Времена намазов в полярном круге




Полярный круг – воображаемая линия на поверхности планеты. Он отличается тем, что там день длится больше двадцати четырех часов и ночь длится больше двадцати четырех часов. Бывает так, что день длится шесть месяцев и ночь длится шесть месяцев. Следующие страны входят в северный полярный круг: северная Финляндии, северная Норвегия, северная Швеция на Скандинавском полуострове, и север Сибири в России, и большая часть острова Гренландия и архипелаг на севере Канады и др. На этих территориях есть дни, которые длятся от двадцати четырех часов и выше, такие же и ночи. Зарождается вопрос: Каким образом исчислять времена намазов на этих территориях?

Ответ кроется в следующем: Шариат определил для предписанных намазов времена, которые входят в день и в ночь. Следует соблюдать эти времена полностью. Всевышний сказал:

... إنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَاباً مَوْقُوتًا

«… Воистину намаз предписан верующим в определенное время» (103: ан-ниса).

В предыдущей теме мы уже привели доказательства относительно времени каждого намаза и доказательства обязательности соблюдения этих времен. В Шариате нету какого-либо исключения или насх (отмены) для этих времен. Эти времена остаются установленными и не откладывается намаз и не совершается раньше времени, независимо от местоположения страны на земном шаре, независимо от того, находятся эти страны на севере или на юге.

Эти времена и являются причинами присутствия этих намазов, в том смысле, что эти намазы совершаются только с наступлением их времен. Если эти намазы совершаются не в свое время, то являются аннулированными и не принимаются. Это то, за что должны держаться мусульмане, без какой либо разницы между намазами.

Основываясь на это мы говорим, что относительно жителей этих поясов из числа мусульман применяется тоже самое, что и применяется относительно остальных мусульман, т.е. соблюдение времен намазов, не принимая во внимание сокращение дня и ночи или удлинения в их странах. Жители этих стран совершают гъадат (утренний) намаз в свое время, т.е. от появления рассвета до восхода солнца, потом ждут времени намаза зухр, которое начинается с отклонения солнца от зенита и продолжается до того, когда тень каждого предмета будет равна самому предмету, и тогда совершают намаз аср. Потом ждут времени намаза магъриб, которое начинается с заходом диска солнца за горизонт и продолжается до исчезновения красноты, потом начинается время намаза иша и продолжается до фаджр намаза. Не нужно обращать внимание на длинноту дня или ночи, или сокращения дня или ночи, как это происходит у нас летом и зимой, в этом нет проблем.

Однако в этих странах, солнце поднимается утром, потом доходит до зенита, и когда должна зайти за горизонт, оно склоняется в сторону севера и идет над горизонтом, и так завершает оборот, пока не вернется на восток, не заходя ни за горизонт запада, ни за горизонт севера, ни за горизонт востока. Потом повторяет свой круг, поднимаясь до зенита, чуть склонившись к югу. Таким образом сохраняется яркость солнца в небе, и наступает время зухра и асра, потом вместо того, чтобы закатится и прийти ко времени магъриба и иша, оно отклоняется в сторону севера не скрываясь за горизонт, без завершения круга в двадцать четыре часа. Все это время солнце не скрывается, и так продолжается двадцать четыре часа или больше этого (2, 3, 10, или 100 раз).

Очевидно, что мы можем совершить намаз гъадат, когда выходит солнце, потом можем совершать зухр и аср каждый раз, когда солнце отходит от зенита после подъема. Однако ты не можешь совершить намаз магъриб и намаз иша, из-за того, что их времена не наступают. Солнце крутится, не заходя за горизонт, и ночь не наступает. Это может продолжаться долго или несколько раз, ты же поворачиваешься к югу и совершаешь только намазы зухр и аср, и не совершаешь магъриб и иша, потому что ночь не наступает, следовательно не наступают времена этих намазов. Этот хукм касается полярных стран, т.е. хукм ограничения этими двумя намазами, и не совершения магъриба и иша. Но если время магъриба или иша наступает, мы совершаем магъриб и иша. Если же времена фаджра, магъриба и иша, не наступают на протяжении одного, двух дней или месяца, или больше, то на нас нет обязанности совершать эти намазы. Кто живет на таких территориях можно совершать много дополнительных намазов из-за обилия времени. От своих намазов они получат дары, подобно тем, кто не живет на этом поясе земли.

Возможно кто-то спросит: Почему мы не можем совершать намаз по времени ближайшей местности, в которой обычный день и обычная ночь, т.е. где движение солнца соответствует дню и ночи, и одни сутки длятся двадцать четыре часа? Почему мы не можем совершать магъриб, когда солнце подходит к западу и отклоняется, а после этого совершить иша, а когда солнце приближается к месту восхода на востоке, совершить утренний намаз (гъадат), доказывая это сахих хадисом, который передал Навас ибн Самъан (р.а.):

«ذكر رسول الله الدجال ذاتَ غداة فخفَّض فيه ورفَّع حتى ظنناه في طائفة النخل... إلى أن قال عليه الصلاة والسلام... يا عباد الله فاثبتوا، قلنا: يا رسول الله وما لَبْثُه في الأرض؟ قال: أربعون يوماً، يومٌ كسنة ويوم كشهر ويوم كجمعة، وسائر أيامه كأيامكم، قلنا: يا رسول الله فذلك اليوم الذي كسنة أتكفينا فيه صلاة يوم؟ قال؛ لا، اقدروا له قدره... »

«Посланник Аллаха (с.а.с.) однажды утром упомянул про даджаля. Рассказывая о нем, он то понижал, то повышал голос и нам даже подумалось, что тот сейчас где-то в пальмовой заросли. … до слов… О, Рабы Аллаха! Держитесь! Мы спросили: О, посланник Аллаха, сколько он пребудет на земле? Он ответил: Сорок дней. Первый день, как год, второй как месяц, и третий как неделя, а остальные как обычные дни. Мы сказали: О, посланник Аллаха, в тот день, который будет как год, достаточно ли с нас намаза одного дня? Он ответил: Нет, рассчитывайте его по размеру его… » (Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Ахмад).

Посланник Аллаха (с.а.с.) потребовал рассчитать этот день как обычные дни, во время выхода даджаля, это ясный довод на то, чтобы жители этих регионов рассчитывали свои дни, так же он указывает, чтобы кто застал даджаля, рассчитывать свои дни.

Для ответа на этот длинный вопрос, мы скажем следующее:

1 – Сверхъестественные явления, которые приходят в этих хадисах про даджаля, не имеют прямого значения, эти явления имеют косвенное значение. Нет ничего более показательного, чем то, что встречается в некоторых хадисах, и говорит метафорически. Мы упомянем следующие из них:

А – Передается от Хузайфа (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«لأنا أعلم بما مع الدجال منه، معه نهران يجريان أحدهما رأي العين ماءٌ أبيض والآخر رأي العين نار، تأجج فإما أدركنّ أحد فليأت النهر الذي يراه ناراً وليغمّض ثم ليطأطئ رأسه فيشرب منه فإنه ماء بارد »

«Я лучше джаджаля знаю, что будет у него. Вместе с ним будут две бегущих реки. Одна из них, как видится глазу – белая (чистая) вода, а другая, как видится глазу – полыхающий огонь. Если кто доживет до той поры, то пусть идет в реку, которая будет казаться огнем, пусть закроет глаза и погрузится с головой и попьет из нее, она – прохладная вода» (Муслим).

Б – От него же передается, что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«إن الدجال يخرج وان معه ماءً وناراً، فأما الذي يراه الناس ماءً فنارٌ تحرُق، وأما الذي يراه الناس ناراً فماءٌ باردٌ عِذابٌ... »

«Даджаль выйдет и при нем будет вода и огонь. Но то, что людям будет казаться водой, на самом деле – испепеляющий огонь. А то, что людям будет казаться огнем, на самом деле – холодная пресная вода…» (Муслим).

В – Передается от Абу Хурайры (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«ألا أُخْبِرُكم عن الدجال حديثاً ما حدّثه نبيٌّ قومَه، إنه أَعْوَرُ وإنه يجئ معه مثل الجنة والنار، فالتي يقول إنها الجنة هي النار... »

«Не поведать ли мне вам кое-что о даджале? Об этом еще не рассказывал ни один пророк своему народу. Он придет и с ним будет сад и огонь. То, что он назовет садом, на самом деле – огонь…» (Муслим).

Из этих хадисов очевидно проясняется, что с даджалем придут невероятные вещи, как сад и огонь, которые не из нашей реальности. Так же как и говорится в нашем хадисе «первый день как год, второй как месяц, третий как неделя…». Эти дни следует понимать как иносказательность, а не как действительность. Это означает, что эти дни будут тяжелыми для мусульман, особенно первый день, который будет как год, из-за бед и несчастий, потом второй день, подобно месяцу. Именно так нужно понимать эти хадисы.

2 – Кроме этого, есть хадис, который будет им противоречить, если вышеприведенные хадисы понимать прямо. Передается от Абу Хурайры (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«يتقارب الزمان وينقص العمل، ويُلقى الشحُّ، ويكثر الهَرْج، قالوا: وما الهَرْج؟ قال: القتلُ القتل »

«Сужается время и уменьшаются дела, люди оставят щедрость, и будет распространен хардж. Его спросили: Что за хардж? Он ответил: Убийства, убиства» (Бухари, Муслим).

Этот хадис говорит о конце света, когда и придет даджаль. Говорится, что эти дни пройдут быстро, как будто они короче чем обычные дни, и о бедах этих дней. Если этот хадис понимать прямо, то он противоречит хадису «день как год…». Нам остается только сказать, что эти хадисы не следует понимать в прямом значении.

3 – Аллах создал вселенную и определил законы, которые изменяются только лишь посредством пророков, что и является чудом. На чудеса не способны люди, а даджаль тоже из числа людей, сколько бы ни было даровано ему силы и могущества. Аллах (с.в.т.) создал солнце и установил для нее порядок, так же создал ночь и день, которые будут сменять друг друга столько, сколько пожелает Аллах, и ни даджаль и ни другие из числа людей, не в силах изменять законы земли. Никто из людей, включая даджаля, не в силах, ускорить или замедлить движение солнца. Следовательно, невозможно чтобы даджаль изменил длинноту дня, как это упоминается в хадисе «первый день как год». Так же как и для остальных людей. Нам остается растолковать этот хадис как метафорическое высказывание.

4 – Вера, чтобы была утвердительной (акъыдой), необходимо чтобы она была решительной. В решительную веру принимается только аяты или хадисы мутаватир категоричные указаниями.

Слова о том, что первый день во время прихода даджаля продлится год, второй – месяц, третий - неделя. Мы не можем твердо верить в то, что приходит в хадисах не мутаватир. В общем, как может вера во все это совмещаться с установленными законами вселенной. Однако вера в то, что приходит в другом хадисе, про увеличение войн, сходится с законами вселенной. Следовательно мы не можем приводить в доказательство эти хадисы на исчисление дней, подобно нашим.

5 – Теперь мы приведем цепочку этого хадиса, и просим прощения у мусульман, потому что мы не приняли его, не смотря на то, что он приведен в сахихе Муслима. Все наше внимание на передатчике аль-Валид ибн Муслим аль-Къураши ад-Димашкъи, он единственный передатчик у хадиса, который встречается у Муслима, Абу Дауда, Тирмизи и Ахмада. Я не видел других путей передачи этого хадиса. Зная это мы не можем успокоится на этом единственном передатчике, особенно если мы подойдем с той стороны, что это нужно брать в акъыду, или с той стороны, что это метафорическое высказывание или сверхъестественное.

Так же во многих книгах толкований хадисов я нашел, что многие знатоки хадисов заверили в силе хадисе и удостоверили его. Мы признаем это. Однако я нашел противоположные слова, которые исходят от ученных и имамов, знающих науку хадис, эти слова заставляют нас не принимать риваят, который приходит только от одного этого передатчика. Этот хадис передали Муслим и другие. Сомнение не может убеждать нас в достоверности этого хадиса, особенно если в хадисе говорится о чудесах, которые присущи только к посланникам.

Слова ученных:

Абу Дауд сказал: «Аль-Валид передал от Малика десять хадисов, у которых нет основы, из них четыре хадиса от Нафиа». Аз-Захаби сказал: «Когда аль-Валид сказал слова от Ибн Джураджа или от Аль-Авзаи, то в этих словах нет базы, потому что он передавал ложь от лжецов». Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Аль-Валид – это ар-раффаъ» (т.е. упоминал хадисы без цепочки полностью или частично). Так же Ахмад сказал: «Аль-Марвази сказал о нем: «Аль-Валид был многоошибающимся».

Махна сказал: Я спросил Ахмада об Аль-Валиде, он ответил: «У него перемешались все хадисы, те, что он слышал и те, что он не слышал, и у него были дурные поступки». Дару Къутни сказал: «Аль-Валид относил хадисы к Аль-Авзаи, который передавал хадисы от стариков, которых он застал при жизни, а имена этих стариков выпадали и хадис якобы был от Аль-Авзаи». Али ибн Аль-Мадайни сказал: «Рассказал нам Абдуррахман ибн Махди от Аль-Валида, потом я слышал от Аль-Валида, и не видел от сирийцев тоже самое, как и у него, есть странности в этом сахих хадисе, потому что никто не говорил подобно ему». Ибн Сад сказал: «Недоверие некоторых из них заставляет нас отказаться от этого хадиса». Абу Мусхар сказал: «Аль-Валид брал хадис от Ибн Абу Ас-Сафара хадис Аль-Авзаи, Ибн Абу Ас-Сафар – лжец».

По этим причинам нарушается спокойствие относительно этого хадиса, и он не пригоден служить доводами в нашей теме. И нам остается сказать, что хукм намаза общий, т.е. в каждом намазе нужно соблюдать его время. Нам и жителям других мест земли является обязательным соблюдать времена намазов, потому что не было отмены этого закона, и нету исключения.

فضل صلاتي الصبح والعصر



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: