные запасы?

5. Как классифицируют товарные запасы?

 

Тема 9. Издержки обращения торгового предприятия

1. В чём проявляется сущность издержек обращения торгового предприятия?

2. По каким признакам и в каких целях классифицируют издержки обращения?

3. В чём состоит смысл группировки затрат по элементам?

4. Какие особенности имеют издержки предприятий оптовой торговли и общественного питания?

5. Какие факторы оказывают влияние на сумму и уровень издержек обращения?

 

Тема 10. Валовой доход торгового предприятия

1. Каковы сущность валового дохода, его значение и источники формирования?

2. Какова структура торговой надбавки? Определите внутренние и внешние границы её формирования.

3. В чём суть современных подходов к формированию торговых надбавок и каковы условия их применения?

4. Какие факторы внешнего воздействия влияют на формирование уровня торговых надбавок и каков механизм их действия?

5. Какова система внутренних факторов, определяющих уровень торговых надбавок?

 

Тема 11. Прибыль и рентабельность предприятия

1. В чём состоит сущность и какова система объектов управления прибылью?

2. Каковы цель, задачи, последовательность и показатели анализа прибыли и рентабельности?

3. Что представляет собой система основных факторов, влияющих на формирование валовой прибыли и рентабельности? Расскажите о методике их анализа.

4. Какими показателями оценивается степень эффективности распределения и использования прибыли? Каковы методика их расчёта и экономическое содержание?

5. Каковы методика расчётов и экономический смысл показателей, характеризующих эффективность распределения и использования прибыли?

 

Тема 12. Понятие эффекта и эффективности, методика расчёта

1. Раскройте понятия трёх разных видов эффективности: эффективность хозяйственной деятельности, эффективность использования отдельных видов ресурсов, эффективность производства товаров и услуг.

2. Каковы основные виды эффективности торговой деятельности? Охарактеризуйте их.

3. Дайте определение понятий «экономический эффект» и «эффективность».

4. Охарактеризуйте систему показателей, отражающих обобщённо и социальную, и экономическую эффективность предприятия.

5. Раскройте содержание понятий эффективности торговли: как сектора экономики, как сферы полезной деятельности, как хозяйствующего субъекта.

 

5.1. Темы реферативных работ

 

1. Оценка эффективности деятельности торгового предприятия: теоретический и практический аспекты.

2. Развитие розничной и оптовой торговли в Хабаровском крае.

3. Инвестиционная деятельность торгового предприятия: особенности управления.

4. Особенности применения мерчендайзинга в розничной торговле и общественном питании.

5. Имущество и основные фонды торговых предприятий.

6. Оборотные средства торгового предприятия, пути ускорения оборачиваемости.

7. Производительность труда и направления её повышения.

8. Оплата труда на торговых предприятиях и пути её совершенствования.

9. Ценообразование на предприятиях торговли и пути её совершенствования.

10. Социально-экономическое развитие торговых предприятий.

11. Сущность и содержание экономической работы на предприятиях розничных торговых сетей в современных условиях.

12. Система экономической информации, внешняя и внутренняя среда деятельности розничных торговых предприятий.

13. Экономический анализ ресурсного обеспечения розничных торговых предприятий.

14. Экономическая оценка торгово-экономических отношений предприятий торговли.

15. Персективы развития розничных (оптовых) предприятий.

16. Упущенная экономическая выгода, её влияние на финансовые результаты.

17. планирование инвестиционной деятельности на предприятиях торговли.

18. Бизнес-план, его значение и роль, порядок составления.

19. Внешние и внутренние факторы, влияющие на результаты работы.

20. Современные форматы предприятий торговли, особенности их функционирования.

21. Анализ доходов и расходов на предприятии, пути увеличения доходов и пути сокращения расходов.

22. Адаптация предприятий торговли к условиям внешней среды.

23. Система экономических показателей, их анализ и оценка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: